издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Рабочие сомнения»

Системный оператор предлагает построить две гидростанции в качестве альтернативы Ленской ТЭС

Мокскую ГЭС в Республике Бурятия и Тельмамскую ГЭС на территории Иркутской области необходимо включить в стратегию развития энергосистемы. С таким предложением выступил генеральный директор Объединённого диспетчерского управления энергосистемами Сибири Алексей Хлебов на совещании по развитию электроэнергетики региона, которое прошло в Чите 29 ноября. По его словам, Ленская ТЭС, в отличие от этих двух станций, не решает «многие вопросы северобайкальского участка БАМа». В ОАО «Иркутскэнерго», в свою очередь, указывают на ряд очевидных преимуществ парогазовой станции в Усть-Куте, а в ОАО «РусГидро» отмечают, что сейчас у компании нет средств для самостоятельной реализации столь масштабного проекта. Но добавляют: окончательное решение зависит от основного акционера – государства.

Оба проекта, о которых руководитель ОДУ Сибири заявил на совместном заседании совета при полномочном представителе президента РФ в Сибирском федеральном округе и совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», имеют советские корни. Так, в семидесятые годы, когда строилась Байкало-Амурская магистраль, было принято решение об освоении гид­роэнергетического потенциала Витима. 

Здесь планировали создать каскад ГЭС, первой и самой мощной ступенью которого должна была стать Мокская ГЭС, расположенная на севере Бурятии. Согласно советскому проекту, разработанному в восьмидесятые, её мощность должна была составить 2,01 ГВт. Тельмамская ГЭС на Мамакане, расположенная в Бодайбинской районе Иркутской области, – не столь мощная. Согласно технико-экономическому обоснованию, которое Минэнерго СССР утвердило в 1981 году (проект был согласован девятью годами позже), на ней предполагали установить три гидроагрегата по 150 МВт каждый. Вдобавок её запуск позволил бы увеличить гарантированную мощность Мамаканской ГЭС с 7,3 МВт до 45 МВт. В отличие от Мокской ГЭС, которая осталась на бумаге, Тельмамскую станцию начали возводить в 1986 году, через четыре года передали с баланса «Иркутскэнерго» на баланс производственного объединения (ныне открытое акционерное общество) «Лензолото», а в 1994 году все работы на ней были прекращены. 

Между тем обе станции были включены в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, которую правительство РФ утвердило в начале 2008 года. Согласно документу, мощность Мокской ГЭС вместе с контррегулятором – Ивановской ГЭС (в Бурятии) – оценивается в 1,41 ГВт. Параметры Тельмамской ГЭС по сравнению с первоначальными не изменились, однако в Генсхеме не сказано, когда её планируют запустить. Никаких сроков не содержится и в схеме и программе развития электроэнергетики Иркутской области на 2013–2017 годы, куда станцию включили по настоянию Системного оператора Единой энергетической системы России, а в аналогичном документе, рассчитанном на следующую пятилетку, объект и вовсе не содержится. Но две станции вошли в схему территориального планирования РФ в области энергетики, которую федеральное правительство утвердило 

11 ноября нынешнего года. По ней первый гидроагрегат Мокской ГЭС на 300 МВт предполагается запустить к 2025 году, второй – к 2030 году (в те же сроки планируется запуск первых генераторов Ивановской ГЭС). В то же время о Тельмамской ГЭС не сказано ни слова, зато речь идёт о постепенном пуске трёх блоков Ленской ТЭС в Усть-Куте, так что к 2015 году она должны выйти на установленную мощность в 400 МВт, а пятью годами спустя – максимума в 1,2 ГВт. 

Однако 29 ноября, по сообщению РИА «Новости», Хлебов предложил «включить в перечень стратегических приоритетов «РусГидро» реализацию проектов ГЭС в целях создания энергетической инфраструктуры для освоения минерально-сырьевой базы». Таким образом гендиректор ОДУ Сибири предлагает решить проблему внешнего электроснабжения северобайкальского участка БАМа, северо-востока Иркутской области и севера Забайкальского края. «[Ленская] станция находится в голове транзита, и фактически там есть избыток запертой мощности Усть-Илимской ГЭС, поэтому она решает ряд вопросов в Иркутской области в районе Усть-Кута, но многие вопросы северобайкальского участка БАМа не снимает, – цитирует его информагентство. – Поэтому ещё раз обращаю внимание инвесторов на возможность строительства тепловой генерации». 

«Ничего революционного не произошло, – прокомментировал это заявление Шумеев. – Те сомнения, которые высказал Системный оператор, озвучивались и раньше, это, можно сказать, рабочие сомнения. Тем не менее, проект Ленской ТЭС по-прежнему остаётся проектом, обладающим серьёзными конкурентными преимуществами». В первую очередь, она обойдётся дешевле двух гидравлических станций, к тому же её можно возвести гораздо быстрее. Кроме того, она в меньшей степени повлияет на окружающую среду, поскольку не требуется затапливать обширные территории. За счёт появления Ленской ТЭС также появляется возможность развития газопереработки на севере Иркутской области и утилизации попутного нефтяного газа. По информации пресс-службы губернатора и правительства Иркутской области, глава региона Сергей Ерощенко указал и на то, что реализация проекта «Иркутскэнерго» позволит начать освоение золоторудных месторождения на севере области, Удоканского месторождения меди и Чинейского железорудного месторождения в Забайкалье, увеличить пропускную способность неф­тепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и Байкало-Амурской магистрали. 

Тем временем в пресс-службе «РусГидро» сообщили, что компания вела предпроектные проработки по строительству Мокского гидроузла – одноимённой станции на 1,2 ГВт с Ивановской ГЭС на 210 МВт, – однако в 2008 году работы были прекращены, поскольку не были определены потребители и источники финансирования. С того момента к ним не возвращались. «В настоящее время компания не имеет свободных средств для самостоятельной реализации этого проекта, – подчеркнули в пресс-службе. – Однако при наличии чёткой экономической модели, предполагающей источники устойчивого финансирования, эффективные механизмы возврата инвестиций и договорённости по рынку сбыта с конкретными потребителями, «РусГидро» будет готово вернуться к проработке проекта. Пока же в списке приоритетов на востоке страны значатся достройка Богучанской и Усть-Среднеканской ГЭС, восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, возведение Нижне-Бурейской ГЭС, а также объектов тепловой генерации в Якутске, Благовещенске и на Сахалине. «При этом окончательное решение о включении любого проекта в инвестпрограмму компании находится в компетенции нашего основного акционера – государства», – резюмировали представители «РусГидро». Заметим, что в паспорте инвестиционного проекта, который правительство Республики Бурятия опубликовало на официальном интернет-портале несколько лет назад, в качестве его участников значатся не только энергетики, но и ОАО «Металлоинвест», ОАО «Корпорация развития Забайкалья», ЗАО «Забайкалстальинвест», ОАО «Хиагда» и ООО «Золотой Восток-Сибирь», а также филиал ОАО «РЖД» – единственной государственной компании, чья долгосрочная инвест­программа не была сокращена в нынешнем году. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры