издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Оглянуться не успели»

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Точечная застройка, дороги, «коммуналка», детские сады – вопросы, на которые мэру Иркутска приходится отвечать, подводя итоги года, изменяются мало. Однако 2012-й принёс несколько новых тем: исполнение Закона «Об энергосбережении», грядущий чемпионат мира по хоккею с мячом и изменение принципов работы общественного транспорта. В минувшую пятницу Виктор Кондрашов рассказал представителям СМИ об успехах и неудачах прошедшего года.

Создание условий для будущих поколений иркутян – новый роддом, детские сады и школы – главный приоритет городской администрации, по словам Виктора Кондрашова. Впрочем, эти темы волнуют и иркутян, судя по тому, что вопросы, так или иначе касающиеся детских дошкольных учреждений, на пресс-конференции мэра Иркутска по итогам 2012 года звучали неоднократно.  

– В прошедшем году мы чуть меньше стали тратить на строительство новых дорог. В бюджете муниципалитета этих денег не так много, – рассказал глава областного центра в начале встречи. – Все средства перекидываем на то, чтобы развивать новое поколение. Это очень сложная позиция, многие её не понимают. Мы можем делать великолепные дороги сейчас, но по ним некому будет ездить через 10 лет. В первую очередь надо вкладывать в будущее. 

Причём одна из принципиальных позиций городского руководства – строить новые или восстанавливать имеющиеся социальные объекты в отдалённых от центра территориях города, которые долгое время были обделены вниманием. Такая мера призвана улучшить социальный климат в этих районах, отметил мэр. За прошлый год в Иркутске было открыто пять детских садов, была построена школа №23, проведён капитальный ремонт в трёх школах. В 2013 году будут сданы детские сады на улицах Байкальской, Мухиной и в микрорайоне Юбилейный. Начнётся строительство общеобразовательной школы на улице Багратиона, детских садов на улицах Новаторов, Розы Люксембург и в переулке Богданова.

Отвечая на вопрос, как планируется развивать спорт и какие спортивные сооружения будут построены, Виктор Кондрашов отметил, что необходимо перестраивать образовательную систему детского спорта, в частности вывести детско-юношеские спортивные школы из системы образования. В нынешних условиях у директоров школ нет стимула развивать детский спорт, считает градоначальник. В этом году начнётся строительство бассейнов в Ново-Ленино и на Синюшиной горе, пообещал мэр, а также физкультурно-оздоровительного комплекса в Юбилейном и в Свердловском округе. 

– Расчистили площадку на перекрёстке улиц 4-й Советской, Седова и 25 Октября, там будет большой спортивный комплекс с футбольной ареной, – сообщил Кондрашов. – Пока не решили вопрос о передаче городу спортивных объектов – стадионов «Авиатор» и «Локомотив», спортивного модуля на улице Баррикад. 

Ещё один животрепещущий вопрос касался общественного транспорта. Организация пассажирских перевозок по-прежнему относится к нерешённым проблемам города, признал мэр. Причин несколько, среди них сильное лобби частных перевозчиков и отсутствие в городской администрации специалистов необходимого уровня. 2013 год обещает несколько изменений в этой сфере.

– С 1 января перевозчики обязаны страховать пассажиров и устанавливать приборы навигации. Не каждому это по карману, – констатировал мэр. – Началось «вымывание» с рынка нерадивых перевозчиков. Вообще перевозка пассажиров – это проблема города, и если частники с задачей не справляются, то город возьмёт её на себя. Около 100 миллионов рублей мы планируем выделить в нынешнем году на закупку новых низкопольных автобусов средней и большой вместимости, чтобы закрывать особо проблемные маршруты. К этой теме мы будем возвращаться не раз. Без перестройки системы – дополнительных гаражей и пунктов технического обслуживания – можно приобрести 70–80 единиц транспорта. Когда будут появляться свободные средства, станем приобретать технику.

В этом году в Иркутске впервые появятся семь троллейбусов с автономным ходом. 

– Тяговые подстанции у Академического моста и контактную сеть для троллейбусов строить дорого, – пояснил мэр, – выгоднее приобрести бесконтактные троллейбусы: скинул рога, переехал спокойно, снова на маршрут встал. 

В городской администрации идёт работа над новой транспортной схемой. Пока не принято окончательное решение, что именно развивать: автобусы, современные бесконтактные троллейбусы, скоростные трамваи, монорельсы. Не исключено, что МУП «Иркутскгорэлектротранс» будет объединено с МУП «Иркутскавтотранс». Это даст возможность оптимизировать расходы на диспетчерскую службу и бухгалтерию предприятий. 

По словам мэра, расширение нескольких перекрёстков с самым напряжённым движением уже позволило разгрузить транспортные артерии. Однако осталось ещё несколько мест, где нужны серьёзные решения, например Маратовское кольцо. Требуют ремонта покрытие плотины ГЭС и Глазковский мост через Ангару. 

Второй «действительно серьёзный» вопрос из не решённых в 2012 году – исполнение Закона «Об энергосбережении». Впрочем, требования закона город выполнил, сообщил мэр.

– Энергоаудит и всё остальное мы доделали, большую работу провели. Мы переживали, что не успеем, но всё-таки добили. Что ещё не решили… – Ненадолго задумался Кондрашов. – Если вспомнить о точечном строительстве, хотя мы говорили о борьбе с ним, в течение года всё равно возникали очаги. Три-четыре объекта появилось, идут судебные разбирательства. 

Борьбу с точечным строительством администрация намерена продолжить и в этом году. 

Что касается сферы ЖКХ, в частности отношений управляющих компаний с жителями, здесь за год, по большому счёту, ничего не изменилось. 

–  Как было стабильное противостояние, так и осталось. Жители постоянно жалуются на работу управляющих компаний. А было ли лучше? – задаёт вопрос глава Иркутска. – На ЖЭК жаловались всегда. Отдали жильё во владение людям, но они ещё не перестроились. Мы видим тенденцию: зачастую те, кто перешагнул возраст 40 лет, привыкли жаловаться, те, кто помоложе, стараются изучить свои права и самостоятельно решать проблемы. С другой стороны, когда возникают экстренные ситуации, задумываешься, стоит ли в Иркутске иметь сто управляющих компаний или оставить десять. Всё-таки хотелось бы, чтобы их было не так много. 

Изменения в сфере ЖКХ, по словам мэра, сложный, длительный процесс. В городе появился муниципальный жилищный контроль, который призван следить за соблюдением требований законодательства в коммунальной сфере. Результаты его работы можно будет оценить в конце года. 

Отвечая на вопрос «СЭ» о решении «мусорной» проблемы города из-за исчерпания ресурсов существующего полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов, Виктор Кондрашов подчеркнул, что функцию утилизации ТБО необходимо оставить за муниципалитетом. 

– Проблема не в строительстве мусороперерабатывающего завода, – полагает мэр, – а в уборке мусора, который выдаётся на-гора жителями Иркутска, вывозе и утилизации. Система уборки более-менее работает, хотя требует улучшения, в том числе воспитания населения, особенно чтобы не жгли баки. Мы вынуждены вводить особый пожароопасный режим, поскольку горят мусорные контейнеры. У нас есть полигон, которому жить осталось недолго. Ведём работу по расширению действующего полигона, рассматриваем возможность по его переработке, пересортировке, дополнительному извлечению каких-то металлов. Решается вопрос по новой площадке для полигона и мусороперерабатывающего завода. 

Здесь экономические интересы. Есть компания, которая уже давно оформила участок под полигон, завод они строить не будут, поскольку это достаточно затратно. Рассматривается вопрос о привлечении инвестора. Место в районе трассы М-53, на мой взгляд, идеально, чтобы с трёх городов (Иркутска, Ангарска, Шелехова. – «СЭ») собирать мусор. В части экологии есть масса способов защититься от выбросов. Стоит вопрос: а подъёмна ли цена за вывоз мусора в 150–200 рублей для жителей нашего города? Со строительством завода ценник поднимется, – уверен градоначальник. – Жить надо по средствам – сделать мусоросортировку, а остатки захоранивать. При этом есть монопольные вещи, которые городу нужно оставлять за собой, кто бы ни был у руля. Транспорт, уборка дорог, тепло, вода, электричество должны оставаться под контролем муниципалитета. 

Развивать коммунальную инфраструктуру в ближайшие годы планируется и с привлечением федеральных средств. По программе развития городов Дальнего Востока и Сибири до 2018 года Иркутск может получить 3,808 млрд. рублей, в том числе на инженерные сети – 2,3 млрд. 

– Есть проблема со строительством канализационно-очистных сооружений левого берега, – сообщил Кондрашов, – скорее всего, начнем с неё. Водоканал порядка 50 миллионов рублей направит на проектирование, как только будет готов проект, пойдёт финансирование. Ожидается, что деньги начнут поступать с 2014 года.

Кроме того, говоря о сетях газо-снабжения (в Иркутске газ подведён примерно к 400 домам), Виктор Кондрашов пообещал дать поручение и.о. главы комитета по ЖКХ провести проверку их состояния. 

Пресс-конференция мэра шла более двух часов. Звучали вопросы о подготовке к чемпионату мира по хоккею с мячом, работе муниципальной газеты «Иркутск» и инвестиционной привлекательности города. 

– Прошлой осенью Иркутск, по версии журнала Forbes, вошёл в дюжину городов, наиболее благоприятных для ведения бизнеса. Меня это немножко удивило, – признал глава областного центра и добавил об инвестиционной привлекательности Иркутска: – Честно говоря, похвастать пока нечем. Для нероссийских компаний важнее коммуникации и поддержка на уровне региона. 

Не очень определённо высказался мэр о планах по благоустройству города и новых скульптурах, которые могут появиться в этом году: 

– Наступит весна, пройдёмся по улицам, посмотрим, какие надо облагородить. Есть площадка на съезде с Глазковского моста, где планировали установить бабра. Там появится композиция, какая, пока неизвестно. Может быть, фонтан. 

В целом год был насыщенным и пролетел быстро, считает Виктор Кондрашов: «Оглянуться не успели. Работы хватало».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры