издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сезонная подготовка

В Якутии ищут альтернативные маршруты для северного завоза в труднодоступные районы

27 млрд. рублей потратят в Республике Саха (Якутия) на подготовку объектов коммунального комплекса и энергетики к отопительному сезону 2013-2014 годов. Большая часть этой суммы – около 18 млрд. рублей – направлена на их модернизацию и техническое перевооружение. На реконструкцию систем теплоснабжения потратили 103 млн. рублей.

Плановая замена

Каждый год суммы, выделяемые на подготовку к зиме, растут. Бюджет этого года превосходит прошлогодний на 6 млрд. рублей –  тогда объём средств составил 21 млрд. рублей. Ежегодно около двух третей всей суммы бюджетных денег тратится на модернизацию коммунальной инфраструктуры республики. Пока уровень её износа остаётся довольно высоким и оценивается в  58%. По плану правительства республики в нынешнем сезоне он должен снизиться до отметки в 56%.

Чтобы достигнуть этой отметки, во время подготовки к нынешнему отопительному сезону были проведены строительство и реконструкция 55 котельных. Также планируется ввод в эксплуатацию 10 новых объектов энергетики и техническое перевооружение трёх старых, в том числе перевод на сырую нефть дизельной электростанции в посёлке Тикси, который прошлой зимой остался без тепла в 40-градусный мороз.

Кроме реконструкции и строительства самих объектов коммунальной инфраструктуры, проводится планомерный ремонт ветхих сетей теплоснабжения. В соответствии с реализацией инвестиционных программ, действующих на территории республики, в этом году заменить должны 164,2 км тепловых сетей – 6,1% от их общей протяжённости, 74,1 км водопроводных (6,7% всей длины), а также 41,2 км ветхих сетей водоотведения, что составляет 5,4% от их общего числа.

Несмотря на объём строительных работ, к данному моменту они должны быть завершены, ведь 26 сентября предполагалось запустить последние объекты теплоснабжения. Всего теплом жителей республики будут обеспечивать 1327 котельных. Первые из них были запущены ещё 1 августа. Причиной этого стал летний паводок в регионе. В результате с лета начали отапливаться дома Верхоянского, Момского и Оймяконского районов Якутии.

Под вопросом

Всё ещё остаётся непонятной ситуация с северным завозом. Маловодье на реке Лене продолжается с 5 августа. Самый низкий уровень воды зафиксирован на отрезке от Усть-Кута до реки Витим – 130–135 км. В связи с этим  на данном участке введено ограничение осадки гружёного флота. В результате возникли сложности с доставкой грузов потребителям в Якутии. Однако, по данным республиканского правительства, это не повлияло на осуществление северного завоза, поскольку основной объём грузов в срочном порядке был отгружен и перевален на морские суда. 

Тем не менее большая часть северного завоза всё ещё осуществляется по привычному пути – по Лене через порт Осетрово. В настоящее время там находится 49 единиц флота, из них 20 – сухогрузные суда, 15 – наливные, а другие 14 – вспомогательные корабли. Сейчас перевозка топлива там выполняется с 30-процентной загрузкой судов и с двойной перевалкой. Первая нужна для прохождения обмелевших участков, когда груз перемещают на баржу или самоходное судно. Вторая осуществляется на благоприятных отрезках, где уровень воды держится на нужном для навигации уровне, – там делают полную загрузку на самоходный флот. Данная схема, как утверждают в правительстве Якутии, не влияет на стоимость перевозки грузов, но влечёт дополнительные расходы для самих предприятий-получателей, в том числе объектов теплоснабжения.

В будущем решение этой проблемы не предвидится. Водный вид транспорта в республиканском правительстве считают безальтернативным в части доставки грузов в труднодоступные пункты. Железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, на которую возлагалось столько надежд, не сможет стать полноценной заменой речного пути. Она позволяет перевести центральную и южную части республики на круглогодичное сообщение, что значительно уменьшит потребность в досрочном завозе, но арктические регионы не охватывает. Однако её строительство облегчит процесс северного завоза, ведь нагрузка перейдёт с порта Осетрово на порт Якутск. Таким образом, северный завоз можно будет осуществить за одну навигацию.

Что касается нынешней ситуации, сейчас северный завоз в самом разгаре и закончится лишь с началом арктической навигации. Основным проблемным вопросом в правительстве Якутии считают обеспечение нефтепродуктами Индигирской группы районов. К 25 сентября из запланированных 54,5 тыс. тонн доставлено только 13,7 тыс. тонн. При задержке доставки оставшегося топлива снабжение объектов ЖКХ будет произведено из резервов, накопленных с предыдущего завоза.

Как рассказали «СЭ» в правительстве Якутии, по мере развития критической ситуации будут рассмотрены все возможные варианты безусловной доставки жизнеобеспечивающих грузов. Хотя в целом ситуация находится под контролем, отмечают чиновники. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры