издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мусорные обстоятельства

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Есть оборудование для сортировки твёрдых бытовых отходов, но нет потребителей вторичного сырья – так оценивает основное препятствие в развитии мусоропереработки в Приангарье Артём Мищенко, генеральный директор ООО «СибТрансПетройл», занимающегося утилизацией ТБО в Ангарске. Строительство мусороперерабатывающего завода – слишком дорогое удовольствие, которое тяжёлым бременем ляжет на город и приведёт к повышению тарифа на утилизацию, полагает мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Пока иркутянам мешают разные обстоятельства, «Республиканский мусороперерабатывающий завод» в Улан-Удэ уже запустил два цеха – по утилизации медицинских отходов и переработке резины, идёт проектирование МПЗ, который позволит производить из городских отходов альтернативное топливо.

Место под новый полигон ТБО, которое ищут в Иркутском районе, пока не выбрано, сообщил глава Иркутска Виктор Кондрашов журналистам. Напомним, создание нового полигона для захоронения ТБО и строительство мусороперерабатывающего завода включено в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Иркутска на 2011–2015 годы с перспективой до 2025 года, новая площадка для утилизация отходов предусмотрена и федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Старый полигон на Александровском тракте почти исчерпал свои ресурсы. «В то же время у нас существует подстраховочный вариант, – заявил Кондрашов. – Я знаю, что параллельно частная компания из Ангарска уже давно ведёт работу, они подготавливают полигон, который может быть готов раньше, чем мы сумеем отвести участок». 

Мэр напомнил, что строительство мусороперерабатывающего завода, конечно, решило бы мусорную проблему Иркутска, но это моментально повлечёт повышение тарифа на утилизацию. Немалые деньги требуются и на само строительство, напомнил градоначальник. «На самом деле технически эти вопросы можно решать проще – после сортировки мусора часть пускать на переработку, – считает Кондрашов. – Очень много мы получаем резины, шин и так далее, древесины, стекла, пластика – это можно было бы перерабатывать, а хвосты захоранивать. Дальнейшая переработка остального уже сложнее – требуется компостирование пищевых отходов для получения биогаза, топлива». А это уже дорогостоящие технологии. Сегодня, чтобы продлить срок службы полигона, там установили измельчитель, который повышает плотность захоронения. Таким способом жизнь полигона удастся продлить ещё на 2-3 года. В мэрии надеются, что за это время появится возможность оформить земельный участок под новый полигон. 

Мусоропереработка в России сегодня невыгодна, считает Артём Мищенко, генеральный директор ООО «СибТрансПетройл», которое управляет полигоном ТБО под Ангарском. 

Отходы на полигоне перерабатываются и сегодня, однако руководство полигона «иногда с пессимизмом смотрит на свою экономику», отмечает собеседник издания. Текущий сбор за утилизацию составляет 1,5 млн. рублей в месяц, в год – 18–20 млн. «При этом на полигоне в настоящее время работают 5 бульдозеров, экскаваторы и так далее – ГСМ и обслуживание съедает практически всё». Тариф на утилизацию предприятие, по словам генерального директора, не поднимало несколько лет. Сегодня избавиться от кубометра мусора ангарчане могут за 71 рубль 65 копеек. В Иркутске тариф ниже – около 30 рублей, это объясняется принципиальной разницей в технологии захоронения: «Старый полигон, котлован уже не расширяют, а мы, для того, чтобы захоронить кубометр отходов, вынимаем куб грунта, – говорит Мищенко, – 50 рублей у нас съедает экскавация, остальное – весы, обслуживание и так далее». 

Основной вопрос переработки, по его мнению, – что делать с конечной продукцией? «Мы картон не перерабатываем, например, потому что на него нет потребителя, хотя готовы выдавать его в достаточно больших объёмах, мы его сортировали, – утверждает собеседник «СЭ». – Или полимеры – мы их изымаем, а стоимость извлечения с последующей транспортировкой съедает в ноль доходы. Стеклянную крошку раньше изымали, бой стекла и тару, ничего не зарабатывали, но хотя бы объёмы размещения уменьшали. Вышел новый закон, согласно которому оборотная стеклянная тара запрещена, изымаем только бой стекла, а он стоит около 300–500 рублей за тонну». Фактически сейчас на полигоне перерабатываются только полимеры, заключает глава предприятия. 

Попытки сбывать вторсырьё не увенчались успехом: «Ребята приезжали, брали у нас полиэтилен на переработку, два–три месяца поработают – пропадают, наше оборудование стоит». Поэтому компания намерена самостоятельно взяться за вторичную переработку, но прежде планирует изменить технологию захоронения. «СибТрансПетройл» приобрёл сортировочную линию, планирует закупить оборудование для обработки древесных отходов и пресс для отходов, который будет паковать мусор в тюки. Спрессованный мусор не разбрасывается и оказывает меньшее воздействие на окружающую среду, так как в нём образуется минимум биогаза, объясняет Артём Мищенко. 

Потребление вторичного сырья в России пока не сложилось, считает глава ангарской компании. Сегодня частники не готовы вкладывать деньги в экологию, согласен генеральный директор ОАО «Республиканский мусороперерабатывающий завод» Сергей Балдаев, эту задачу должно взять на себя государство. Компания, учреждённая правительством Бурятии, начала работать прошлой осенью. В рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в Улан-Удэ введены в эксплуатацию два объекта – цеха по переработке медицинских отходов и изношенных автошин. Кроме того, обустроен современный полигон для ТБО и две мусоросортировочных станции. 

Оборудование действительно дорогостоящее: к настоящему моменту по программе израсходован 1 млрд. рублей, однако первые два цеха могут выйти на рентабельную работу уже в сентябре этого года, отмечает Сергей Балдаев. Правда, пока французская печь-инсинератор, уничтожающая опасные медицинские отходы, загружена только на 35% – не все медучреждения готовы платить 65 рублей/кг за утилизацию, хотя многие уже понимают, что это выгоднее, нежели самостоятельно заниматься уничтожением опасных биоотходов. Что касается шин и покрышек: резиновая крошка – хорошее сырьё для производства покрытий для детских и спортивных площадок, тротуарной плитки и даже добавления в дорожное покрытие, спрос на эти материалы есть, отмечает глава «РМЗ». 

Однако самое главное – следующий этап строительства производственного комплекса по переработке ТБО. Завершается проектирование мусороперерабатывающего завода. В Бурятии будут применять немецкую технологию переработки мусора в альтернативное топливо с помощью разделения сухой и мокрой фракций. «Мы отказываемся от сортировки, извлекать будем только то, что не горит – стекло, металл и инертные материалы», – поясняет Балдаев. Завод сможет перерабатывать до 160 тыс. тонн городских отходов в год, которые станут топливом для мини-ТЭЦ мощностью 35 МВт, необходимым для обеспечения теплом юго-западных микрорайонов Улан-Удэ и выработки небольшого количества электричества для собственных нужд. Запуск предприятия намечен на 2016 год. Кроме этого немцы предлагают технологию пакетирования мусора в районах, что позволит избавиться от полигонов ТБО вдоль Байкала, упакованный мусор будет вывозиться на переработку. В «РМЗ» ожидают, что такой способ обращения с ТБО будет «высоко рентабельным» и готовы поделиться опытом с Иркутской областью, заключил Сергей Балдаев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector