издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Почему хромает профилактика

По итогам мониторинга наркоситуация в областном центре оценивается как предкризисная. Мониторинг проводится в течение двух лет, и за это время показатели, характеризующие обстановку с потреблением наркотиков в городе, значительно ухудшились. Так, число лиц, совершивших наркопреступления, выросло за год почти на 60%, а удельный вес осуждённых за незаконный оборот наркотиков увеличился на 20%. В 2012 году зарегистрировано почти вдвое больше смертей от острых отравлений психоактивными веществами.

Как рассказала помощник губернатора, секретарь областной антинаркотической комиссии Марина Горохова, в нынешнем году по решению АНК проводилась так называемая инвентаризация деятельности органов местного самоуправления в пяти муниципальных образованиях региона, где отмечается наиболее неблагополучная наркообстановка. В их числе оказался и город Иркутск. В состав специально созданной для проверки рабочей группы вошли представители областных министерств и федеральных ведомств. Проверяющие пришли к выводу, что рост наркотизма в областном центре связан с серьёзными недостатками в организации профилактической работы. По словам Марины Гороховой, городская антинаркотическая комиссия не выполняет отведённой ей координирующей роли. Собирается она редко, решения принимает, как правило, неконструктивные, в них отсутствуют сроки исполнения поручений.

Город Иркутск сегодня – единственное муниципальное образование в регионе, где нет целевой программы по профилактике наркомании и других социально-негативных явлений. По мнению заместителя мэра города Юлии Ефимовой, гораздо больший профилактический эффект дают действующие долгосрочные программы «Здоровое поколение» на 2013–2017 годы. На формирование здорового образа жизни в них заложено 5,4 миллиона рублей из бюджета города на пятилетний период, в том числе на 2013 год – 800 тысяч. Но в ходе проверки, по словам Марины Гороховой, комиссии была представлена лишь никем не подписанная справка по эффективности мер, которые значатся в пункте «Формирование здорового образа жизни». И в этой справке проверяющие не нашли ни анализа проведённых мероприятий, ни упоминания о достигнутых результатах по итогам их реализации, что укрепило комиссию во мнении о формальном подходе к организации профилактической работы на территории города.

Правда, имеется ещё план мероприятий по профилактике наркомании и иных социально-негативных явлений города Иркутска на 2013–2015 годы. В нём значатся три раздела: организация первичной профилактики (с финансированием 7900 тысяч рублей на 2013 год), организация раннего выявления, лечения и реабилитации наркозависимых (178 тысяч рублей) и информационно-просветительская деятельность (217 тысяч рублей). Цели запланированных мероприятий не сформулированы, индикаторы оценки эффективности их реализации отсутствуют. А главное, несмотря на то что 2013 год завершается, план до сих пор не утверждён. 

Между тем при анализе деятельности общественных наркопостов (постов «Здоровье+») за два последних учебных года проверяющие обнаружили, как выразилась Марина Горохова, неоднозначную динамику. Количество подростков, состоящих на учёте в наркопостах, снизилось на 99 человек (12,6%), при этом увеличилось число учеников с проблемой устойчивого курения, употребления токсических и наркотических веществ. А вот на консультацию к наркологу в этом учебном году направлено меньше, чем в прошлом; почти вдвое сократилось количество психологических обследований, консультаций для родителей, просветительских мероприятий.

Марина Горохова предполагает, что это, возможно, связано с отсутствием специалистов, формальным подходом к организации профилактической работы, отсутствием контроля со стороны департамента образования, доступностью наркотических веществ в городе. Но, по мнению комиссии, при сохранении отрицательных тенденций количество наркопотребителей среди обучающихся может возрасти от 5 до 15 раз.

Положительно оценили проверяющие опыт реализации проекта «Клиники, дружественные молодёжи». В этом проекте участвуют детская поликлиника №2 и городская клиническая больница №8. Принципиальное отличие деятельности этих учреждений здравоохранения от стандартных методов работы – в наличии идеологии, направленной на понимание проблем подростка, и совместный поиск путей изменения его поведения.

Вместе с тем анализ деятельности муниципальных учреждений показал: в Иркутске не организовано как следует информирование жителей о том, как преодолеть зависимость от наркотиков, куда обращаться за помощью в трудной жизненной ситуации. Специалисты, рабо­-тающие с населением, сами недо­­статочно осведомлены о современных социальных технологиях в области вторичной и третичной профилактики наркомании. 

После так называемой инвентаризации были попытки устранить эти недостатки в информационной работе с помощью консультаций между специалистами центра реабилитации наркозависимых «Воля», областного психоневрологического диспансера и департамента здравоохранения города. В частности, определён перечень совместных обу­чающих мероприятий для медперсонала больниц поликлиник в сфере социальной реабилитации и адаптации наркозависимых.

В ходе проверки проведена встреча с активом города. Общественники отмечают, что в областном центре недостаточно организовано противодействие незаконному обороту наркотиков, население не владеет информацией, по каким телефонам можно сообщить о фактах торговли наркотиками, куда обращаться за консультацией. Горожане считают, что социальной антинаркотической рекламы должно быть больше – на улицах, в СМИ, в социальных сетях. Можно сделать вывод, что в Иркутске не развита система информирования населения, хотя вопросы создания и размещения социальной рекламы обсуждались неоднократно на заседаниях городской антинаркотической комиссии. При АНК была даже создана рабочая группа по социальной рекламе.

Секретарь областной антинаркотической комиссии Марина Горохова по итогам проверки пяти муниципальных образований констатировала, что в Братске и Братском районе профилактическая работа организована лучше, чем в городе Иркутске: там ведётся жёсткий контроль за деятельностью правоохранительных органов, а наркопосты на каждого подростка, замеченного в употреблении психоактивных веществ, имеют план профилактической работы, расписанный буквально по дням и часам. В Черемхове и Слюдянке комиссия увидела хотя бы заинтересованность мэров в изменении ситуации, они не скрывали, что нуждаются в помощи. И лишь в областном центре администрация заявляет, что вопросы профилактики наркомании относятся к ведению субъектов РФ, а не муниципалитетов, которые вправе, но не обязаны этим заниматься, да и контролировать деятельность федеральных правоохранительных служб местная власть якобы не может. «Можно много говорить о профилактике, но, если незаконный оборот наркотиков не пресекается правоохранительными органами, что толку от этих разговоров, их можно вести бесконечно», – заявила заместитель мэра города Юлия Ефимова на последнем заседании Думы Иркутска, где обсуждался этот вопрос. 

Директор ФСКН России Виктор Иванов на последней видеоконференции определил пять главных направлений деятельности муниципальных образований. В области реабилитации на местные власти возложены выявление, мотивирование на лечение и персональный патронаж при ресоциализации. «Наркозависимые живут всегда на конкретной территории, – пояснила Марина Горохова. – Мы обязаны на всех стадиях реабилитации их видеть, отслеживать и комплексно сопровождать с использованием всех имеющихся ресурсов. Главным руслом вовлечения наркопотребителей в реабилитацию должен стать муниципалитет». На муниципальные образования также ложится ответственность за своевременное объявление экстраординарной ситуации, если наркообстановка ухудшается. Задача муниципалитета не в том, чтобы подменять правоохранительные органы, но он может и должен своевременно фокусировать внимание силовиков на возникшую проблему и контролировать их действия. Местным властям предстоит научиться привлекать федеральные и региональные силы для решения своих проблем. Третье направление – организация базовой профилактики наркомании посредством реализации целевых программ. В поле зрения муниципалитетов должна находиться также защита подростков. Чтобы предотвратить наркоманию среди несовершеннолетних, необходимо организовать работу во взаимодействии со всеми субъектами профилактики, обеспечить работу психолога с каждым трудным ребёнком на регулярной основе. Комплексное развитие города, создание лидерских сообществ тоже имеет прямое отношение к работе по противодействию наркотизму.

Депутаты Думы города согласились с тем, что решением проблемы, которая затрагивает напрямую интересы многих иркутских семей, надо заниматься более активно – организовать взаимодействие с федеральными структурами, координировать профилактическую работу, перенимать опыт реабилитации наркобольных.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры