издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Классический пейзаж с экологическим подтекстом

  • Автор: Леонид КРУТОВ

В Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачёва продолжает работу выставка «Живительные образы природы», открытая в рамках Года охраны окружающей среды в России. Пейзажи лучших русских художников XIX-XX веков из собрания музея (включая сибирских авторов) отражают всё многообразие русской природы от Дальнего Востока до средней полосы России.

Тот факт, что 2013 год официально объявлен в России Годом охраны окружающей среды, оказался для Иркутского художественного музея хорошим поводом достать из своих фондов поистине редкие произведения. Многие из полотен, представленных на выставке «Живительные образы природы», не являлись взору публики уже много лет, а некоторые не выставлялись никогда. Так, например, картина «На пашне», написанная в конце XIX века одним из лучших пейзажистов России Николаем Дубовским, впервые покинула фонды, чтобы быть представленной публике. На большом полотне изображён, в общем-то, бытовой сюжет из жизни русского крестьянства, но тот простор, который служит фоном этой сцене, придаёт полотну по-настоящему эпический характер.

– Основная идея нашей выставки состоит в том, чтобы показать всё природное разнообразие России, – говорит ведущий специалист художественного музея имени Сукачёва, автор концепции выставки и её куратор Людмила Снытко. – Россия огромна, она включает в себя самые разные климатические пояса, удивительные ландшафты, совершенно неповторимые картины природы. Это настоящее богатство, которым нужно гордиться и которое нужно сохранять. 

Чтобы наиболее полно показать красоту всей России, в экспозицю было решено включить все значимые регионы страны, изображённые на лучших полотнах мастеров-живописцев: здесь и Чёрное море, и Урал, и Кавказ, и Алтай, и средняя полоса России, и Амур, и даже Украина, которая в XIX веке входила в состав нашей страны. 

Почти все авторы – выпускники Петербургской художественной академии, по сути, самый цвет русской классической живописи, коллекция которой в иркутском музее огромна. Часть этих полотен приобретал лично Владимир Сукачёв для своей галереи, которая много позже составила основу собрания Иркутского художественного музея.

Столичный художник Николай Добровольский провёл в Сибири всего один год и значительную часть этого времени пробыл в Иркутске, где написал с натуры несколько картин. Он посчитал нужным представить их местной публике – в галерее городского головы Владимира Сукачёва, который купил у него несколько полотен. Теперь одно из них – «Ангара ночью» 1886 года – украшает выставку русского пейзажа.  

Есть и другие интересные имена. Например, маринист Лев Лагорио, который, по мнению некоторых искусствоведов, был даже талантливее Айвазовского. Всю жизнь он прожил на берегу Чёрного моря и воспевал его на своих полотнах. Или, к примеру, барон Михаил Клодт, представленный картиной «Пейзаж с рекой», который больше всего на свете любил провинциальную природу средней полосы России. «Какие бы уютные, интимные уголочки он ни выбирал, всегда рядом с ними соседствует горизонт, бесконечность русской природы», – рассказывает Людмила Снытко.

Экспозиция состоит из более чем 50 больших полотен классической русской реалистической школы. Однако в выставку столичных художников XIX-XX веков из фондов музея было решено включить несколько работ иркутян: так, сюда попали произведения Бориса Лебединского, Евтея Симонова, Николая Андреева, Анатолия Костовского. «Мы считаем, что эти картины написаны на столичном уровне, поэтому решили включить их в экспозицию, – говорит Людмила Снытко. – И они очень органично сюда вошли».

Один из талантливейших сибирских художников Николай Андреев, репрессированный в советские годы за дружбу с Давидом Бурлюком и анархистские взгляды, представлен работой «Собаки севера». «Осталось очень мало его работ, потому что после его ареста почти все произведения пропали и до сих пор не найдены. В фондах нашего музея есть ещё пять, – рассказывает куратор выставки. – Другой автор – Борис Лебединский. Родившийся под Петербургом, он приехал на Байкал в 1917 году и влюбился в здешние края. Больше известный как график, он всё же увлекался живописью и написал несколько удачных произведений. «Багульник в Саянах» 1922 года – это одна из ранних его живописных работ, которая, впрочем, осталась самой лучшей».    

Единственный автор выставки, до сих пор здравствующий, – живой классик Анатолий Костовский. Он представлен произведением «Река Тунгуска», написанным в 1972 году. В молодости художник много ездил по Иркутской области и везде старался запечатлеть природу родного края. «Удивительно, как ему удалось прочувствовать и передать на холсте суровую красоту природы севера Иркутской области», – удивляется Людмила Снытко.      

– Мы смогли выставить, конечно, далеко не всё, чем обладает музей, – добавляет она. – Коллекция русского пейзажа у нас, пожалуй, самая богатая и самодостаточная. Ведь наш музей первый в Сибири и по богатству, и по исторической значимости экспонатов. 

Выставка «Живительные образы природы» в центральном здании Иркутского художественного музея (ул. Ленина, 5) будет работать до середины мая.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное