издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без глянца о сокровенном

Организатор и режиссёр-постановщик театра-студии «Диалог» Валентина Просекина, как всякий человек, каждые пять лет отмечает свои юбилеи, которые называет творческими отчётами. Всё, что произошло вчера и сегодня, – это её настоящее, жизнь, полная свершений, дерзаний, полёта воображения и реализации мечты.

Прошедшая пятилетка была насыщена событиями, состоящими из постановок спектаклей, перехода «Диалога» от игрового театра в литературный, и личными достижениями режиссёра. Валентина Семёновна написала книгу «Без глянца», к дню юбилейного торжества в Доме литераторов организовала выставку своих художественных работ. В последнее время Просекина увлеклась изобразительным и прикладным искусством. Занимаясь в студии под руководством Татьяны Лысяковой, она рисовала акварелью и маслом, расписывала тарелки и осваивала технику батика. Жизнь была наполнена новыми впечатлениями, творческими поисками и реализацией задуманного.

После выпуска в «Диалоге» спектаклей «Волки и овцы» Островского, «Марьино поле» современного драматурга Олега Багаева, ностальгической композиции «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним», посвящённой творчеству Владимира Высоцкого, последовал спектакль, поставленный по рассказам Валентина Распутина «Что передать вороне», «Век живи, век люби», «Василий и Василиса». Премьера состоялась в Иркутском Доме литераторов, объявившем об открытии в своих стенах литературного театра.

Подобная метаморфоза «Диалога», отметившего в 2012 году свой 30-летний юбилей, закономерна. Театру были необходимы перемены, новый взгляд на время и события, происходящие не столько в жизни России, которые иногда кажутся абстрактными, сколько на события в Сибири, в родной Иркутской области. Идеей создания литературного театра Просекина поделилась с директором Дома литераторов Юрием Барановым, который живо откликнулся на неё. В течение короткого срока актовый зал он переоборудовал  в театр со сценой, кулисами и занавесом, звуковой и световой аппаратурой, с новыми креслами, предназначенными для пятидесяти пяти зрителей. (Если вспомнить, что театр известного польского режиссёра Ежи Гротовского был рассчитан на 65 зрителей, то иркутский зал приближается к количеству посадочных мест известных в истории мировых театральных экспериментов).

Кроме театра, в Доме литераторов Просекина создала студию «Слово», в которой занимаются чтецы разных возрастов и разных профессий. Это люди, радеющие за чистоту русского языка, стремящиеся научиться логике и мелодичности произношения стихов и прозы. Совместно с молодёжным театральным движением академического драматического театра имени Охлопкова Валентина Семёновна планирует провести областной конкурс чтецов, в котором будут исполнятся произведения авторов нашего региона.

Конечно, «Диалог» будет меняться. Спектакли, основанные на драматургии, отличаются от тех, которые поставлены на литературной основе. В литературном театре меньше игрового действия, всё внимание сосредоточено на текстах автора, его внутренних монологах, размышлениях о судьбах героев, живущих в конкретном времени и часто становящихся актуальными для любой поры. Сегодня Валентина Семёновна готовится к постановке спектакля, в котором соединит одноактную пьесу Александра Вампилова «Дом окнами в поле» и повесть Альберта Гурулёва «А снег идёт». Просекина готовится к синтезу театральных форм, к выражению пронзительно звучащего авторского слова.

За пять лет, отделяющих режиссёра от предыдущего юбилея, сделано Просекиной немало, и, пожалуй, главным событием, не уступающим череде премьер «Диалога», стало издание ею книги «Без глянца», в которой автор делится с читателями тайнами работы любительского театра, методикой работы с актёрами. Немаловажную роль в этом процессе играет умение руководителя из разрозненной массы людей создать коллектив единомышленников, для которых репетиции спектаклей становятся не просто хобби, а делом, занимающим большую часть свободного от основной работы (или учёбы) времени. Это только кажется, что, придя в театр и получив роль, человек тут же начинает играть на сцене. Актёрскому мастерству, пусть на любительском уровне, надо учиться, надо постигать секреты коллективной работы, создавая из отдельных диалогов и монологов образ целостного спектакля. О простых на первый взгляд и сложных законах перевоплощения, вхождения в образ пишет в книге режиссёр, работавший на протяжении долгой творческой жизни со множеством актёров-любителей.

Книга «Без глянца» так названа ещё и потому, что выпущена скромно, без дизайнерских изысков, какими отличается современная полиграфия. Издание книги сегодня стало дорогостоящим и хлопотным делом, Просекиной необходимо было максимально сократить расходы и найти необходимую сумму. В этой затее ей помогали друзья, помогли и сборы от спектаклей, сыгранных «Диалогом», в фонд издания книги Просекиной.

Валентина Семёновна находит время и для занятий изобразительным искусством, причём стремится овладеть несколькими техниками сразу. От акварели она плавно перешла к живописи, росписи тарелок, валянию из шерсти, батику. Начинающему художнику хватает терпения, чтобы исправлять не получившееся сразу, совершенствовать рисунок, добиваться глубины и психологической достоверности в своих пейзажах и натюрмортах. Просекина щедро дарит свои работы друзьям; из лучших, отобранных Татьяной Лысяковой, организовала юбилейную выставку, удивив гостей новой гранью своего таланта.

В театральных спектаклях Просекину волнуют многие темы, среди последних знаковой стала постановка на камерной сцене академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова «Рождественских историй» с хором Харлампиевской церкви, театром «Вдохновение» школы №10 и, конечно, своими друзьями – участниками молодёжного театрального движения. Светлому празднику Рождества было посвящено пять театральных вечеров, рассказывающих о рождении Иисуса Христа, о волхвах, известивших человечество о знаменательном для него приходе в земную жизнь Сына Божьего.

Свои новые увлечения Валентина Семёновна называет «необыкновенное». Впрочем, вся жизнь Просекиной состоит из событий незаурядных и необыкновенных. Со своим подвижничеством, стремлением искусством театра сделать души людей лучше и чище она идёт по жизни, удивляя неиссякаемой энергией и талантом своих зрителей и друзей. «Необыкновенное, – считает Валентина Просекина, – состоит из простых, ясных и интересных дел».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры