издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Взяться за трубы

призывает министерство жилищной политики муниципальные образования Иркутской области

Два с половиной месяца осталось у муниципалитетов Приангарья на создание и утверждение своих схем тепловодоснабжения. Штрафных санкций за невыполнение федерального закона не предусмотрено. Зато при отсутствии схем с 2014 года территории могут не получить субсидии из облбюджета, обещают в региональном министерстве жилищной политики. Тем не менее простимулировать этим заявлением пока удаётся не всех. В 68 МО (44%) работа даже не начиналась. Успеют ли они её выполнить в срок – большой вопрос.

Нет денег на схемы – не будет денег без схемы

Выполнение мероприятий по разработке схем тепловодоснабжения, утверждённых постановлением правительства РФ, обсуждалось на минувшей неделе в Иркутске во время круглого стола. Среди участников дискуссии оказались представители муниципалитетов (именно местным властям полагается выполнять эту работу), специалисты областного министерства жилищной политики и энергетики, а также эксперты отрасли. Руководитель аналитического отдела Центра энергоресурсосбережения (ЦЭРС является региональным оператором разработки схем теплоснабжения) Любовь Тирская отметила: приближается крайний срок для завершения этих работ – 1 января 2014 года. 

Всего в Приангарье должны разработать свои схемы 156 МО. На сегодняшний день 29 имеют схемы, но утверждены они только у 19. Оставшиеся 10 МО находятся на завершающей стадии – в процессе утверждения. Есть также 68 территорий, совсем не приступавших к разработке, – 44% от общего числа. Из них 9 МО имеют средства местного бюджета в полном объёме для разработки схем, они, по словам Любови Тирской, сделали первые шаги – подготовили документацию для конкурсных аукционов либо начали переговоры с разработчиками. У 16 из 68 МО в местных бюджетах средств в полном объёме на разработку не хватает, ещё у 43 денег нет совсем. В основном это небольшие поселения.

Стоимость работ может обойтись бюджету территории от скромных 30–50 тысяч рублей до нескольких десятков миллионов. Всё зависит от развитости системы тепловодоснабжения – от протяжённости сетей, количества объектов, подключённых к централи, количества потребителей и так далее. «У нас действует региональная программа, в которой заложено 14,5 миллиона на разработку схем. Речь идёт о софинансировании 50% затрат для муниципалитетов, но в размере не более 500 тысяч рублей. Если, к примеру, затраты территории оценены в 300 тысяч, то на получение 150 она вполне может рассчитывать. Но если это 3 миллиона, то территория получит лишь 500 тысяч. Остальные средства местные власти должны изыскать сами», – поясняет Любовь Тирская. Правда, должны МО соблюсти и ряд обязательных условий, чтобы получить такие средства, – утверждённый генплан, программу по энергосбережению, чем не все могут похвастаться. Более того, есть в регионе и ряд МО, вообще не заложивших деньги на эти работы в своих бюджетах. А значит, в этом случае софинансирование уже по самому определению невозможно. 

Таким образом, отсутствие средств по-прежнему остаётся основным препятствием для создания схем тепловодоснабжения в Иркутской области.

Кроме того, не хватает в Приангарье и организаций, предоставляющих услуги по разработке схем. «156 муниципалитетов – это очень много. У нас загружены практически все иркутские компании, они либо сотрудничают с территориями по прямым договорам, либо выигрывают по конкурсу. Подключать к работе приходится специалистов из Самары, Вологды, Саратова, Читы, Санкт-Петербурга», – комментирует Любовь Тирская.

За полшага до победы

Не без проблем протекает процесс и у крупных городов уже на этапе утверждения документов. Так, Иркутск по параметрам, установленным в ФЗ (в городе проживает более 500 тыс. человек населения), попадает в категорию территорий, которые должны согласовывать свои схемы с Минэнерго РФ. Именно на этом-то последнем этапе пока и застряла столица Приангарья. Как рассказал вице-мэр Иркутска Антон Логашов, последнее рассмотрение программы (разработана санкт-петербургской организацией) состоялось в федеральном ведомстве в августе, но она опять не была утверждена. «Основные замечания поступили по балансу мощностей. Мы обозначили в схеме только 39 самых крупных теплоисточников, которые подают тепло в город. Но в Иркутске много мини-котелных, находящихся на балансе предприятий и работающих только для собственных нужд. В Минэнерго это увидели и предложили отразить и эти объекты в схеме, чтобы составить полную картину по балансу мощнос­тей», – делится Логашов.

Однако здесь и возникают очередные сложности, с которыми может столкнуться каждый разработчик схемы, предупреждает вице-мэр своих коллег из других муниципалитетов. Оказывается, правообладатели – собственники этих мелких котельных, не участвующих в теплоснабжении жилищно-коммунального сектора – достаточно вольно относятся к своим обязанностям. По словам представителей администрации Иркутска, они не предоставляют полные комплекты исходных данных о своих объектах, необходимых для подготовки схем и формирования топливных балансов территорий МО.

В первоначальном варианте схемы теплоснабжения, который Иркутск предлагал в Минэнерго, прорабатывалось три основных направления развития теплосистемы города. Первое – создание ещё одного крупного теплоиточника, работающего на твёрдом топливе; второе – развитие газовой генерации; третье – создание энергетической системы на базе теплоисточников Иркутска и ТЭЦ-10 (Ангарский район), которая практически полностью разгружена по теплу и работает в режиме ГРЭС. Сейчас же, после того как документ был отправлен на доработку, город актуализировал прогноз тепловых нагрузок. В итоге общее видение ситуации изменилось: стало понятно, что существующих теплоисточников для обеспечения города ресурсом пока ещё достаточно. Более того, часть из них (наи­более неэкологичные) можно высвободить. Это позволит снизить топливную составляющую в тарифе. Часть источников можно вообще перевести в аварийно-пиковый режим.

Байкальск вписался в электронную модель

Ещё одно требование, которое предъявляется крупным муниципальным образованиям, – это создание электронной модели теплосистемы для городов. Иркутские муниципалитеты признают: работа большая и сложная. Зато в случае нештатной ситуации, которая может возникнуть, к примеру, зимой на сетях, такая модель позволит понять, как можно обеспечить теплоснабжение для каждого конкретного потребителя, оставшегося без тепла. В Иркутске схема сейчас полностью выполнена (разработчик – «Иркутск­энергопроект»). «Мы имеем возможность планировать аварийные и нештатные ситуации, которые могут развиваться в городе, и будем в состоянии представить, как действовать в том или ином случае. Ведь в электронной схеме обозначены вся запорная арматура, кольцевые схемы по теплосетям и другое»,– комментирует вице-мэр.

Для города Байкальска электронную модель готовили специалисты Института систем энергетики СО РАН. Как рассказал главный научный сотрудник ИСЭМ Николай Новицкий, с помощью электронных технологий можно получить полную информацию о гидравлическом, теплогидравлическом режимах системы, рассчитать срок службы трубопровода и, используя специальные формулы, вычислить температуру воздуха в помещении у потребителя при существующих гидравлических и температурных параметрах в сетях.

«Тонкие линии – это новые трубопроводы, толстые – старые, построенные в 1960-х, – рассказывает он, как действует система, на примере модели Байкальска. – Здесь же мы видим, какой использован тип прокладки сетей – канальный, бесканальный, надземный. Всё показано разными цветами. Можно также выявить все нарушения гидравлических и температурных режимов сети. На нашей модели показано, что по всем этим параметрам в Байкальске имеются нарушения. Смотрите: у труб недостаточная пропускная способность, так как эта сеть проектировалась на один температурный график, а по факту вынужденно, из-за сложившейся схемы потребления, экс­плуатируется по-другому. Чтобы справиться с проблемой, приходится повышать давление на насосных станциях. В результате в сети создаётся давление, превышающее предел прочности самих отопительных систем зданий. Причём это наблюдается как по подающей, так и по обратной тепломагистрали». 

Такие проблемы теплоснабжения характерны для многих населённых пунктов области – разрегулированность теплосетей, плохо организованные режимы и почти 100-процентная изношенность объектов инфраструктуры. «В Байкальске, как мы это видим на нашем примере, всё сказывается на потребителях. Недостаток пропускной способности снижает движение по участкам сети, что приводит к избыточным потерям тепла», – делятся выводами учёные ИСЭМ. «В Байкальске жители недополучают 20–30% от заложенных проектной нагрузкой ресурсов», – объясняет Николай Новицкий.

Представители администраций муниципалитетов без энтузиазма восприняли представленную электронную модель. «Деньги на разработку схемы есть, но на покупку электронной программы – уже не у всех, – сказал один из собеседников газеты. – А если вдруг и найдутся, то нет специалистов, которые бы потом использовали эту сложную модель». Замминистра Александр Трифонов замечание считает объективным. Он отметил, что ИСЭМ уже подготовил электронную программу для Усть-Кута: «Даже компьютеры мы специально покупали, но сейчас ноль выхлопа от этой программы из-за того, что некому ей заниматься».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры