издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зрелость и дерзость «Юности»

Перед каждым спектаклем любительского театра «Юность» его художественный руководитель заслуженный работник культуры Алексей Худяков выходит к зрителям и рассказывает о театральном коллективе при Дворце пионеров, состоящем из ребят от 14 лет. С годами многие, окончив школы и вузы, из театра не уходят, понимая, что без творчества жить не смогут. Некоторые «заразились бациллой» театра настолько, что посвящают ему всю свою жизнь. Не случайно за 47 лет его существования семьдесят выпускников «Юности» стали заслуженными артистами, двоим присвоено высокое звание народных артистов России.

Вот и перед спектаклем «Ночь Гельвера», поставленным по пьесе молодого польского драматурга Ингмара Вилквиста, Алексей Алексеевич предупреждал публику, собравшуюся в Доме актёра, что играть его будут не профессиональные актёры: исполнителями стали Ксения Вьюник, архитектор-дизайнер, и Антон Кокорин, юрист. На первый взгляд кажется, что это режиссёрская дерзость – поручать сложнейшие роли молодым людям, не вполне владеющим мастерством актёра, не знающим всех секретов существования на сцене. Но искренность и вера в предлагаемые обстоятельства пьесы, стремление высказаться о насущных проблемах современности помогают верить актёрам-любителям, сопереживать их героям.

Пьеса сложная. Её действие происходит в 30-е годы прошлого столетия, в период зарождающегося в Германии фашизма. Страница истории? Нет, скорее размышление о мотивации поступков человека, помыслившего о своём превосходстве над другим человеком, не похожим на него. «Сволочами» называют в пьесе всех, кто слаб, несовершенен или не принадлежит к расе, называемой фашистами избранной. Вот и Гельвер, попытавшийся слиться с идеями воинствующей толпы, стал «сволочью» – человеком, подлежащим уничтожению.

Исполнители спектакля подробно рассказывают историю, состоящую из парадоксального поведения героев, из персонажей, превращающих зло в добро. Гельвер не совсем психически здоровый молодой человек. Чтобы не допустить расправы над ним, его приёмная мать позволяет ему добровольно уйти из жизни. Лучше тихая, убаюкивающая смерть, нежели гибель от кулаков уличных молодчиков.

В репертуаре «Юности» есть спектакль «Сны» («Анатомия снов»), поставленный по пьесе Ивана Вырыпаева, который препарирует состояние наркоманов – молодых людей, рождённых для созидания и добра, которые предпочли, однако, «полёты» и добровольный уход из жизни. И снова спектакль о смерти и протесте против идеи превосходства сильного над слабым. Разве мог подумать поляк Вилквист, исполнители его пьесы в России, что в государствах, которые боролись против фашизма, этот фашизм проснётся в поколениях, забывших о гибели на войне своих дедов? И если не фашизм, то утверждение «селекции», естественного отбора в среде людей.

В «Ночи Гельвера» ассоциаций с современностью множество. Скинхеды – это поверхностный ассоциативный ряд, в спектакле заложены более глубокие и драматичные проблемы. Незаметно, исподволь в нашем обществе сформировались озлобленность и равнодушие. Вчерашние советские люди стали жить по закону «человек человеку волк», могут убить не только за капиталы, но и за копейку. Что говорить о тех, кто от рождения инвалид. Не секрет, что кое-кто из наших современников пренебрежительно относится к парням, потерявшим руки или ноги на чеченской войне, других локальных войнах. Говорить о подобных «язвах» современного общества можно бесконечно. «Юность», для этого разговора предпочтя громкой публицистике тихий тон, размышляет о душе человека, его ответственности за свою жизнь и жизни будущих поколений. 

Играть спектакль непросто. В небольшом сценическом пространстве актёры-любители Ксения Вьюник и Антон Кокорин проживают судьбы героев, психологическое состояние которых, как зеркало, отражает состояние современного общества. Понять, что с нами происходит, – значит занять протестную позицию, открыто и высокоэмоционально утвердить борьбу гуманистических идей с мракобесием.

В 1966 году театральная студия «Юность» начиналась со спектаклей, рассказывающих о проблемах молодёжи, коллектив обращался к пьесам одного из лучших драматургов того времени Владимира Тендрякова. Потом ему стали интересны темы, относящиеся к истории декабризма (в Иркутске открывались дома декабристов Сергея Трубецкого и Сергея Волконского, интерес к декабристам в среде интеллигентов был повышенным). В это же время на сцене исследовали литературное наследие и судьбу поэта Александра Сергеевича Пушкина, играли французские и русские водевили.

Могло показаться спорным обращение молодёжного театра к старинному водевилю. Но ребята своими спектаклями, сыгранными в мемориальных домах декабристов, хотели восстановить атмосферу домашнего театра Марии Николаевны Волконской, передать дух XIX века с его трагическим и жизнеутверждающим началом.

Алексей Алексеевич Худяков, историк по образованию, умеет сопоставлять эпохи, анализировать время как носитель информации. Интуитивно он чувствует, когда необходимо говорить о насущном, а когда можно дать «передышку», посмеяться над водевильными пустячками или, наоборот, показать со сцены зловещую судьбу шотландской королевы Марии Стюарт. Идея этого спектакля принадлежала ребятам, занимающимся в «Юности» и захотевшим погрузиться в «золотой век» Англии времён правления королевы Елизаветы. Через костюмы, манеру держаться, поведенческие мотивации поступков героев они почувствовали интриги и власть, эпоху, в которую жили великие женщины, созданные Богом для власти и любви. 

Актёры-любители играли «костюмный» спектакль и были счастливы от осознания того, что представляют на сцене избранных, настоящих сильных мира сего, о которых сегодня мы имеем смутное представление. Счастливы были и зрители, увидевшие на сцене настоящую игру воображения, любовные страсти, о которых современный человек, кажется, основательно подзабыл.

В начале третьего тысячелетия театр вновь обращается к произведениям, щемящим душу, заставляющим не только смотреть спектакль, но и сопереживать его героям, размышлять о времени, в котором все мы живём.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры