издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Математики в поисках гармонии

  • Автор: Максим Васильев

С 23 апреля в Иркутском Доме кино начнётся прокат картины «Чувственная математика» – документального авторского фильма о современных математиках. Первый показ, который состоится в ближайший вторник, будет сопровождаться встречей с автором ленты – режиссёром-документалистом Екатериной Ерёменко, живущей в Германии, которая уже не первый раз посетит Иркутск.

Имя Екатерины Ерёменко уже знакомо части иркутян, живо интересующихся современным документальным кино. Известный в мире документалистики кинорежиссёр, в  прошлом году она дважды посещала Приангарье в рамках киношколы, организованной областным кинофондом и региональным отделением Союза кинематографистов РФ. Тогда она проводила с начинающими деятелями кино мастер-классы и заодно, кстати, уже представляла для небольшого числа иркутских зрителей свою новую картину «Чувственная математика», на тот момент только что получившую приз зрительских симпатий на Московском международном кинофестивале. 

С тех пор картина была отмечена ещё на нескольких международных киносмотрах и спустя восемь месяцев вернулась в Иркутск, получив прокатное удостоверение, что для документального кино является скорее исключением, чем правилом. В ограниченном российском прокате картину взялся поддержать телеканал 24DOC, специализирующийся на мировой актуальной документалистике.    

Для Екатерины Ерёменко, в прошлом фотомодели и телеведущей, а сейчас вполне признанного кинорежиссёра авторского документального кино, живущей и работающей в Германии, «Чувственная математика» – уже четвёртый авторский фильм и, несмотря на «сухость темы», наверное, самый успешный и популярный. Достаточно сказать, что сегодня он уже переведён на девять иностранных языков и продолжает активно презентоваться в Европе. Но главная победа Екатерины Ерёменко не в этом: она смогла доказать, что для документального кино не бывает скучных тем.

Для абсолютного большинства людей современная высшая математика – это что-то непонятное, загадочное, абстрактное и недосягаемое. Однако Ерёменко удалось не только сделать из этой «сухой темы» интересное кино, но и визуализировать самую абстрактную из наук. Для этого она – режиссёр, сценарист и продюсер в одном лице – избрала необычную подачу. Картина разделена на шесть условных глав, каждая из которых соответствует тому или иному органу человеческих чувств. Героем каждой части выступает какой-либо ведущий современный математик, который рассказывает о своей работе сквозь призму заданной темы.  Для кого-то это вкус, и он сравнивает математику с салатом, в котором каждый ингредиент – это та или иная составляющая уравнения, а поиск решения сравнивается с процессом приготовления пищи. Ответственный за зрение находит темы для разговора, просто оглядываясь по сторонам, и поводом для рассуждений становятся то мыльные плёнки, то люстры в метро, то пчелиные соты, а то и вовсе мясорубка. Ещё один учёный рассказывает о своей работе через осязание и говорит о том, что его интересует проблема упаковки пространства одинаковыми фигурами; четвёртый математик применительно к слуху даёт своё определение математики, называя её музыкой мышления. Рассказы эти крайне увлекательны, и после просмотра фильма невольно ловишь себя на мысли, что начинаешь смотреть на окружающую действительность по-другому.

Героями картины стали постоянный профессор Института высших научных исследований под Парижем и почётный приглашённый профессор Ратгерского университета в США Максим Концевич; главный редактор одного из самых престижных математических журналов Inventiones Mathematicae, профессор университета Южного Парижа Жан-Мишель Бисмут; французский математик, лауреат Филдсовской премии, специалист математического анализа Седрик Виллани; академик РАН, лауреат Государственной премии РФ Анатолий Фоменко; профессор Института Куранта Нью-Йоркского университета Ади Ранган; профессор математики Берлинского технического университета Гюнтер Циглер. 

Здесь стоит сказать, что Екатерина Ерёменко не понаслышке знает, о чём снимает. Она сама чуть было не стала профессиональным математиком, сначала окончив одну из элитных специализированных матшкол Москвы (о будущем выпускников этой школы Ерёменко сняла свой предыдущий фильм «Мой класс», завоевавший ряд профессиональных наград), а затем – с отличием – мехмат МГУ. Думается, не будь она по-настоящему подготовленным собеседником, ни один из её героев не стал бы с ней даже разговаривать. Судя по фильму, почти все герои ведут весьма закрытый образ жизни.  

Самое хорошее в «Чувственной математике» – что режиссёр даже не пыталась сделать из своей картины «Математику для чайников». Сознательно избегая стилистики научно-популярного кино, Екатерина Ерёменко ничего не объясняет и не комментирует, давая возможность высказываться только своим героям, а зрителям – получить собственные ощущения от современной математической науки. В фильме вообще нет закадрового голоса, и благодаря этому можно глубже и легче погрузиться в жизнь математической науки. 

Если говорить о визуальной составляющей (а кино – это всё же главным образом картинка), стоит заметить, что снимал его один из лучших современных российских операторов -– Павел Костомаров («Прогулка» Алексея Учителя, «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского, «Борис Годунов» Владимира Мирзоева, «Жар нежных. Дикий пляж» Александра Расторгуева и совместный с ним документальный проект «Срок» о протестном движении в России). Снимая героев Ерёменко в постоянном движении, Костомаров передаёт ощущение, что математика как наука прямо сейчас движется вперёд вместе с этим стремительным миром. И недаром камера так внимательна к думающим лицам учёных – именно в этот момент в кадре происходит, с одной стороны, движение математической мысли, а с другой – процесс чистого творчества. И творчество это мучительно, в чём можно убедиться благодаря последней новелле картины «Чувство равновесия». Это то самое шестое чувство гармонии, которое ищут все математики.

Премьерный показ фильма «Чувственная математика» с участием режиссёра Екатерины Ерёменко состоится 23 апреля в 19.00 в Иркутском Доме кино. 

Из досье «ВСП»

Екатерина Ерёменко

Продюсер, режиссёр и сценарист. В 1990-м с отличием окончила математико-механический факультет Московского государственного университета, в 2000-м – отделение кинорежиссуры ВГИКа (мастерская Марлена Хуциева), в 2002-м – школу документального кино «Дискавери Кампус Мастерскул» в Мюнхене (Германия). Основательница компании «EEFilms» («EkaterinaEremenkoFilms»), расположенной в Берлине, где Ерёменко живёт и работает. Екатерина является автором документальных фильмов «Русская канарейка», «Охота на мамонта», «Мой класс», «Чувственная математика», участницей и призёром многих международных кинофестивалей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры