издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Государство возвращается

Долги и махинации подталкивают власти к сворачиванию реформы электроэнергетики

  • Автор: Сергей ИСПОЛАТОВ

Борьба за сдерживание роста тарифов на электроэнергию за счёт урезания доходов сбытового сектора, кажется, близка к логическому завершению. Её главным системным итогом можно считать фактическое свёртывание реформы сектора «по Чубайсу»: большинство сбытов возвращаются под контроль государственных генераторов и сетевых структур. Формальным поводом для частичного отката на «дореформенные» позиции стала недобросовестность отдельных игроков рынка: суммарные долги на энергорынке давно перевалили за 100 млрд. рублей. Главным «раздражителем» стал крупнейший в Центральной России независимый холдинг «Энергострим»: основные компании группы уже изгнаны с оптового рынка, их функции возложены на территориальные сетевые организации, а трое топ-менеджеров объявлены в розыск по обвинению в хищении 12 млрд. рублей.

Конкуренции не получилось

Глобальная реформа электроэнергетического сектора началась в 2000-х годах по инициативе Анатолия Чубайса и достигла апофеоза в 2008-м при ликвидации монопольного игрока рынка — РАО «ЕЭС России». Основной целью было создание конкуренции в отрасли для её последующего развития за счёт частных инвестиций. Для появления свободного рынка всю энергетику страны предполагалось разделить на три сегмента: генерацию, сети и сбыт, – запретив новым собственникам владеть смежными активами. Однако реформа забуксовала с самого начала. Продав наиболее новые и эффективные генерирующие мощности, власти не смогли найти покупателей на менее привлекательные станции и вынуждены были продавать их госкомпаниям. Сети в подавляющем большинстве регионов страны остались в собственности государственных структур (ФСК и МРСК). Продажа сбытовых структур оказалась более успешной — принцип бизнеса был достаточно прост и не требовал значительных эксплуатационных ресурсов: по сути, сбыты лишь контролируют объёмы поставленной и потреблённой электроэнергии, выписывают счета и, собирая деньги с населения, должны передавать их производителям и сетевым компания. Однако модель с незначительными изменениями смогла просуществовать менее пяти лет. 

В 2011 году накануне федеральной выборной кампании власти озаботились вопросом сдерживания роста цен на электричество. Помимо урезания аппетитов сетевых компаний, на долю которых приходится около 50% итоговой цены, в конце позапрошлого года власти решили прекратить практику получения сбытами сверхдоходов. По словам чиновников правительства, требовавшего от новых собственников крупных вложений лишь на этапе покупки бизнеса, рентабельность сбытовых структур доходила до астрономических для сектора 44% при нормативных 3–5%. Сами «собиратели денег с потребителей» уверяли, что их рентабельность не превышает 5–7%. Правительство не стало прислушиваться к мнению сбытов, отчасти справедливо указывающих на свою роль «кредиторов» сектора. Собрать 100% платы с потребителей в России не удавалось ни одной компании, для погашения «кассовых» разрывов и своевременных расчётов с поставщиками и производителями энергии они занимали у банков миллиарды рублей, оплачивая проценты из своих «избыточных» доходов. Впрочем, суммарные долги на российском рынке электроэнергии всё равно постепенно росли и к 2011 году превышали 100 млрд. рублей. 

Розыск как финал доходного бизнеса

Первым оказался изгнан крупнейший частный сбыт России – холдинг «Энергострим», контролировавший около 10% рынка. Его конечные собственники никогда официально не раскрывались. Впрочем, ни для кого не было большим секретом, что компания постоянно покупает новые сбыты на деньги от уже имеющихся структур. В конце 2011 года тогдашний премьер  Владимир Путин обвинил «Энергострим» в выводе в офшоры 25 млрд. рублей, что вынудило генерального директора компании Юрия Желябовского «добровольно» уйти в отставку. Спустя год, 11 января, МВД назвало сумму ущерба от хищений в «Энергостриме», организованных Желябовским и рядом других менеджеров. По предварительным данным, речь идёт о более чем 12 млрд. рублей. По сведениям полиции, подозреваемые, вопреки интересам холдинга, заключали договоры купли-продажи акций энергосбытовых компаний с подконтрольными организациями. После этого активы фирм переводились в собственность иностранных компаний, зарегистрированных на Кипре и Британских Виргинских островах.

«Денежные средства, затраченные на покупку активов, оплачивались за счёт кредитов, а риски от невозвратов взыскивались с рядового потребителя», – полагают в МВД. Полиция возбудила уголовное дело по статье «Мошенничество», которая предусматривает до 10 лет лишения свободы. Накануне нового года обвинения были заочно предъявлены троим бывшим топ-менеджерам «Энергострима» — Юрию Желябовскому, Татьяне Муромцевой и Татьяне Бондаревой. Они объявлены в розыск, следствию пока не удалось установить их местонахождение. Не исключено, что они могли бежать из России, так как имеют значительные активы за границей: в Германии, Испании и Швейцарии.

Государство как временный собственник?

Бывший глава холдинга «Энергострим» Юрий Желябовский стал фигурантом громкого уголовного дела (фото TELEGRAF.BY)

В январе стало очевидно, что уголовная коллизия вокруг «Энергострима» приведёт к переделу сбытового рынка. К началу года на долю структур холдинга приходилось уже 11,5 млрд. рублей, или 30% всех долгов (40 млрд.) на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Забирая электроэнергию на оптовом рынке, сбыты «Энергострима» собирали деньги, не передавая их генераторам. Сейчас сама обоснованность существования энергосбытов как самостоятельного и весьма прибыльного бизнеса в России вызывает у многих вопросы, отмечают аналитики «Инвесткафе». 23 января наблюдательный совет регулятора рынка – НП «Совет рынка» принял решение о лишении статуса гарантирующего поставщика в отношении шести энергосбытовых компаний. Волчий билет был выписан «Омскэнерго-сбыту» (долг 2 млрд. руб.), «Ивэнерго-сбыту» (1 млрд.), «Пензаэнергосбыту» (1,5 млрд.), «Курскрегионэнергосбыту» (1,1 млрд.), «Брянскэнергосбыту» (1,85 млрд.) и «Орёлэнергосбыту» (450 млн. рублей). Статус гарантирующего поставщика удалось сохранить лишь одному «кандидату на вылет», входящему в «Энергострим», – «Волгоградэнерго-сбыту» (4 млрд.). Оправданием для него послужили встречные долги ВОАО «Химпром». Предприятие, входящее в структуру Ростехнологий, проходит процедуру банкротства. Волгоградский сбыт уже предъявил предприятию иски на сумму более 2 млрд. рублей. От действий структур «Энергострима» в силу специфики оптового энергорынка (платежи за энергию поступают в «единый котёл» Центра финансовых расчётов, а затем пропорционально делятся среди генераторов) страдают энергопроизводители в других регионах. Так, суммарный долг энергосбытов Томской, Омской, Новосибирской областей, Бурятии и Забайкальского края перед «Иркутскэнерго», по данным на 1 января, превышал 400 млн. рублей.    

Набсовет «Совета рынка» уже хотел лишить «Орёлэнергосбыт» и «Омскэнергосбыт» статуса гарантирующих поставщиков (ГП). Но осенью прошлого года решение так и не было принято, в качестве причины тогда называлась длительность процедуры смены ГП – от 156 дней до года. После январских каникул стало известно, что премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о внесении поправок в процедуру смены ГП: срок сократился в три раза — до 52 дней. Новый поставщик будет определяться на аукционе, победителем станет тот, кто предложит погасить кредиторам наибольшую сумму долга. Если выявить победителя не удастся, то Минэнерго будет присваивать статус ГП территориальной сетевой организации (ТСО) либо организации по управлению единой национальной электрической сетью (ФСК). Для этого в декабре в состав «Совета рынка» был принят ряд структур МРСК. Они же будут осуществлять функции ГП в период проведения конкурса. Именно так уже произошло с регионами, в которых работали шесть сбытов «Энергострима», лишившиеся на прошлой неделе статусов ГП. Их полномочия переданы ТСО, в роли которых преимущественно выступают подразделения МРСК. 

Таким образом, на период смены и в случае «неудачного» аукциона сетевые структуры, подконтрольные государству, будут совмещать и функции сбытов. Это фактически означает обратное «запаковывание» сектора. Стоит отметить, что в прошлом году именно совмещение двух функций (сетевой и сбытовой) ставилось чиновниками в вину МРСК Северного Кавказа, что стало одной из причин смены менеджмента компании. Таким образом, с учётом значительных сбытовых активов, сосредоточенных в руках двух крупных госгенераторов – «РусГидро» и «Интер РАО», доля государства в электроэнергетике хотя бы временно существенно вырастет. 

Долги могут остаться

Сторонники как минимум временной передачи функций ГП сетевикам упирают на то, что обновлённая схема с сокращёнными сроками страхует генераторов от дальнейшего наращивания дебиторской задложенности. Их оппоненты указывают на не свойственную для сетей функцию сбора денег, необходимость экстренного расширения штатов и усиление беспорядка в сетевом сегменте. Кроме того, есть серьёзные опасения, что применение новой схемы не позволит сократить задолженность: в условиях дефицита средств сетевики в первую очередь будут покрывать собственные расходы на передачу, а не стремиться возвращать деньги генераторам, отмечают аналитики. 

Так что, несмотря на рост долгов в сбытовом сегменте и на рынке в целом, наблюдатели надеются, что картину удастся изменить без массового изгнания ГП. Подобное развитие ситуации может привести к полному невозврату задолженности, опасаются аналитики «Инвесткафе». «Принято правильное решение, направленное на то, чтобы не допустить дальнейшего наращивания задолженности гарантирующих поставщиков на оптовом рынке электроэнергии. Это станет хорошим сигналом для других участников», – полагает директор НП «Сообщество потребителей электроэнергии» Дмитрий Говоров. Ужесточение правил может остаться лишь «пугалкой» для остальных игроков рынка, не попавших под «первую волну» наказания, и будут предложены иные меры по разрешению долговых проблем энергосбытов. Отдельные генераторы связывают проблему неплатежей с недобросовестностью местных управляющих компаний и муниципальных предприятий. Одно из предложений — введение страхования их ответственности в случае невозможности рассчитаться со снабжающими организациями.

Покрывать растущие расходы из-за задержек в проведении платежей путём повышения тарифов компания не может, так как тарифы на электроэнергию и тепло для населения регулируются государством, а социальная ответственность не позволяет закрывать нерентабельные котельные. Предлагается также ужесточить применение норм Уголовного кодекса к руководителям и учредителям управляющих компаний, которые намеренно выводят из оборота деньги, собираемые с потребителей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры