издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ВСЖД: только развитие

В минувший четверг начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий Фролов встретился с журналистами Иркутской области и Бурятии, чтобы подвести итоги работы и рассказать о планах. Вопросы на встрече поднимались самые разные – от развития БАМа и реставрации вокзалов до реформы отрасли и экологических проектов ВСЖД.

В разгаре реформы

Тема преобразований на железной дороге, которые должны завершиться к 2015 году, стала одной из центральных. В октябре закончился один из этапов реформы, результатом которого стала обновлённая структура региональных центров железных дорог. Теперь ВСЖД координирует 12 различных управлений. Особо была отмечена работа созданного Центра управления содержания инфраструктуры, главная задача которого – эффективность деятельности железнодорожного транспорта и его безопасность. «Уже сейчас виден результат, – подчерк­нул Фролов. – На 33% удалось минимизировать поломки, время устранения неполадок также сократилось».

Более подробно руководитель ВСЖД остановился на проблеме управления вагонным парком. «Когда у вагонов имелся один собственник, было понятно, куда будет адресован каждый вагон, прибывший на конечную станцию, – поясняет Фролов. – Сейчас собственников много: скажем, на станции Лена 350 владельцев. Конечно, в этой ситуации сложно управлять вагонным парком комплексно, к сожалению, не всё зависит от нас». Фролов подчеркнул, что на данном этапе необходимо взаимодействие железной дороги с региональными структурами и бизнесом, но главное решение, которое позволит консолидированно управлять вагонным парком, должно быть принято на правительственном уровне. Тогда удастся избежать встречных порожних пробегов, а также загруженнос­ти станции и подъездных путей.

Особое внимание Василий Фролов обратил на тот факт, что ВСЖД не планирует сокращать финансирование своих проектов, а также количество рабочих мест. «Нас ждёт не оптимизация, а развитие», – подчеркнул он. Говоря о кадровой политике, Фролов отметил, что работа на железной дороге требует специфической подготовки, а потому кадровый потенциал будет только усиливаться. 

Количество станций, по словам Фролова, также будет расти. Он напомнил, что на БАМе за последние 10 лет построено 10 разъездов, не так давно заработал новый вокзал Падунские Пороги, впереди открытие комплексов на станциях Мысовая и Заиграево, масштабная реконструкция станции Тайшет. Не будут закрываться и билетные кассы. Напротив, благодаря тому, что ВСЖД заключила договор с Почтой России, в продажу билетов теперь вовлечено 29 отделений в Восточной Сибири. 

Инвестиционная программа на текущий год выполняется в полном объёме и ведётся из расчёта 16,6 млрд. рублей, что, кстати, несколько больше, чем в прошлом году. Среди приоритетных направлений стоит отметить усиление инфраструктуры, техническое перевооружение, устройство контактной сети (в частности на участке Забитуй – Черемхово и на перегоне Жаргон – Забитуй). Кроме того, ведётся модернизация технологической связи на участке Транссиба Тайшет – Петровский Завод. Наконец, в Тайшете и Зиме идёт строительство эксплуатационных центров. «Таким образом, никаких негативных моментов в рамках реформ мы не предвидим», – подчеркнул Фролов.

БАМ: новая жизнь

Пожалуй, одним из наиболее масштабных и сложных вопросов, которым РЖД занимаются уже много лет, остаётся судьба Байкало-Амурской магистрали. В частности, эта тема обсуждалась на межрегиональном координационном совете, который глава РЖД Владимир Якунин провёл в августе нынешнего года в Иркутске. Следствием планомерной работы стало решение о дальнейшем развитии БАМа, принятое в преддверии 40-летия магистрали правительством и президентом страны. По словам Василия Фролова, в течение четырёх следующих лет на развитие северного пути планируется выделить 262 млрд. рублей, причём цифра почти наверняка возрастёт: по оценкам РЖД, для того, чтобы обеспечить задуманный комплекс реконструкции, потребуется около 562 млрд. рублей.

«Такое решение было принято, поскольку север Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края сейчас активно развивается, – поясняет Василий Фролов. – Но существующей пропускной способности для освоения новых месторождений недостаточно». Планируется, что после завершения работ по модернизации объектов инфраструктуры объём грузоперевозок по БАМу возрастёт почти вдвое: с нынешних 20 млн. тонн в год до 38 млн. 

Причём речь идёт не только о развитии самого железнодорожного транспорта, но и о модернизации инфраструктуры, в частности объектов энергетики. Так, планируется строительство линии электропередачи от Усть-Кута до Северобайкальска с выходом на Новую Чару. Это позволит обеспечить поездной интервал в 10–12 минут, а значит, и недостижимые при нынешних 27 минутах пропускные способности. Работа на БАМе уже идёт: начаты укладка вторых путей и строительство тоннелей, всего в текущем году ВСЖД планирует освоить 26 млрд. 

В этом контексте ещё более острой становится проблема оттока работников с предприятий БАМа: только за неполные девять месяцев решение уехать приняли более 300 человек. Однако Василий Фролов подчёркивает: цель сохранить и привлечь на БАМ работников, особенно молодых специалистов, принята и реализуется. «Мы предоставляем технологическое жильё и подъёмные средства, благодаря которым молодые специалисты и их семьи могут обзавестись хозяйством, кроме того, в компании развито ипотечное кредитование на хороших условиях. Параллельно в Иркутском университете путей сообщения и в улан-удэнском колледже мы готовим новых специалистов, которых также будем привлекать для работы на БАМе». 

Несколько слов было сказано ещё об одном важном для Иркутской области объекте – Кругобайкальской железной дороге. По словам Василия Фролова, сейчас ВСЖД делает всё для того, чтобы дорога, опоясывающая Байкал, оставалась безопас­ной, а перевозки пассажиров по ней – стабильными. Кстати, благодаря решению Арбитражного суда СФО закрепить право собственности за ВСЖД проводить эту работу стало проще. Сейчас главная задача железнодорожников – содержание многочисленных объектов. В частнос­ти, в этом году на текущий ремонт планируется израсходовать 8 млн. рублей, кроме того, 186 млн. будет выделено на начавшееся усиление верхнего строения пути.

Приятно, что эти вложения более чем оправданны, ведь интерес к объекту со стороны туристов возрастает: «В прошлом году по КБЖД было перевезено 142 тысячи турис­тов, а в этом только за девять месяцев – 247 тысяч». Помимо этого организовано пригородное движение, и здесь тоже прирост: 24,5 тысячи пассажиров вместо 19,5 тысячи в прошлом году. «И это не предел», – подчёркивает Фролов. 

Безопасность прежде всего

Обсудив масштабные проекты, результаты работы и планы, Василий Фролов перешёл, пожалуй, к самому главному – жизни людей и её безопасности. В первую очередь руководитель ВСЖД отметил целевую программу по обеспечению безопас­ности движении на переездах, которая разрабатывалась совместно с правительством Иркутской области по инициативе ВСЖД. «В октябре мы обследовали наиболее проблемные переезды, – рассказал Фролов, – и в результате приняли несколько важных решений. После окончания строительства путепроводов будет закрыта часть опасных переездов, в том числе на перегоне Новочунка – Сосновые Родники, на 4086 километре (Тулун – Нюра) и наиболее интенсивный переезд в Слюдянке». Остальные переезды ждут постепенного благоустройства проезжей части и капитального ремонта настилов и подходов. 

Профилактика гибели и травматизма людей ведётся и по другим направлениям. Так, в технические мероприятия в 2014-м будет инвестировано 80 млн. рублей. Деньги потратят на обустройство звуковой и световой сигнализации на переходах, которая будет предупреждать пассажиров о приближении поезда. Кроме того, на опасных участках установят ограждения, в частности между Усольем-Сибирским и Мальтой, где их протяжённость составит 7,5 километра. 

Не менее успешно ведётся работа и в области защиты окружающей среды. «Эта тема для нас не праздная, – подчеркнул Василий Фролов, – учитывая, что более 300 километ­ров железнодорожных путей проходит в непосредственной близости к Байкалу». Для того чтобы минимизировать риски влияния на окружающую среду, в пределах береговой линии ведутся работы по укреплению русел рек и оздоровлению верхнего строения пути. 

Отдельное направление деятельности – экологически чистый транс­порт. Поскольку в производстве шпал применяется пропитка из токсичного угольного масла, на ВСЖД был открыт комплекс по утилизации шпал в Тайшетском районе. Этот проект позволил не только минимизировать влияние на окружающую среду, но и получить дополнительный экономический эффект в виде теплоносителя, заменившего две котельные. Кстати, представив этот проект на всероссийском экологическом конкурсе «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент», компания «РЖД» стала лауреатом.

Есть у ВСЖД и другие задумки: планируется организация маломерного флота в Северобайкальске, который будет способствовать укреплению береговой линии и устранению возможных очагов загрязнения.

Подводя итоги встречи, Василий Фролов напомнил о десятилетнем юбилее Российских железных дорог, который компания отметила в октябре. «Позиции ВСЖД в юбилейный год более чем устойчивые, – сообщил он. – Грузооборот за десять лет возрос на 37%, производительность труда – на 55%. Мы продолжаем совершенствовать процесс перевозок, строим и реставрируем вок­залы, ведём работу по созданию пассажирских терминалов. При этом ведомство остаётся социально ориентированным: только в 2012 году мы выполнили коллективный договор на сумму 8 миллиардов рублей, и в нынешнем году планируем потратить не меньшую сумму. Таким образом, десять лет ВСЖД отработала стабильно и мы понимаем, как нужно развиваться дальше». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры