издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Веpнулся домой восемь лет спустя

  • Автор: Евгений БЫСТРОВ

В октябре 1941 года немецкие войска вплотную приблизились к Москве. 15 октября в 19 часов была остановлена работа Московского автозавода. Началась эвакуация оборудования и людей на Урал. 30 ноября Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве моторного завода в городе Миассе Челябинской области.

Поезд идёт на восток

Очевидцы событий вспоминают, как медленно шли эшелоны, останавливались, подолгу стояли и снова двигались вперёд. На западном горизонте полыхали кровавые зарницы недалёкого фронта. На остановках люди старались раздобыть воду и дрова. Разводили 

костры, варили картошку. Но раздавался гудок паровоза, и они бежали к вагонам, прихватив недоваренную пищу и чайники с водой…

В декабре 1941 года в Миасс стали прибывать первые вагоны с оборудованием и людьми из Москвы. В их числе были и специалисты-энергетики завода. Перед всем коллективом производственников стояла сложнейшая задача – создать в кратчайшие сроки энергетические мощности для строительства и жизнедеятельности будущего завода.

На площадке предприятия в тот момент была единственная подстанция 35/6 кВ мощностью 1,8 МВА, которая была запитана по ЛЭП 35 кВ от подстанции «Миассзолото». Источники теплоснабжения и сжатого воздуха отсутствовали. Не было хозяйственной и промышленной воды. Первыми источниками тепла стали три паровоза, установленные у моторного корпуса. Тепла, конечно, не хватало, работающие согревались у поддонов, на которых сжигали уголь и кокс. В целях квалифицированного руководства работами по созданию и обслуживанию энергохозяйства строящегося завода приказом №3 от 2 января 1942 года по Миасскому автомоторному заводу имени И. В. Сталина был создан отдел главного энергетика завода. В эти непростые времена и началась история энергетической службы автозавода.

Забрали прямо с поля

Трудно представить, как сложилась бы жизнь одного из ветеранов электротехнического цеха – Виктора Семёновича Макарова, если бы его семья в 1939 году не переехала из Горьковской области на Южный Урал в деревню Травники. Однако спокойно жить и мирно трудиться семейству Макаровых на новом месте не пришлось – началась война. Юному Виктору шёл тогда двенадцатый год.

– Мы ведь были ещё подростками, – рассказывает Виктор Семёнович. – Помню, проснулись, а мать взволнованно говорит, что объявили войну. В течение недели из деревни на фронт забрали всех мужиков, в том числе старшего брата и отца. Остались одни ребятишки, старики да женщины. Конечно, время наступило непростое. В 1941 году я окончил семилетку, отучился на курсах и пошёл работать трактористом. Пахал землю, сеял, убирал урожай. Рабочий день считался ровно столько, сколько можешь выдержать. Посевная площадь была большая – 15 тысяч гектаров. Даже в баню некогда было сходить. 

В августе 1944 года пришло время и молодому Макарову вступить в ряды вооружённых сил. В армию Виктор Семёнович был призван прямо с поля во время сбора урожая. 

– Где-то под вечер мне привозят повестку: завтра явиться в военкомат, – продолжает Виктор Макаров. – Пошёл домой, вымылся в бане, а на утро появился в военкомате. Про себя почему-то думал, что меня не призовут, у трактористов в то время была бронь. Однако с этим не посчитались. Призвался в Магнитогорск, где попал в авиацию на Ленинградские Красно-знамённые курсы усовершенствования. Из нас готовили механиков, которые затем должны были отправиться по боевым частям. 

Победу встретил в дороге

В 1945 году курсантов-механиков из Магнитогорска перебрасывают в столицу Латвии – Ригу. Уже чувствовался конец войны. Солдаты целый месяц проводят в пути до места назначения. Виктор Семёнович вспоминает, что, как только проехали Москву, пейзаж сильно изменился. Особенно запомнился Смоленск. Города как такового не было. Кругом бурьян и руины, среди которых торчали только трубы. Железнодорожная станция представляла собой длинный барак, сбитый из досок. Впрочем, на тот момент все железнодорожные станции были похожи одна на другую: дощатые времянки. 

– 25 мая наш эшелон прибыл в Ригу, – рассказывает ветеран. – Очень запомнился огромный железный мост через Даугаву. Видимо, от взрыва в бараний рог были завёрнуты колонны, на которых держался мост. Рядом был проложен понтонный. Надо сказать, что Рига не так была разрушена, как наши города. Было очень много немецких военнопленных, их строем водили на разбор городских завалов. Так, представляете, местное население их очень поддерживало: из окон им бросали хлеб, продукты – в общем, подкармливали и всячески сочувствовали. Латыши были очень недовольны, что советские войска пришли. Это было заметно невооружённым глазом. Отношение гражданского населения к нашим солдатам было весьма прохладное. Хотя почему-то к авиации они были более благосклонны.

Победу Виктор Семёнович встретил в дороге, где-то под Москвой. Долгожданное известие было встречено с огромной радостью. Боевых офицеров хватали и тут же начинали качать. Ветеран вспоминает, что в тот момент ночь была как день. Небосвод со всех концов озаряли салюты. 

Из тракториста в энергетики

В мирную жизнь Виктор Семёнович вернулся лишь восемь лет спустя – в 1952 году. Повидав за это время городскую жизнь, ветеран уже не захотел возвращаться в деревню. Поэтому поехал попытать судьбу в Миасс, где устроился на автомобильный завод. Здесь вчерашний механик переквалифицировался в электромонтёра и 40 лет проработал в службе релейной защиты и высоковольтных испытаний. 

К сожалению, с каждым годом ряды тех, кто бился на полях сражений или ковал победу, обеспечивая необходимыми энергоресурсами производственный процесс выпуска военных автомобилей, неумолимо тают. На сегодняшний день в списках ОАО «ЭнСер» (группа компаний «ЕвроСибЭнерго») остались 48 тружеников тыла и всего лишь пять участников Великой Отечественной войны. Коллектив предприятия чтит память о тех, кто отдал свои жизни ради светлого будущего потомков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры