издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Обсуждаемые проекты имеют высокий уровень эффективности»

Южнокорейский металлургический гигант POSCO и холдинг En+ Group рассмотрят в качестве совместного проекта создание сталелитейного завода по выпуску сортового проката в Иркутской области и проработают проект строительства Ленской ТЭС. Сообщения об этом появились в СМИ в середине ноября – после того, как две компании подписали соглашения о намерениях. Проекты, которые в них упоминались, имеют непосредственное отношение к ключевому активу группы «ЕвроСибЭнерго» – ОАО «Иркутскэнерго». Что ещё компания реализует самостоятельно и с помощью зарубежных партнёров, рассказал её директор по стратегии и развитию Дмитрий Шумев.

– Каковы перспективы проекта Ленской ТЭС в свете недавнего заявления о том, что для энергоснабжения Байкало-Амурской магистрали и северных территорий Восточной Сибири необходимо построить Мокскую и Тельмамскую ГЭС?

– Ничего революционного не произошло: те сомнения, которые высказали в ОДУ Сибири, озвучивались и раньше. Тем не менее мы считаем, что Ленская ТЭС остаётся проектом, обладающим серьёзными конкурентными преимуществами по отношению к другим проектам развития генерации. Недостатки ГЭС заключаются в больших сроках и высокой цене строительства, а также в определённой степени негативного воздействия на окружающую среду. По нашим расчётам, если учитывать эти факторы, то себестоимость электроэнергии от гидравлических станций будет выше, чем от станции в Усть-Куте. Кроме того, не надо забывать, что Ленская ТЭС даст возможность не только получить электричество для потребителей, но и развить газопереработку, организовать теплоснабжение города и создать рабочие места в, скажем честно, довольно депрессивном с экономической точки зрения районе. 

Конечно, Мокская и Тельмамская ГЭС имеют преимущества в объёмах сетевого строительства. Тельмамская ГЭС находится в Бодайбинском районе, для развития которого нужно поставлять электроэнергию, к тому же она ближе к Удоканскому месторождению. То же самое можно сказать и про Мокскую станцию. Но, учитывая планы государства и Российских железных дорог по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, на участке от Нижнеангарска до Таксимо так или иначе должно состояться строительство электросетевой инфраструктуры. Вопрос лишь в том, в каком объёме. Сегодня его обсуждает специальная рабочая группа при Министерстве энергетики РФ, одним из участников которой является наша компания. К сожалению, пока состоялось только одно её заседание. По его итогам решили собрать и обработать исходную информацию. Но мы надеемся, что в рамках этой рабочей группы удастся найти какое-то решение, которое позволит реализовать наш проект в обозримом будущем. 

– На какой стадии проект находится сейчас?

– Выполнено технико-экономической обоснование, выбрана площадка для строительства Ленской ТЭС, с будущим поставщиком газа согласованы стоимость и формула цены газа. Следующим логическим шагом были бы разработка проектной документации и проведение тендеров на изготовление и поставку основного оборудования. Но для этого нужно инвестиционное решение.

– Когда и при каких условиях можно ожидать его и, соответственно, начала строительства станции? 

– Для того чтобы она была построена, необходимо выполнить два условия. Первое – должны быть сформулированы какие-то рыночные условия для развития новых проектов генерации. Такую цель поставили при реформе электроэнергитики, и государство поэтапно к ней идёт, однако до сих про нет какого-либо механизма вне рамок ДПМ (договоров предоставления мощности. – «ВСП»), который сделал бы эти проекты эффективными и окупаемыми. Сейчас обсуждается дальнейшее реформирование рынка электроэнергии, и существует как минимум три модели дальнейшего развития. Все они находятся в разной степени проработки. Когда будет принято решение, трудно сказать. Надеемся, что в следующем году. Второе условие для строительства Ленской ТЭС: если запускать первый энергоблок станции мощностью более 230 МВт (цифра, которая пока содержится в рабочей концепции), то потребуется развитие электросетевого хозяйства. Это уже компетенция ОАО «Россети». Соответственно, принять решение о строительстве станции раньше, чем в инвестиционную программу этой компании будет включено строительство сетей, невозможно. Но в объёмах до 230 МВт, мы полагаем, вполне возможно реализовать проект без возведения линий до Чары. 

– 230 МВт – это потребность только местных потребителей?

– Потребности есть, и они будут возрастать. Руководство «Транснефти» не так давно заявляло в прессе, что возможности ВСТО на пределе, и это говорит о том, что их нефтеперекачивающие станции должны выйти на полную загрузку гораздо раньше, чем ожидалось. Если начнётся газопереработка в Усть-Куте, возникнет потребность в электроэнергии. Когда будет построена линия до Нижнеангарска, вырастет электропотребление в Бодайбинском районе. Есть и другие проекты, которые будут развиваться. Но при всём том нужно учитывать, что цикл строительства Ленской ТЭС достаточно длинный, потому что необходимо не только построить станцию, но и создать для неё инфраструктуру, например газопровод от месторождений.

– В планах компании на ближайшие годы значится проект блочно-модульной котельной на 25 МВт. Расскажите о нём. 

– Сегодня в Братске есть блочно-модульная котельная на 5 МВт, которая действует с декабря 2009 года. 1 сентября нынешнего года истёк контракт на поставку газа с ОАО «Газпром», мы достигли соглашения с ООО «НГК «Итера». Оно предусматривает увеличение объёмов поставки газа начиная с сентября 2015 года. К этому сроку мы планируем запустить блочно-модульную котельную на 25 МВт, которая полностью заменит электрокотельную в посёлке Гидростроитель. 

– То есть блочно-модульная котельная замещает мини-ТЭЦ на 18 МВт, возможное строительство которой обсуждалось несколько лет назад? 

– Трудно сказать «замещает», потому что там не было проекта как такового, скорее идея. Основное отличие в том, что сейчас мы отказались от когенерации, производства электрической и тепловой энергии в комбинированном режиме. Хотя, если честно, хотелось реализовать проект именно по такой логике, потому что в этом случае оборудование работает максимально эффективно: его КПД превышает 80%. Но, к сожалению, ранее этого сделать не удалось, потому что прежний поставщик газа не был готов поставлять его на длительный срок по цене, рассчитанной по приемлемой и понятной формуле. Другая проблема заключалась в неразвитости рынка электроэнергии, что не позволило бы нам получить достаточные доходы, которые сделали бы проект мини-ТЭЦ эффективным и окупаемым. Поэтому мы взяли концепцию производства одного лишь тепла. 

– А в чём преимущества блочно-модульной котельной на газе в сравнении с действующим теплоисточником? 

– Меньшая себестоимость производства тепловой энергии. В конечном счёте строительство БМК-25 направлено на сдерживание роста тарифов. 

– Помимо новых генерирующих объектов, в долгосрочной инвестпрограмме «Иркутскэнерго» есть и непрофильные для энергетиков проекты. Как обстоит дело с одним из них – созданием центра обработки данных на площадке Ново-Иркутской ТЭЦ? 

– Выполняется проектная документация и ведётся подробное изучение рынка. Дело в том, что строительство центров обработки данных – сфера новая не только для нас, но и для многих других компаний. В Сибири их не так много, наверное, меньше, чем пальцев на одной руке. А тех, что имеют сертификат TIER III, и вовсе нет. Поэтому необходимо просчитать все плюсы и минусы подобного проекта. Параллельно наша управляющая компания – «ЕвроСибЭнерго» – ведёт переговоры с возможными партнёрами. 

– Когда можно ожидать начало строительства?

– Мы надеемся принять инвестиционное решение в 2014 году. 

– А как развивается проект сталелитейного завода в Ангарске? 

– Этот проект тоже движется по своей логике. Интерес к участию в нём проявила южнокорейская компания POSCO. Сейчас её специалисты детально рассматривают перспективы проекта в рамках сотрудничества с нашей акционерной компанией En+ group. 

– С какими ещё зарубежными партнёрами и по каким проектам сейчас сотрудничает «Иркутскэнерго»? 

– У нас продолжается замена рабочих колёс на Братской ГЭС совместно с Voith Hydro. Первое из них будет поставлено в начале следующего года. Кстати, по Усть-Илимской ГЭС мы уже провели конкурс, определили претендента на роль поставщика новых рабочих колёс. Сейчас принимаем инвестиционное решение о реализации этого проекта. Кроме того, мы продолжаем сотрудничать с канадской компанией Hydro-Quеbec в части проведения совместных НИОКР по гидроэнергетике. В первую очередь мы работаем над проектами, связанными с определением состояния оборудования, цель которых заключается в том, чтобы повысить эффективность его технического обслуживания и ремонта. В декабре этого года намечен визит представителя канадской компании в Иркутск для обсуждения результатов за 2013 год и планов на 2014 год. Всё это деятельность в рамках соглашения, которое Hydro-Quеbec и ОАО «Иркутскэнерго» подписали в марте. 

– В какой мере та экономическая ситуация, которая складывается сейчас в России и в мире, может повлиять на реализацию перечисленных проектов? 

– Все обсуждаемые проекты имеют достаточно высокий уровень эффективности и достаточно продолжительные сроки реализации. Не думаю, что кризисные явления в экономике продлятся долго и смогут значительно повлиять на наши планы. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры