издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Планы на взлёт

  • Автор: АЛЁНА МАХНЁВА

Вернуть небо малой авиации, а жителям отдалённых муниципалитетов возможность за более доступную цену летать по области и в соседние регионы намерены участники межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В минувший четверг развитие региональных воздушных перевозок и перспективы увеличения парка воздушных судов в Восточной Сибири за счёт приобретения самолётов Л-410-УВП-Е20 в Иркутске обсуждали эксперты от авиации и чиновники различного уровня. По словам губернатора Приангарья Сергея Ерощенко, на территории «Сибирского соглашения» нужно не менее десяти таких машин, тогда можно будет организовать и полный цикл технической эксплуатации этой модели. Соседние регионы уже начали покупать новые самолёты. Когда «созреет» Иркутская область, не берётся ответить никто.

Аббревиатура Л-410-УВП-Е20 – полное «имя» ближнемагистрального девятнадцатиместного пассажирского самолёта, современной модификации давно известного Л-410, где буквы УВП означают «укороченная взлёт-посадка». Такие машины подходят для перевозки пассажиров на расстояния до 500 км, а значит и для развития местного воздушного сообщения, считают участники МА «Сибирское соглашение». 

5 июня специалисты «Сибирского соглашения» приняли решение создать постоянно действующий рабочий орган по развитию региональной и местной авиации в Сибири во главе с Сергеем Ерощенко. 

Члены рабочей группы уже побывали в Чехии, на заводе, где выпускается ближнемагистральный пассажирский самолёт Л-410-УВП-Е20, сообщил председатель исполнительного комитета МА «Сибирское соглашение» Владимир Иванков. На совещании в Иркутске представители производителя, авиакомпаний и профильных гос-органов обсуждали дальнейшие шаги участников межрегиональной ассоциации.  

К концу 2013 года с чешского завода Aircraft Industries – Let Kunovice (контрольным пакетом акций владеет российский «УГМК-Холдинг») в Россию будет поставлено 40 модифицированных Л-410, сообщил на совещании начальник управления специальных правовых проектов «УГМК-Холдинга» Тимур Азёрный. «Уральская горно-металлургическая компания» уже почти пять лет является совладельцем предприятия в Чехии и с августа 2009 года продаёт модифицированную версию Л-410 в Россию. Из сорока воздушных судов, которые компания поставит в этом году, десять приобретает Министерство обороны, остальные будут возить пассажиров в регионах.

С июля нынешнего года начались поставки следующей модернизированной версии самолёта Л-410 с абсолютно новым двигателем H80 производства General Electriс. Дальность полёта будет увеличена до 1520 км, крейсерская скорость – до 420 км/ч, на 5–7% улучшатся топливные характеристики, заверил Азёрный. Один из основных эксплуатантов – АК «Оренбуржье», из Сибири покупатель пока только один – авиакомпания «КрасАвиа», которая начала эксплуатацию трёх «элок» в октябре прошлого года. Представитель технической службы авиакомпании отметил, что самолёты неплохо проявили себя даже в зимний период, который вызывал наибольшие опасения. 

Однако обнаружились и некоторые проблемы при технической эксплуатации. За истекший период авиакомпания предъявила заводу 41 рекламацию, по мнению представителя «КрасАвиа», это много: «Когда разговариваешь с людьми, которые эксплуатировали старую модификацию самолёта, они отмечают, что таких дефектов в общем-то не было. Можно сделать вывод, что технология несколько изменилась или в какой-то степени утрачена». Есть и другие дефекты, например, на всех двигателях была течь масла. Многие вопросы требуют доработки, и хотя  завод на претензии реагирует моментально, отказавшие агрегаты поставляются в течение 10–14 дней из-за растаможивания. В некоторых случаях самолёт приходится останавливать. Впрочем, все проблемы решаемы, заключил эксперт: «Много дефектов – это большой опыт, который приобретает наш технический состав. Работать с этим самолётом можно и нужно». 

Чтобы ускорить поставку запчас-тей, участники совещания предлагают создать в Сибири централизованные склады. «УГМК-Холдинг» готов вместе с поставкой самолёта передать практически полный цикл обслуживания вплоть до тяжёлых форм на уровень регионов. Вместе с приобретением каждого самолёта холдинг обеспечивает подготовку лётного экипажа и технического состава в полном объёме – 3-4 лётчика и практически неограниченное количество техников, сообщил Тимур Азёрный. «Сибирское соглашение» неоднократно ставило вопрос о возможной подготовке специалис-тов на местах. Базовой конструкции самолёта 40 лет. Л-410 не зря называли «летающей партой» – на нём прошли обучение 80% всего летающего состава, – напомнил он. – Мы готовы предложить подготовку на базе Иркутского авиационного техникума – обеспечить учебный курс по подготовке технического состава». 

О готовности участвовать в проекте организации по техническому обслуживанию авиатехники  «Сибирь-Техник» (Новосибирск) заявил начальник службы качества и аудита компании Владимир Енин. «Мы имеем производственную базу, тёплый ангар, бэк-шопы для обслуживания компонентов, крупноколёсный цех, более 200 видов агрегатов обслуживаем для самолётов Boeing, CRJ, ATR. Не видим проблем подготовить персонал и базу для обслуживания Л-410», – заявил Енин. Может оказать содействие в организационных вопросах при приобретении таких самолётов и Восточно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта, подтвердил врио руководителя ведомства Денис Шуваев. Пока на территории Иркутской области, Забайкалья и Бурятии, за которые отвечает управление, Л-410 не эксплуатируется, однако эта марка для региона не нова. «В своё время в аэропорту Нижнеудинска базировались такие воздушные суда, – отметил Шуваев. – Все аэропорты готовы к принятию подобных самолётов».

Однако, чтобы организовывать эксплуатацию на территории «Сибирского соглашения», нужно не менее десяти Л-410, считает губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Сегодняшняя стоимость самолёта, в зависимости от комплектации, составляет ориентировочно 185–190 млн. рублей. В случае приобретения в лизинг существует возможность субсидирования в размере 49,5 млн. рублей из федерального бюджета в рамках постановления правительства №1212. 

Тема региональной авиации актуальна для каждого из 15 субъектов – участников «Сибирского соглашения», уверен губернатор Приангарья. Северные и отдалённые территории, где зачастую нет других дорог, кроме воздушных трасс, всё-таки надо осваивать. Но такая задача не по силам ни одному субъекту в отдельности: региональному бюджету практически невозможно дотировать перевозки и обеспечивать весь цикл технической эксплуатации воздушных судов. «Без координации общих действий эту работу вести бессмысленно, – заявил Ерощенко. – У соседей (в Красноярском крае. – «Конкурент») один самолёт стоит, два летают. Я достаточно опытный человек в авиации, мы так делать не будем. Для развития инфраструктуры нужна ещё и поддержка президента, поскольку восстановление аэропортов само по себе является сложной задачей». Единую политику по планам приобретения самолётов, подготовке маршрутной сети и субсидированию перевозок главам регионов «Сибирского соглашения» предстоит разработать осенью.

«Государство выделяет значительные средства на развитие регио-нальной авиации, этим нужно воспользоваться», – считает Сергей Ерощенко. Однако когда первые Л-410 могут появиться в Иркутской области – пока неизвестно. «Я вообще предполагал, что их приобретут ещё вчера, но по сегодняшнему совещанию пока не могу сказать, когда это произойдёт», – отметил Тимур Азёрный. Следующими потенциальными покупателями для чешского завода, скорее всего, станут Томск, Алтайский край, Красноярск. «Иркутская область ещё не созрела, я так понимаю», – предположил Азёрный.

На стадии обсуждения и вопрос о схеме субсидирования собственно местных перевозок и обеспечения пассажиропотока на местных линиях из регионального и федерального бюджетов. При условии реализации программы субсидирования региональных и местных авиа-перевозок на территории СФО в Иркутской области предлагается восстановить или вновь открыть рейсы из Иркутска в Хужир, Железногорск, Качуг, Жигалово и Усть-Илимск. В августе пройдёт совет по безопасности полётов, где возможно будет обсуждаться вопрос о возобновлении рейса на Ольхон. 

По словам Сергея Ерощенко, в Приангарье Л-410 могут в перспективе базироваться в аэропортах малых городов: «Иркутская область протянулась на 1500 км с севера на юг и почти на столько же с запада на восток. На такие расстояния самолёт не рассчитан, но базировка в Киренске или Нижнеудинске позволяет оптимизировать и расход бюджетных денег на дотации».

До 10 сентября участникам рабочей группы поручено подготовить совместный план действий, а к началу октября – проект технического задания и обобщённый бизнес-план развития межрегиональных, региональных и местных авиаперевозок на территории Сибири с применением парка воздушных судов типа Л-410-УВП-Е20. Главам регионов и авиакомпаниям по итогам совещания предложено рассмотреть возможность консолидированного заказа Л-410. «5 сентября прилетает [советник президента] Левитин, с которым тоже будет обсуждаться программа», – сообщил губернатор Приангарья. В конце сентября участники «Сибирского соглашения» обсудят план действий на очередном совещании.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры