издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Больше тратить невозможно»

Банковская система видит спасение экономики только в улучшении делового климата

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

На минувшей неделе Международный валютный фонд опубликовал ежегодный обзор, посвящённый российской экономике. По мнению экспертов, повышение цены на нефть уже не даёт никаких гарантий для роста, а новые драйвера развития система ещё не нашла. Варианты выхода из ситуации обсудили участники VIII ежегодной конференции Альфа-Банка «Российский банковский сектор: замедление темпов роста. Поиск решения». Корреспондент «Конкурента» выслушал мнения аналитиков, большинство из которых склоняются к тому, что спасти экономику может только изменение делового климата в стране.

Готовность к шокам

Эксперты МВФ делают по поводу российской экономики пессимистичный прогноз: по итогам года они ожидают снижения ВВП до уровня 1,5% по сравнению с 3,4% прошлого года. «России необходимо менять модель экономического роста и опираться не на повышение цен на нефть, а на эффективное использование ресурсов и улучшение инвестиционного климата», – цитируют российские СМИ выдержки из ежегодного доклада организации. Такие выводы не стали откровением для отечественных экономистов. Теме пока не найденных драйверов роста посвятили очередную ежегодную конференцию для СМИ «Российский банковский сектор: замедление темпов роста. Поиск решения», которую за неделю до публикации доклада МВФ провёл в Москве Альфа-Банк. 

В Научно-исследовательском финансовом институте Министерства финансов России уровень ВВП по итогам года оценивают выше, чем в международной организации. По данным директора института Владимира Назарова, темпы роста составят 1,8%. Однако, несмотря на расхождение в цифрах, эксперты сходятся во мнении: рассчитывать на нефтяные доходы больше не приходится. «Все источники экономического роста, которые работали на нас в двухтысячных годах, исчерпаны. Цена на нефть уже не является драйвером экономического роста. Мы это отлично сейчас видим: в бюджете мы закладываем цену на нефть 97 долларов за баррель, по факту получаем 107 долларов, то есть на 10% больше, но доход при этом не становится существенно выше, а темпы экономического роста, наоборот, замедляются», – говорит Владимир Назаров. 

Главный управляющий директор Альфа-Банка Алексей Марей приводит данные о замедлении развития банковского сектора, ставшем следствием общего упадка. Рост портфеля розничных кредитов за семь месяцев составил 32%, в то время как по данным за аналогичный период пошлого года этот показатель достигал уровня 40%. По мнению экономистов, охлаждению рынка также поспособствовала жёсткая политика Центробанка, углядевшего опасность в бурном росте потребительского кредитования. Сегодня банкиры уже не видят признаков кредитного «пузыря», который мог бы лопнуть из-за снижения доходов физических лиц и резкого роста неуплат по задолженностям, хотя ещё в прошлом году кредиторы практически в голос заявляли о такой угрозе. 

По словам председателя совета директоров Adela Financial Retail Group Евгения Бернштама, управляющего двумя микрофинансовыми организациями, «люди платят»: «У нас очень достойный процент просрочки. СМИ гонятся за тем, чтобы оценить уровень просрочки, но это не главный показатель. Он может быть и 99%, но крах нас ждёт только тогда, когда он не покрыт на 100% резервами». Однако оптимизм разделяют не все. По данным Альфа-Банка, ухудшение розничного портфеля налицо: объём просроченной задолженности сопоставим с объёмом резервов на возможные потери, а достаточность капитала банков сегодня составляет 14% при критическом уровне в 10%. «Этот запас не настолько большой, поэтому к каким-то шокам часть системы будет уже не готова», – отмечает Алексей Марей. 

На нефть надейся 

Ещё большие опасения представителей банковского и бюджетного секторов вызывает снижение качества корпоративных заёмщиков. В первой половине 2013 года, по информации Алексея Марея, чистая прибыль компаний продемонстрировала невиданное падение, сократившись по сравнению с прошлым годом на 23%, при этом в 2010 году она росла на 40%, а в 2011 – на 19%. Рентабельность по активам в прошлом году снизилась в секторах связи, торговли и промышленности. «Потребитель не до конца уверен в завтрашнем дне и задаётся вопросом рентабельности бизнеса, – констатирует Алексей Марей. 

– Многие корпоративные клиенты чувствуют, что из-за конъюнктуры рынка и текущих цен работают на грани рентабельности. В первую очередь речь идёт о компаниях, ориентированных на экспорт металлов, угля». 

Эксперты, в частности председатель совета директоров банковской группы Альфа-Банк Пётр Авен и Владимир Назаров, единодушны: главная проблема российской экономики заключается в сокращении притока инвестиций. «В России, несмотря ни на что, стабильная макроэкономическая ситуация. Однако по разным причинам её состояние оценивается гораздо хуже, чем оно того заслуживает, – считает Пётр Авен, – и это неверие в будущее заставляет потенциальных инвесторов конвертировать деньги в доллары и уводить их из страны, а не вкладывать в экономику. По предварительным подсчётам, в этом году отток капитала из России составит 60 миллиардов долларов. Раньше он компенсировался инвестициями, но сейчас ситуация изменилась». 

Владимир Назаров согласен с банкиром: «Основная проблема – это инвестиции. Идёт их спад, это означает, что есть недоверие к нашей стране. В результате нет возможности провести диверсификацию экономики, нам остаётся полагаться только на нефть как на источник роста, но, как я сказал ранее, он уже исчерпан». «Очевидно, что больше тратить невозможно», – говорит Пётр Авен, тоже утверждающий, что нефтяным доходам уже не поднять экономику. Вливание средств от бюджетной или банковской систем, считает Владимир Назаров, также не в состоянии выступить в качестве драйвера роста. «В начале двухтысячных годов всем расширенным правительством мы тратили 28,7% ВВП и экономика при этом росла на 10%. Сегодня же государственные расходы в ВВП составляют 36,9%, но экономика значительно не растёт. Дальнейшее наращивание госрасходов невозможно и не нужно». 

«Достаточно взвешенная политика» 

По мнению Владимира Назарова, «чудес» от банков или правительства не предвидится: «Банковской системе не стоит ожидать поддержки от бюджетной системы, которой предстоит стагнация. В свою очередь, бюджетной системе нельзя рассчитывать на то, что банки вдруг выступят драйвером экономического роста и, если их заставить кредитовать, всех прокредитуют, темпы экономического роста повысятся, у нас в бюджетной системе будет больше налогов и всё будет хорошо. Ждать таких чудес друг от друга не стоит, надо проводить достаточно взвешенную политику с регулятором». В качестве примеров такой политики депутат Государственной Думы и президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков приводит усилия по удешевлению стоимости фондирования, снижение издержек кредитных организаций и их рисков. 

Депутат считает, что удешевить стоимость привлечения ресурсов поможет проект закона о секьюритизации активов, который сейчас обсуждают в Центральном банке. «В будущем году мы рассчитываем принять наконец-то этот закон. Тогда под кредиты, выданные малому и среднему бизнесу, будут выпускаться ценные бумаги, самые надёжные из которых Центральный банк будет принимать в качестве обеспечения при рефинансировании. В результате механизм рефинансирования кредитных организаций оптимизируется и они смогут на возобновляемой основе получать ресурсы, чтобы постоянно кредитовать малый и средний бизнес по более низким ставкам», – говорит Анатолий Аксаков. 

Оценивая ситуацию в общем, эксперты утверждают, что помимо политических решений главным драйвером роста банковской системы и экономики в целом может стать только развитие конкуренции. «Источники экономического роста лежат за пределами и бюджетной, и банковской систем. Без изменений делового климата, использования системы инвестиций банкам будет сложно обширно кредитовать, а предприятиям – обеспечивать рост налоговых доходов», – говорит Владимир Назаров. С ним согласен Пётр Авен: «Необходимо создание реальной конкурентной среды, как ни банально это звучит. В общественном сознании должно появиться ощущение, что каждый может заработать деньги и что это легко. Вопрос инвестиций – это опять же вопрос конкуренции. Пока инвесторы не верят, что в России есть честная конкурентная среда».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры