издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энергосбережение на колёсах

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Светодиодные лампочки, инновационные плиты отопления, воздушные завесы и электронное управление – в общественный транспорт внедряют ресурсосберегающие технологии. Новый подход к трамваям и троллейбусам в год позволяет экономить предприятиям десятки миллионов рублей. Впрочем, признаются специалисты, энергосберегающие технологии слишком дорогостоящие, чтобы вводить их повсеместно.

Лампочка миллионы бережёт

Предприятия Иркутской области, которые осуществляют перевозку пассажиров на трамваях и троллейбусах, в голос заявляют об эффективном энергосбережении. По словам специалистов, новые технологии позволяют экономить десятки миллионов рублей, предприятия выходят из многолетних кризисов. Набор мероприятий схож, однако подход к реализации программ ресурсосбережения на транспорте значительно разнится. 

Так, в МУП «Иркутскэлектротранс» уверяют, что простая замена ламп накаливания на светодиодные позволила значительно сократить электропотребление. В трамваях удалось снизить затраты по электроэнергии в 20 раз, в троллейбусах – в 9 раз. «Раньше у нас стояли в трамваях лампы по 60 Вт, мы подобрали линейку ламп на 9 Вт, которые по светоотдаче не уступали предыдущим. В итоге получили колоссальную экономию», – рассказал заместитель директора по техническим вопросам МУП «Иркутскэлектротранс» Борис Аксёнов. Положительный опыт на предприятии транслируется сейчас и на троллейбусы. За счёт установки ламп на 8 Вт вместо светильников 20 Вт энергопотребление в троллейбусах уменьшилось в 9 раз.

Новый подход к освещению транспорта, рассказали в МУП «Иркутск-электротранс», стал настоящим спасением для убыточного муниципального предприятия. По словам директора Андрея Маковецкого, расходы «Иркутскэлектротранса» в 2012 году сократились на 25 миллионов, прежде всего за счёт установки энергосберегающих ламп. «Идея сэкономить именно на освещении появилась не случайно. В зимнее время свет в транспорте у нас горит до 12-14 часов. Это очень много, мы были вынуждены искать эффективный способ сокращения расходов на нужды освещения», – добавил Борис Аксёнов.

В МУП «Ангарский трамвай» признали, что переход трамваев на энергосберегающие лампы планируется, но только после того, как будет завершена модернизация подвижного состава. Как сообщили в администрации Ангарска, 60 вагонов подлежат списанию. Это почти 80% всего подвижного состава. В первую очередь вагоны требуют капитального ремонта или замены на современных собратьев. Только после этого начнётся реконструкция системы освещения в трамваях.

Пока же световые изменения коснулись гаражей, остановок общественного транспорта и цехов. «Сейчас ведутся переговоры с фирмой, которая предлагает установить натриевые газоразрядные лампы. Как нам заявили, у новых ламп намного выше срок службы, по расходу электроэнергии они в пять раз экономичнее. Единственный минус – высокая цена. Одна натриевая лампа стоит от 8 до 13 тысяч рублей. Хотя бы на первое время предприятию нужно 50 таких ламп. Окупятся они достаточно быстро», – рассказал начальник энергомеханической службы МУП «Ангарский трамвай» Владимир Вуколов. 

«Двери открываются, воздушные системы включаются»

Повсеместно в центральных регионах страны экономия ресурсов проводится за счёт отопления. Однако в сибирских условиях трамваи и троллейбусы Приангарья не всегда могут перейти на экономически выгодные технологии. Отопление салонов транспорта составляет львиную долю энергопотребления предприятий. Поэтому иркутские и ангарские перевозчики каждый на свой лад пытаются найти самые выгодные способы согреть своих пассажиров.

Новые троллейбусы в Братске имеют энергосберегающий электронный привод

В «Иркутскэлектротрансе» работает сразу несколько схем для отопления подвижного состава. Например, во всех трамваях областного центра вместо электрических обогревателей, которые находились под сиденьями, установили над входными дверьми тепловые завесы. Такие воздушные препятствия не дают холодному воздуху проникать в салон. «Как показала практика, установка завес на входе была правильным решением – достаточно экономичным и эффективным. Главной нашей задачей по-прежнему остаётся создание нормального теплового режима внутри салона», – добавил Борис Аксёнов. Кроме того, отметили на предприятии, все салоны иркутских уличных поездов оборудованы термодатчиками, благодаря которым поддерживается оптимальный температурный режим. 

Борис Аксёнов пояснил также, что установить тепловые завесы в троллейбусах пока технически невозможно: двери открываются вовнутрь. Для того чтобы разместить «греющий кондиционер», просто нет места. Специалисты нашли альтернативный способ: салоны оснащаются электрооборудованием с пониженным электропотреблением. «В качестве пилотного проекта установили в троллейбусах несколько электропечей пермского производства, но испытания они не прошли. Сейчас осваиваем тэны, изготовленные в Улан-Удэ. Они дают тепло как печь в 4 кВт, а сами потребляют энергии 1,5 кВт. В течение лета, то есть к следующему зимнему сезону, мы должны решить проблему с теплом в троллейбусах», – рассказал Андрей Маковецкий.

В Ангарске решают проблему отопления салонов трамваев совсем по-другому. «Иркутскую методику тепловых завес наши технари не поддерживают. Хотя рациональное зерно в варианте воздушного препятствия есть», – рассказал Владимир Вуколов. Ангарские трамваи в основном отапливаются за счёт тэнов, которые размещаются под сиденьями, – не самый выгодный вариант, зато действенный. При этом, чтобы не обогревать улицу, используется электронная система регулирования подачи тепла. Это фактически единственный способ экономии. 

«В салонах размещены термодатчики, которые позволяют контролировать температурный режим. Для рационального использования у нас для каждой температуры разработан свой график. Утром везём народ на работу в промзону – обогреватели работают на полную мощность. Через некоторое время на улице становится теплее, в салонах нагрузка на обогреватели снижается. Полный контроль ситуации, иначе людей мы заморозим», – добавил Владимир Вуколов. На территориях Приангарья по-разному воспринимают опыт иркутских и ангарских коллег. Так, в Усолье-Сибирском активно используются тепловые завесы на трамваях. Впрочем, почти во всех городах области не отказываются и  от обогревателей под сиденьями. 

Кардинальная методика

«На нашем предприятии 90–95% электроэнергии тратится на тяговую силу. Именно поэтому сейчас во главе угла стоит модернизация вагонов. К тому же подвижной состав старый, а покупать новые трамваи очень дорого – около 17 миллионов рублей, реконструкция обойдётся почти в четыре раза дешевле», – рассказал Владимир Вуколов. 

Недавно в администрации Ангарска прошло совещание по поводу модернизации предприятия «Ангарский трамвай». На встрече с главой города Владимиром Жуковым представители челябинской фирмы «ЧелябТрансСервис» рассказали ещё об одном способе экономии. «Мы предлагаем проект, который проведёт модернизацию подвижного состава и позволит значительно сократить расходы, – рассказал  директор группы компаний «ЧелябТрансСервис» Вячеслав Ермаков. – Сейчас очень актуальна тема энергосбережения, ведь тарифы на энергоресурсы растут, поэтому мы убираем из старых трамваев контактную систему и ставим электронику. Вдобавок делаем капитальный ремонт, устанавливаем в трамваи тепловые завесы, ставим светодиодную линию освещения. Таким образом получаем новый хороший трамвай с достойным внешним видом. Модернизация одного вагона будет стоить 3,5 миллиона рублей». 

Новое энергосберегающее оснащение позволит сократить расходы на содержание трамвая до 40%. В Челябинске уже 10 модернизированных таким образом составов себя зарекомендовали в работе. На очереди ещё 60. 

Устанавливают электронную систему тяговых двигателей на IGBT-транзисторах и  в иркутских трамваях. Пока технологические новинки имеются только на двух. Оборудование очень дорогостоящее – около 700 тысяч рублей, срок окупаемости составляет 5-7 лет. «Электронная система тяговых двигателей требует модернизации всего трамвая. Для таких сложных работ потребовалась консультация завода-изготовителя. Поэтому, если сейчас заказываем новые трамваи, указываем в документах, чтобы электроника уже была», – рассказал Борис Аксёнов. Электронная система тяговых двигателей позволяет в первую очередь экономить ресурсы в момент торможения состава. 

Необычное энергосбережение возможно на новых троллейбусах – беспроводных. Троллейбус имеет энергосберегающий электронный привод, который позволяет экономить электроэнергию и возвращать её в сеть в режиме рекуперации. Первая такая «чудо-машина» появилась в Братске в начале февраля. «Новый троллейбус позволяет снизить затраты на электроэнергию до 40%. К тому же есть возможность использовать его на территориях, где нет ветки для троллейбусов. Так, уже охвачен центр города – 17,18, 23 микрорайоны. Троллейбус без проводов, на заряде аккумулятора может проехать около 60 километров», – рассказали в пресс-службе администрации Братска. На днях в Братске ждут второй энерго-сберегающий троллейбус. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры