издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Счёт на человека

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

В Иркутске сотни квартир числятся «нулевыми». В них никто не прописан, в них нет приборов учёта энергоресурсов. Но жилплощадь при этом не пустует. Квартиры сдаются семейным парам, гастарбайтерам и цыганским таборам. Расходы за коммунальные ресурсы полностью падают на соседей. Выход из сложной ситуации нашли общественники. Теперь вместе с правоохранительными органами и представителями управляющих компаний неравнодушные соседи могут навести порядок в нехороших квартирах.

Рычаг управления 

Сотни иркутских квартир сдаются нелегально. Арендодатели не оформляют сделку, не платят налоги, а квартиросъёмщики не регистрируются по новому адресу. В итоге на бумаге числится, что квартира пустая, никто в ней не живёт, даже не прописан. Как правило, в таких квартирах не стоят приборы учёта, плата за коммунальные услуги начисляется по нормативам. Все расходы по содержанию дома и оплате коммунальных услуг нехорошей квартиры, в которой «как бы никто не живёт», полностью падают на соседей. «Старшие по дому, по подъезду знают такие квартиры. Люди всегда стараются снимать подешевле, селятся по нескольку человек. Хорошо, если хотя бы один прописан в доме, а живут двое. Но ведь бывает, что не прописан ни один, а проживают от пяти до десяти гастарбайтеров. 

Весь перерасход по дому падает на соседей, они сразу начинают бить тревогу», – рассказала председатель ТОС «Синюшина гора» Светлана Таборова. По её словам, на общедомовые нужды порой «накапывает» таким образом 10–15 лишних кубов воды.

В управляющих компаниях признали, что проблема «нулевых» квартир остро стоит в городе. «Управляющие компании практически не имеют рычагов воздействия, у них нет даже контрольных функций. Единственный выход – работа с общественниками, привлечение участковых, которые и должны отслеживать незарегистрированных граждан», – отметил пресс-секретарь Содружества ЖКХ Владислав Фёдоров.

До обязательного введения повсеместно приборов учёта, как поквартирных, так и общедомовых, проблема нехороших квартир не стояла так остро. Главный инженер ОАО «Восточное управление ЖКС» Татьяна Ермакова рассказала, что большое количество жалоб от соседей стало поступать именно после установки счётчиков. «Никто не хочет платить лишних денег. Вопросов стало поступать так много, что мы по этому случаю проводили месяц назад семинары для старших по дому. Результаты уже есть, совместными усилиями мы нашли выход», – пояснила Татьяна Ермакова.

Перестать платить за «того парня» можно, только если соседи объединятся. Просто прийти и пожаловаться на нечестных жильцов в управляющую компанию мало. По словам начальника финансово-экономического отдела ОАО «Восточное управление ЖКС» Ирины Фессан, компания предлагает пути решения лишь при наличии совета дома. Работать с безликой массой управляющие компании просто не могут – не имеют права сами приходить с претензиями в «нулевые» квартиры. «Нужен совет дома, который был избран собственниками жилья. В крайнем случае достаточно старшего по дому, по подъезду. Мы собираем активистов, рассказываем им поэтапно, что нужно сделать», – сообщила Ирина Фессан.

Добровольный десант

Самое главное – выяснить, в каких квартирах без приборов учёта проживает большее количество человек, чем числится по документам. Для этого представители совета дома вместе с работниками управляющей компании, а также участковым вечерами обходят все квартиры. Определить, какая именно квартира является «нехорошей», просто. Намного сложнее договориться с собственниками жилплощади и жильцами платить за потребляемые ресурсы. При этом, поясняют специалисты, возможны несколько вариантов развития событий.

Первый из них – самый идеальный, случается редко. Уличённые собственники добровольно пишут заявление о согласии платить по нормативам за каждого человека, который проживает в квартире, но не прописан. Как отметила Ирина Фессан, такое бывает, если в квартире проживают два человека, но зарегистрирован только один. «На время, пока собственники не установят счётчики, они соглашаются платить за каждого по нормативам. Так было в доме № 29 по улице Дзержинского. Почти все жильцы добровольно написали заявление о начислениях по количеству людей», – рассказала Ирина Фессан. 

Возможен и менее оптимистичный исход: соседи знают, что в квартире проживают незарегистрированные люди, нет приборов учёта, но собственник отказывается писать заявление. «В таком случае жители многоквартирного дома в присутствии участкового сами составляют акт, пофамильно прописывая каждого проживающего, не упуская даже маленьких детей. Затем данные заносятся в карточку лицевого счёта. Так снимается нагрузка с соседей, даже если собственник привык жить бесплатно», – пояснила Ирина Фессан. 

Бывает, что вечернему десанту просто не открывают двери в «нулевых» квартирах. Как правило, так происходит именно там, где живёт большое количество человек. «В центре города есть дома, где резко вырастают начисления в несколько раз. Это значит, что в какой-то квартире без регистрации поселилась большая семья. Мы сталкивались с ситуациями, когда в небольших квартирах жили целые колонии: цыганские таборы, китайские и узбекские гастарбайтеры», – рассказала собеседница «СЭ». Такие жильцы просто не открывают двери, собственники квартиры отказываются вести какие-либо переговоры даже с правоохранительными органами. Тогда совет дома имеет право составить акт, в котором будет указано, какое количество человек проживает в забаррикадировавшейся квартире. В карточке лицевого счёта будет указана данная информация.

Все эти меры, признала Ирина Фессан, призваны не только облегчить жизнь добросовестным соседям, но и подтолкнуть собственников установить в квартире счётчики. «Соседям мы предлагаем провести перерасчёт за весь год, если доподлинно известно, что в «нулевых» квартирах всё это время кто-то жил. Сумма в платёжках за общедомовое потребление ресурсов, конечно, уменьшается. Срабатывает и психология экономии. Уличённые собственники во многих случаях просчитывают, что поставить прибор учёта им будет намного выгоднее», – добавила Ирина Фессан.

Нестандартная находка

Порой в квартирах без приборов учёта проживают люди, которые прописаны в другой части города или даже в другом населённом пункте. Если по месту жительства они платят по нормативам, никаких претензий к жильцам нет. Управляющая компания даже идёт им навстречу и предоставляет справку из бухгалтерии о том, что они платят за коммунальные услуги по месту жительства. После того как заветный документ получен, по адресу прописки сделают перерасчёт. «Человек должен платить только один раз за коммунальные услуги. За те ресурсы, которыми он пользуется. Мы это понимаем. Ничьи права не ущемляются, все довольны друг другом», – добавила Ирина Фессан. 

Активисты, которые совершают вечерние обходы по квартирам, наталкиваются на весьма неординарную причину перерасхода по дому. «В нормальной ситуации лишнего потребления быть не должно. Электричество всегда примерно одинаково расходуется в подъездах. Вода используется только для уборки. Может ещё произойти авария на сетях. Если же аварии нет, не ведётся ремонт, из-за которого может увеличиться потребление «общедомовой воды», но расход увеличился на десятки кубометров, есть повод начать искать утечку», – предупредила Ирина Фессан. Так, во время поквартирного обхода было обнаружено, что в одной из квартир сломался смеситель. Горячая вода текла постоянно, и днём и ночью, на протяжении почти месяца. Собственники жилья, чтобы избавиться от неприятного постоянного парения, не вызывали слесаря, а просто включали холодную воду. Вода смешивалась, не тревожила собственников, утекая по 10–15 кубометров в день. В итоге счёт за такую совершенно безалаберную утечку упал на всех жильцов многоквартирного дома. 

«По нашей статистике, десятая часть домов, которые обслуживает управляющая компания, уже смогли решить проблему с «нулевыми» квартирами. И это не предел. Всё упирается в совет дома, в активистов, которые готовы представлять интересы жильцов дома», – добавила Ирина Фессан.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное