издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без бумаг и волокиты

Автоматизация бизнес-процессов на Красноярской ГЭС умножает надёжность и эффективность энергопроизводства

  • Автор: Василий КАСАТКИН

Со дня ввода гидроэлектростанции в промышленную эксплуатацию каждое мгновение её производственного ритма подробно отслеживается многочисленными датчиками. Они исправно «доставляют» по сети информационных систем обслуживающим станцию специалистам все объективные данные. Однако не только производственные процессы контролируются автоматикой. С каждым годом на станции растёт и степень автоматизации управленческих технологий. Это делает работу предприятия более динамичной, отвечающей высоким требованиям современности как в области производственных нормативов, так и в сфере финансово-хозяйственной деятельности.

В настоящее время красноярские гидроэнергетики делают очередные важные шаги по развитию автоматизации процессов управления. Подробно об этом рассказала руководитель отдела информационных технологий ОАО «Красноярская ГЭС» Ия Юдина.

В беседе Ия Владимировна сразу подчеркнула тот факт, что автоматика всегда играла в жизни станции ключевую роль. В основном производстве таким ядром является автоматическая система управления технологическими процессами (в более привычной специалистам аббревиатуре – АСУТП). Система последовательно совершенствуется вслед за развитием и внедрением передовых цифровых технологий. В то же время не стоит на месте и второе, не менее важное направление – автоматизация управленческих процессов. Более того, сегодня одно с другим тесно взаимосвязаны. Постоянно происходит обмен данными, влияющими как на производственные, так и на финансово-экономические показатели подразделений гидроэлектростанции.

– Автоматизация для ГЭС – отнюдь не дань моде, это практическая необходимость, – отметила собеседница. – От того, насколько быстро и эффективно принимаются те или иные управленческие решения, напрямую зависит успешность предприятия, надёжность его работы. Значение этого трудно переоценить, особенно если учесть, какую роль играет Красноярская ГЭС во всей энергосистеме Сибири и страны в целом, в экономике региона, какому классу опасности соответствует предприятие. 

Ия Юдина вкратце вспомнила вехи истории: автоматизация управления начиналась с работы на ЭВМ первых поколений в области финансовых расчётов. Последние выполнялись большими электронными машинами, установленными в машинно-счётном бюро города Дивногорска, а результаты выдавались в бумажном виде. В 1990-е годы, когда в стране начался бум распространения персональных компьютеров, в рабочих кабинетах бухгалтеров стали появляться полностью автономные и относительно компактные электронно-вычислительные станции. В настоящее время процессы вновь централизованы – все расчёты производятся на сервере, в едином «электронном мозгу», а данные отображаются на экранах персональных компьютеров у специалистов.

– Эти процессы и стали причиной создания в 1990 году на базе АСУТП специального подразделения из двух человек, отвечавших за качественное воплощение новшеств, – продолжила рассказ Ия Владимировна. – Впоследствии подразделение трансформировалось в отдел информационных технологий, одной из масштабных задач которого, к примеру, стало внедрение с 2005 года электронного документо-оборота. Стоит отметить, что при всей кажущейся очевидной прогрессивности такого проекта дело двигалось не столь быстро, как предполагалось изначально, несмотря на то что  количество внутренних документов на предприятии в тот период было не таким уж значительным. Кроме того, далеко не весь персонал станции сразу принял изменения и осознал их необходимость. Многие ещё какое-то время предпочитали работать по старинке – с многочисленными согласованиями и резолюциями в бумажном виде. 

Однако, по словам Ии Юдиной, сделанный шаг всё же оказался своевременным. Сейчас объём документо-оборота на станции увеличился в разы. Если прежде за год по кабинетам ходило до тысячи служебных записок, то сегодня только за полгода их набирается около четырёх тысяч. Без оперативной электронной обработки такого количества информации предприятие просто потонуло бы в бумажной волоките. 

– Автоматизация сама по себе не избавляет от вынужденной бюрократизации управленческих процессов (всё-таки ГЭС – очень сложный организм, и каждый шаг здесь ради достижения безопасности производства регламентируется документально), но зато позволяет быстро и точно, с высоким уровнем достоверности обрабатывать информацию, – пояснила Ия Владимировна. – Персонал станции в целом тоже обрёл необходимые навыки в работе с электронными документами. Люди успешно адаптировали алгоритмы своих профессиональных действий и служебных обязанностей под новые условия. Если раньше одна и та же «бумага» могла ходить по кабинетам при согласованиях почти по две недели, то теперь документ проходит этот круг втрое быстрее, а непосредственно в бумажном виде появляется вообще лишь единожды – когда требуется финальная подпись руководителя. 

Сотрудник ГЭС теперь может, не выходя из рабочего кабинета, составить служебный документ, направить его на согласование и отследить весь «маршрут» по сбору необходимых подписей, увидеть замечания и оперативно что-то подкорректировать в своей работе. Получается быстро, удобно, эффективно.          

Разумеется, чтобы обеспечивать бесперебойность работы информационных сервисов, требуется участие профильных специалистов. Их задача – следить за состоянием вычислительной техники, операционных систем и приложений. 

– Особое внимание уделяется работе серверного оборудования и наиболее важных для жизнедеятельности станции программных сервисов, – уточнила Ия Юдина. – Функционирующая система резервного копирования позволяет нам дублировать наиболее важную информацию. Внедряемая в настоящее время технология виртуализации помогает свести к минимуму простои в работе программных сервисов из-за  отказов серверного оборудования. Впрочем, отказы оборудования – нечастое явление. С программным обеспечением на моей памяти – а я работаю на станции уже более двух десятилетий – серьёзная проблема была лишь единожды. Ради надёжности работы программного обеспечения на ГЭС используются в основном базовые, так называемые «коробочные», версии программных продуктов. Это упрощает их обслуживание и значительно сокращает риски поломок.

Сейчас в отделе информационных технологий трудятся 12 человек. Это группа технического обеспечения, отвечающая за работоспособность всей оргтехники, группа администраторов, в зоне ответственности которой функционирование серверов и коммутаторов, а также группа внедрения и техподдержки, обеспечивающая действие всех программных приложений, используемых на предприятии. 

– В таком кадровом составе отдел работает уже много лет. Вместе с развивающимися технологиями совершенствуют свои профессиональные навыки и специалисты отдела. При необходимости сотрудники проходят дополнительное обучение, – отметила Ия Юдина. – Немаловажно и то, что в отделе нет незаменимых специалистов. Если человек приболел или ушёл в отпуск, его направление способен подхватить коллега. Таким образом обеспечивается стабильность работы всего отдела. 

А она станции необходима. На ГЭС реализуется сразу несколько управленческих и системных проектов, рассказала Ия Владимировна. Недавно завершена работа по созданию автоматизированной версии формирования платёжного календаря, благодаря чему профильные расчёты стали производиться заметно быстрее и с большей точностью. Кроме того, воплощается крупный инфраструктурный проект по прокладке на территории предприятия оптоволоконной сети, которая станет основой коммуникационной инфраструктуры ГЭС. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры