издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Быть трубадуром прекрасного

  • Автор: ВЕНЕРА ЛИСКИНА

В Москве состоялась торжественная церемония вручения премии «Призвание» СТД РФ. В номинации «За вклад в развитие любительского театра России» звания лауреата удостоен художественный руководитель, режиссёр Братского детского музыкального театра «Трубадур» Константин Магидин. Константин Ефимович вырос далеко от Братска и попал сюда совершенно случайно. Когда попал, был твёрдо уверен, что отработает два года и уедет. Но не зря в народе говорят: дорого то, во что душу вкладываешь. В Братске прошла его театральная молодость, состоялась профессиональная зрелость. Здесь он познал главное в жизни – подлинное служение любимому делу.

На пути к Мельпомене

Путь Кости Магидина в культуру начался со школьной скамьи. Он всегда был непременным участником всевозможных смотров и конкурсов художественной самодеятельности. Школьному заводиле, как только он получил аттестат зрелости, вручили ключи от сельского клуба – мол, разделяй и властвуй. С юношеским азартом заведующий клубом организовывал праздничные концерты, а чтобы односельчане не скучали в ожидании очередного праздника, устраивал для них танцы под баян. Кстати, специально для этого без чьей-либо помощи освоил «баянные кнопочки», благо к тому времени успел несколько лет позаниматься в духовом оркестре своего клуба. Когда ему исполнилось 18 лет, он отправился учиться в Харьковский институт культуры. Пора было хобби превращать в профессию. 

Любовь к театру и какое-то неистовое стремление постичь тонкости театрального искусства сделали самобытного студента Магидина заметной фигурой. Принимая во внимание его занятия в студенческом научном обществе, учёный совет института разрешил ему свободное посещение лекций. Более того, его единственного с курса командировали в Театр на Таганке. Работая над темой «Перспективы и возможные пути развития современного театра», Константин неделю наблюдал за работой ведущих актёров страны и режиссёра Юрия Любимова. Он посещал все репетиции, посмотрел все спектакли. «В перерывах прикуривал у Высоцкого», – не без гордости вспоминает нынешний руководитель братского «Трубадура». 

Учился Константин Магидин у лауреата Государственной премии Михаила Аваха – соавтора и первого постановщика «Свадьбы в Малиновке», автора «Сорочинской ярмарки». Михаил Авах 25 лет руководил одним из лучших в Советском Союзе театром оперетты в Харькове, 10 лет был главным режиссёром театра оперы. Знаменитый на Украине педагог рекомендовал способного студента для работы в лучших республиканских театральных коллективах, например, в Киевском оперном театре. Магидина приглашали и в Харьковский ТЮЗ, но… волею судьбы он оказался в Братске. 

От агитбригады к театру

В Братском горисполкоме молодого специалиста не ждали. Правда, на дверь не указали. Как-никак парень такой путь преодолел. Подсказали, что вакантное место есть в посёлке Эдучанка. Меж тем приезжий не спешил сесть в поезд. Ещё по дороге в исполком он обратил внимание на сценическую коробку «Лесохимика». Сразу угадал, что это Дворец культуры. Туда и заглянул на минутку, да задержался на 20 лет. 

Поначалу организовал агитбригаду «Корд», которая активно работала в красных уголках Братского лесопромышленного комплекса, на городских площадках и на местном телевидении. Уже через год в «Советской культуре» появилась статья, в которой известный писатель Юрий Сотник похвалил молодого режиссёра. 

Вскоре коллектив приобрёл статус любительского театра под названием «Трубадур» и буквально через несколько месяцев одним из первых в стране поставил спектакль по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Позже появились постановки «Предместье», «Утиная охота» и «Старший сын». Близкий по духу, Вампилов стал любимым автором режиссёра, сумевшего угадать и воплотить на сцене щемящую, неповторимую интонацию писателя. Театр любили братчане, о нём много писали и говорили. 

Работа в театре увлекла Константина Ефимовича. Ему казалось, поставит спектакль и уедет, но каждый раз появлялась новая пьеса, которую тоже хотелось закончить. 

Главным достижением в жизни любительского театра и режиссёра стала постановка по повести Валентина Распутина «Живи и помни». Магидин связался с автором и получил разрешение сделать свою инсценировку. Спектакль стал лауреатом Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, о нём писали в газетах, известные театральные критики называли его лучшим спектаклем в стране по Распутину. Профессор театрального училища имени Щукина Альберт Буров в интервью газете «Восточно-Сибирская правда» отмечал: «Я видел по Распутину не менее 20 постановок, но лучшее, что мне привелось увидеть, – это «Живи и помни» в Братске». Другой московский критик написал: «Сценическая жизнь повести Распутина «Живи и помни» началась в Братске». К слову, продолжалась она на протяжении 10 лет, и спектакль всегда шёл с непременным успехом. 

В начале 1990-х в стране наступили трудные времена. Магидину показалось неловко, что взрослые семейные люди занимаются самодеятельностью, от которой никакого дохода. «Идите, зарабатывайте деньги, кормите семью», – сказал он актёрам и распустил коллектив, с которым 20 лет жил, творил, совершенствовался. 

В копилке всё больше Гран-при

Сам же стал заниматься с детьми, полагая, что им играть в театре не зазорно при любой политической или экономической погоде. Работать с юными актёрами оказалось и сложно, и ответственно. Как говорит Константин Ефимович, во взрослом профессиональном театре морально-этические качества актёра и его профессиональный талант не так тесно связаны. Там негодяй может сыграть прекрасного человека. Тронет сердца зрителей и свою задачу выполнит. У детей же такого не бывает. Они какие в жизни, такие и на сцене, и наоборот. Если на сцене учат быть очень бойким, развязным, это обязательно повлияет на характер ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы дети в театре были в порядке. Чтобы в них были трепетность, ответственность, какое-то нравственное начало. Для этого нужна определённая атмосфера. Её созданием театр и занимается.

Наверное, поэтому от постановок Магидина, как говорят зрители, исходит свет и тепло. В них даже отрицательные герои нередко бывают такими обаятельными, что их невозможно не полюбить! Недаром, когда «Трубадур» выступал в Калуге на всероссийском фестивале, исполнительница роли «плохой» Козы-Дерезы так очаровала зрителей, что при встречах с ней на улице они расплывались в улыбке. 

Первый спектакль детский «Трубадур» показал в январе 1993 года. Постановка основывалась на народных песнях и сказках, играх и прибаутках и называлась «Заинька, попляши». С ней коллектив прошёл по детсадам и школам города, выступал на городских, зональных театральных форумах, на международном фестивале в Японии. 

За 20 лет детским театром выпущено 18 музыкальных спектаклей. И каждую постановку, будь то «Кошкин дом» или «Гуси-лебеди», «Приключения Буратино» или «Белоснежка», публика встречает тепло и восторженно. Отмечают работу магидинского «Трубадура» не только его почитатели, но и жюри всевозможных конкурсов. Только за последние пять лет копилку коллектива пополнили Гран-при Всероссийского фестиваля детских и юношеских театров «Калужские театральные каникулы», фестиваля детских и юношеских музыкальных спектаклей имени Наталии Сац «Синяя птица» в Москве, диплом первой степени Всероссийского фестиваля в Ангарске и, конечно, Гран-при фестиваля-конкурса «Жемчужина Братска». 

Секреты маленьких «трубадуров»

Константин Магидин, режиссёр братского театра «Трубадур»

В театре Магидина, как правило, не отменяют спектакли по причине болезни актёра, так как заболевшего товарища может заменить любой другой артист. В этом коллективе главная задача – научить ребят трудиться, поэтому здесь проводятся многочисленные репетиции, в ходе которых маленькие актёры успевают выучить роли не только свои, но и партнёров. Но не это главное. Текст в их работе не имеет первостепенного значения. «Слова любой дурак выучит», – говорят даже подготовишки. «Важно научиться играть без текста. Найти такие приспособления и действия, чтобы было интересно смотреть. Есть рисунок – есть характер. И «трубадуры» это понимают», – раскрывает секрет руководитель. У них даже импровизация не возникает сама по себе. И снова тому есть объяснение. Как говорит Константин Ефимович, сценическое «озорство» приходит тогда, когда много наработано в роли, в отдельных её кусках. Наверное, взрослый опытный актёр может импровизировать. Детей же надо так загрузить, чтобы они знали, что делать каждую секунду. Только тогда ребята комфортно чувствуют себя на сцене. 

У Магидина, по его признанию, зубная боль от слова «демократия», но при распределении ролей в его театре в значительной степени присутствует именно демократический принцип. Здесь каждый ребёнок может пробоваться в любой роли, достаточно лишь заявить об этом. Ему помогают подготовиться. Затем он показывается. Руководитель вместе с ребятами, включая малышей, смотрит, определяет, у кого лучше получается, того и назначают на роль. 

Не знаю, как в других творческих коллективах, но в театре Магидина актёры ведут общий дневник. Одни пишут о своём первом выходе на сцену, другие делятся впечатлением о прошедшей репетиции, третьи мечтают о театральной карьере. Бывает, и отношения в дневнике выясняют. Главный режиссёр «не суёт нос» в дела своих воспитанников, но, если что, вмешивается. «Ребята разные. И ситуации бывают всякие. Кто-то сгруппировался, кто-то один остался. Вот и учим детей выходить из таких положений. Преодолевать барьер непонимания. Вливаться в коллектив», – рассказывает главный «трубадур».

Главное – вера в себя

Всякое было в жизни Магидина. В своё время он испытал на себе и непонимание чиновников, и противостояние городской элиты. В борьбе с ветряными мельницами и здоровье потеряно, и характер испортился, а ведь сколько раз у него была возможность уехать и работать в областных и краевых центрах. Ему звонили главные режиссёры. Предлагали жильё. Уговаривали. Ругали. Говорили, что в Братске не очень подходящие условия для театра. Но он не уезжал. Более того, приглашал других поднимать культуру сибирского города. 

По его мнению, комфортное существование творческого коллектива зависит от отношения с городской элитой. Помнится, в начале 1970-х, когда он приехал в Братск, в этом городе можно было встретить настоящих профессионалов от культуры. ДК «Лесохимик» возглавлял выпускник Щукинского училища Александр Герценштейн. Хореографией занималась в прошлом балерина, отдавшая немало лет профессиональной сцене, Раиса Молчанова. Вокалу учил выпускник консерватории Анатолий Артамонов. Вместе с ним работала концертмейстер Татьяна Курманаевская – удивительно тонкая женщина, прекрасно владевшая французским и английским языками. А какие здесь были художники! Алексей Талащук, Валентин Демьяненко, Леонид Колибаба. Первый позже возглавил Ленинградскую 

художественную академию, последний – стал известным скульптором. Словом, в Братске сформировалась насыщенная культурная среда. В 1990 годы этот приток иссяк, более того, большинство тех людей уехало. Магидин же прикипел к театру, полюбил тайгу, стал охотником, сибиряком. 

Пример «Трубадура» доказывает, что его создатель не только прекрасный режиссёр, но и великолепный организатор с педагогическим терпением и профессорским знанием дела. За всё это главный режиссёр «Трубадура» награждён нагрудным знаком ВЦСПС, почётными грамотами мэра Братска и премией губернатора Иркутской области. В 1996 году ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ». На днях Константин Ефимович стал лауреатом премии Союза театральных деятелей РФ. Но, пожалуй, важнее для него письма и звонки учеников, которые благодарят учителя за то, что работают теперь в больших городах, что у них всё в порядке. Среди них – актёры, известные деятели театра и кино.

Вот уже 40 лет Константин Магидин приобщает своих воспитанников к культуре. Он помогает им развивать и реализовывать свой созидательный потенциал, прививает любовь к прекрасному и доказывает, что сильная творческая личность найдёт себя даже в самых непростых условиях. Было бы желание. И, конечно, вера в себя, в собственные силы.

Фото из архива театра

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры