издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Осенний мусорный призыв

Автомобильная – типичная для частного сектора улочка в Иркутске. Узкая дорога, деревянные заборы, старенькие «малотонажки» у покосившихся ворот. Не так давно появились здесь новые объекты, которые теперь дополняют почти сельский пейзаж – две мусорные площадки в начале и конце улицы. Тропу к ним протоптали все без исключения местные жители. И те, кто заключает договор и оплачивает вывоз мусора, и те, кто обходится без лишней бумажной волокиты. Навестить их и решили сотрудники городской администрации. Вместе с ними в рейде поучаствовал «Сибирский энергетик».

Середина рабочей недели, холодный, дождливый день. Не самое приятное время выбрали представители иркутской коммунальной службы, чтобы повстречаться с жителями частного сектора по улице Автомобильной в Иркутске (Сведловский административный округ). Однако и повод оказался тоже не из приятных. Добрая половина жильцов с Автомобильной оказалась нарушителями административного порядка, который утверждён и действует в городе с 2009 года. Речь идёт о заключении договоров со специализированной организацией на вывоз твёрдых бытовых отходов. 

Развернувшаяся на Автомобильной акция несколько напоминала попытку военкомата передать повестку будущему призывнику, бесконечно уклоняющемуся от службы в армии: коммунальщикам предстояло выдать нарушителям предписания от комитета по управлению Свердловским округом Иркутска. Надо отметить, что такие «повестки» с предложением явиться-таки в офис компании МУП «Спецавтохозяйство» жители Автомобильной уже получали весной, но внять призыву не пожелали. Вслед за вторым, осенним, предупреждением последует уже административная ответственность, в том числе и штрафы, обещают организаторы рейда: «Тех, кто намёк не поймёт, в конце года будем наказывать».

«Все граждане обязаны заключать договоры с МУП ещё в начале года. Порядок такой в Иркутске существует уже не первый год, но больше 50% жителей Автомобильной до сих пор не сделали это. Поэтому сейчас проводился подомовой обход, чтобы ещё раз напомнить жителям об их обязанностях. Более того, мы всех уведомим, что для заключения договора с МУП им не обязательно уезжать далеко от дома. 27 сентября с 17.00 до 19.00 на перекрёстке их улицы с улицей Чернышевского  всех желающих будет ждать автобус от «Спецавтохозяйства». Там и можно оплатить коммунальные услуги», – рассказывает «Сибирскому энергетику» заместитель начальника отдела коммунального хозяйства по санитарному содержанию территории комитета по управлению Сведловским административным округом Владимир Ильенков. 

Те из местных жителей, кто оказался дома, свои «повестки» получали лично. И, несмотря на деликатный предмет разговора, охотно соглашались побеседовать с журналистами.

– Вот такие пакеты небольшие, вы знаете, – пытается наглядно и в деталях объяснить корреспондентам Закиржан Хамидьянов, как он решает свою проблему с ликвидацией твёрдых бытовых отходов. – Мы его (мусор) выносим в три дня один раз. Хорошо, что сейчас сделали мусорку на улице. Поэтому сюда выносим. Раньше приходилось за гору ходить – где благоустроенные квартиры.

– Но договора на вывоз мусора у вас нет?

– А договора, естественно, нет… Первый раз слышу, что нужен договор. Вот вы сейчас пришли и сказали мне об этом, – уверяет мужчина.

– Так заключать-то будете?

– Ну если администрация говорит, что надо… Ознакомимся, узнаем, сколько стоит, и, может быть, заключим.

Ещё одна женщина, представившаяся Ларисой Андреевной, поясняет, что раньше договор она заключала, но теперь нужда такая отпала:

– Договор я сама лично ездила заключать на Рабочего Штаба. У нас раньше летний водопровод не запускали, пока мы не заключим договор. Из-за него мы и ездили в Рабочее, сейчас такой необходимости нет.

Владимир Ильенков своих недобросовестных подопечных, которым приходится напоминать об обязанностях, делит на две категории – «кто-то не знает», а «кто-то думает, что и так сойдёт».

Между тем в целом по Иркутску Сведловский округ (здесь проживает около 3,5 тыс. человек) оказался самым дисциплинированным. Примерно у 70% населения здесь уже есть договоры. При этом средний показатель по России 30–40%. «Мы хотим эту цифру довести до 100%. У нас есть такие территории, например посёлок Мельниково, где более 90% населения заключили договоры. Есть улицы, которые на 100% заключают», – говорит Ильенков. В среднем на одного человека, проживающего в частном секторе, в год приходится около двух кубометров мусора, подсчитали эксперты из коммунального отдела. Стоимость вывоза этого объёма ТБО может составить примерно 300 рублей – опять же за год. Однако неплательщикам расставаться с этими суммами не хочется. Таким образом, за вывоз ТБО платит городской бюджет и те же соседи по улице, которые от обязанностей не уклоняются.

– Если бы оплата по городу шла стопроцентная, то денег из бюджета города вообще бы не потребовалось, – комментирует ситуацию для «Сибирского энергетика» директор МУП  «Спецавтохозяйство» Владимир Павлов.

По его статистике, Иркутск сегодня вообще не дотягивается до общероссийского показателя в 30–40%. Лишь 10–15% жильцов частного сектора оплачивают услугу МУП. Свою пассивность люди объясняют чаще всего тем, что с мусором справляются самостоятельно – закапывают на участках или сжигают. Владимир Павлов не склонен в это верить: «Представляете, как это выглядит – закапывать отходы дома?!» Собственно, «против» аргументов населения говорят и факты – на контейнерных площадках, организованных в районах индивидуальной жилищной застройки, встречается слишком много мусора для 10% населения, заключивших договоры. Весной и осенью контейнеры переполнены крупногаборитным мусором – от полуразобранных сараев, остатков стен с деревянной обрешёткой и штукатуркой до картофельной ботвы и спиленных деревьев. Хуже всего обстоят дела в Куйбышевском и Ленинском районах, где частный сектор больше.

В июне и июле работники МУП поставили эксперимент – выезжали на автобусе в посёлок Боково в Ленинском округе, 1,5 тысячи жильцов были уведомлены о том, что в ближайшее время около их домов будет дежурить специальный автобус от коммунального предприятия, где можно будет заключить договор на обслуживание. Однако итог такой акции оказался весьма показательным – лишь 10% от уведомлённых пришли оплатить услугу. Поэтому то, как отреагируют жители Автомобильной, которых ждёт такая же акция, тоже вопрос.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры