издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«…Берег детства, где звучит аккордеон»

Не знаю почему, но когда я слышу звучание аккордеона, невольно вспоминаю «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова – до мурашек по коже. Музыка то роняет в глубины подсознания, то подбрасывает до самых небес – словно какая-то колдовская сила возвращает на дальний «берег детства, где звучит аккордеон…»

Именно такого рода ощущения, чувства испытываешь, когда слушаешь выступления аккордеониста Александра Чудновского. Творчество этого великолепного мастера, солиста Иркутской филармонии знают и любят не только меломаны – завсегдатаи концертных залов, но и многочисленные поклонники музыканта в городах и районах Приангарья. Его исполнительское мастерство приводит в восторг жителей Тулуна и Черемхова, Братска и Бодайбо, Усть-Кута и Ербогачёна. Трудно назвать точку на карте области, где  не звучал аккордеон маэстро, заслуженного артиста России Александра Чудновского, отметившего, к слову, в этом году свой 50-летний юбилей.

Именно этому событию в творческой биографии мастера и был посвящён большой юбилейный концерт, ставший, без преувеличения, одним из заметных событий в культурной жизни Иркутска. «Александр Чудновский и Чудо-аккордеон» – так называлась программа, в которой приняли участие камерный оркестр «Амадей» под руководством Татьяны Акимовой, инструментальное трио Дмитрия Агафонова и, конечно же, блистал сам юбиляр, раз за разом срывавший шквал аплодисментов и восторженных эмоций до отказа заполненного зала. Звучала музыка разных стилей и направлений: классическая, эстрадная, джазовая – словом, всё то, что составляет сферу творческого поиска мастера, диапазон его пристрастий и предпочтений.

По свидетельству коллег, а также тех, кто помогает ему в подготовке программ, организации выступлений, на концертах Чудновского не бывает пустых залов – ни в небольших посёлках, ни в городах. Его аккордеон цепляет даже тех, кто равнодушен к инструментальной музыке. И неудивительно. Из-под пальцев маэстро свободно льётся органная, фортепианная, скрипичная музыка – целый инструментальный ансамбль! 

По мнению критиков, Александр Чудновский безупречно владеет как филигранной мелкой техникой, так и противоположной по своей природе крупной аккордовой, что позволяет ему в равной степени свободно включать в свои программы произведения от Баха и Скарлатти, Чайковского и Рубинштейна до Альбениса и Пьяццоллы. Музыкант прекрасно чувствует и умеет убедительно воплощать на сцене все достоинства современных музыкальных жанров, дополняя их собственными обработками и аранжировками.  Тому яркое свидетельство – многообразие подготовленных им программ. Наиболее известные из них – «Аккордеон от «А» до «Я», «Универсальный аккордеон», «Здесь живут мои друзья», «Ландыши», «Давай пожмём друг другу руки» и другие. 

Своё творческое кредо музыкант формулирует кратко: «Не стоять на месте, искать новые формы, средства выражения – словом, быть интересным зрителю». В одной из последних концертных программ «Соло для аккордеона» блестяще оправдало себя видеосопровождение, когда на экран выводились кадры из фильмов, различные фотомонтажи. Надо ли говорить, что новшество пришлось по душе публике, добавило выступлению красок и глубины. В творческих вечерах Александра Валерьевича, к слову, охотно принимают участие многие известные музыканты, артисты, танцевальные коллективы. К примеру, опыт совместной работы с камерным оркестром «Амадей» и её руководителем Татьяной Акимовой насчитывает уже несколько лет. Позади – множество выступлений на различных площадках, участие в международном фестивале «Цветущий багульник» в Чите. Много сов-местных выступлений прошло с мастером разговорного жанра Дмитрием Ивановым, пианистом Борисом Изаксоном…

В одной из наших бесед с Чудновским (а знакомы мы с ним далеко не первый год) я поинтересовался: а почему именно аккордеон? Что повлияло на выбор? И вообще, как он пришёл в музыку?

– Сам не знаю, – с улыбкой ответил Александр. – Как-то само по себе получилось. Родителям нравился баян. Я же выбрал аккордеон. Нет, о возможностях инструмента, его разных там характеристиках и не думал. Что вы хотите от пацана? Главным стимулом, на мой взгляд, повлиявшим на выбор, стал момент эстетики инструмента, привлекательный, праздничный дизайн. Любо-дорого подержать в руках такую красоту! С того и началось…

Ну а затем всё как заведено: 

после музыкальной школы – училище искусств. Счастливой для себя маэстро считает встречу с профессором Красноярского института искусств по классу аккордеона Гербером. Игорь Александрович приехал в Иркутск для прослушивания выпускников училища и не мог не обратить внимание на выступление ладного, красивого парня, аккордеон в руках которого был предельно послушен и чуток. Он, профессор Гербер, и предложил молодому музыканту поехать в Красноярск. 

Пять лет учёбы в институте, ежедневное общение с профессором, настоящим рыцарем аккордеона и чутким наставником,  другими педагогами, конечно же, дали возможность набраться опыта, сил, приобрести навыки, необходимые для профессионала. В немалой степени этому способствовало и участие в различных конкурсах, фестивалях, смотрах, общение со звёздами исполнительского мастерства, такими как, скажем, Юрий Дранга, Валерий Ковтун. Сегодня, кстати, на звёздном небосклоне сияет имя сына Юрия Петровича – Петра Дранги, по праву считающегося одним из лучших аккордеонистов России.

После окончания Красноярского института Александр возвращается в родной Иркутск и становится солистом-инструменталистом Иркутской областной филармонии. Надо сказать, в самом начале творческого пути молодого музыканта в большей мере занимала классика – на концертах звучали Бах, Чайковский, Рубинштейн, современные композиторы. Специальный приз за лучшее исполнение виртуозного произведения, полученный на всесоюзном конкурсе в Челябинске в 1990 году, стал важной ступенькой на пути к музыкальному Олимпу.

Тогда же, в самом начале девяностых, пришло увлечение джазом. Это и привело к мысли о создании эстрадного ансамбля «Ретро», само название которого говорит о содержании программ. Вскоре в коллективе энтузиастов появилась танцевальная группа, вокалисты. Жару, как говорится, добавляли и ведущие – Дмитрий Иванов и Рафаэль Чудинов. Первый успех пришёл тогда же, в 1992 году. Группа «Ретро» побывала на международном музыкальном фестивале в Шеньяне, где завоевала приз зрительских симпатий. На волне успеха с китайской стороной был заключён контракт по обмену. В течение ряда лет иркутяне приезжали в Поднебесную, доставляя радость своим поклонникам.

Ансамбль «Ретро» можно назвать долгожителем – он просуществовал вплоть до 2000 года. Для его бессменного руководителя Александра Чудновского эти годы стали своего рода испытанием – достаточно вспомнить вакханалию 1990-х, когда проблема выживания касалась чуть ли не каждого. Сохранить, а тем более приумножить и творческий потенциал, и свою веру в избранный путь, в высокое искусство – уже одно это требовало немалых усилий и мужества.

Десятки оригинальных программ, более тысячи концертов – таков результат последних полутора десятков лет деятельности Александра Валерьевича. Артист – желанный гость не только в городах и районах Приангарья. Он успешно гастролирует и за пределами области – в Красноярске, Чите, Улан-Удэ, Кемерове, Новокузнецке, Норильске. Следует сказать и о зарубежных поездках, контрактах мастера. Это уже упомянутый музыкальный фестиваль в Китае, а также сольные выступления в Финляндии, Израиле, Монголии. Собственно, участие в такого рода праздниках музыки – норма жизни для него. Как и то, что каждую свою программу Александр Валерьевич обогащает новыми произведениями современных композиторов. У музыканта есть фондовые записи в Красноярске, Иркутске, Чите.

Отдельного упоминания заслуживает сотрудничество Чудновского с иркутскими театрами. Он подготовил аранжировки и исполнил музыку к спектаклям драматичес-кого театра имени Охлопкова «Человек и джентльмен», «Прошлым летом в Чулимске», а также выступил музыкальным консультантом при подготовке спектакля «Бедный Пьеро».

Каждая гастрольная поездка по области для Александра Чудновского – это не только радость встреч со зрителями, не только предельная ответственность и нацеленность на успех. Это и потребность общения с теми, кто только начинает свой путь в искусстве, кто хотел бы приобщиться к тайнам игры на удивительном инструменте – аккордеоне. Поэтому встречи с воспитанниками музыкальных школ, педагогами, проведение мастер-классов – обычное для Александра Валерьевича дело. Поистине, по работе узнаётся мастер!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное