издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Миллиардное бремя долгов

  • Автор: Евгений Михайлов

Проблемные должники ООО «Иркутская энергосбытовая компания» остаются прежними – это предприятия, работающие в жилищно-коммунальном хозяйстве, и электрические котельные. Из года в год растёт долг населения за поставленные тепло и электричество, однако в этой сфере у компании есть проверенный способ взыскания денег – переход на прямые договоры с потребителями.

«Ситуация по-прежнему остаётся очень серьёзной», – заметил директор «Иркутскэнергосбыта» Сергей Бабкин, после того как назвал журналистам основных должников за потреблённые энергоресурсы. Почти треть общей суммы – 2 млрд. рублей – приходится на те долги, которые перед сбытовой компанией накопили предприятия, работающие в сфере ЖКХ. Ещё 600 млн. рублей составляют просроченные платежи за электроэнергию со стороны населения Иркутской области. Казалось бы, эти цифры несопоставимы и касаются разных сфер, однако их объединяет одно – долги из этой категории постоянно растут. К примеру, задолженность физических лиц увеличивается на 10% в год. А ежегодный прирост «дебиторки» в жилищно-коммунальном хозяйстве ещё выше. 

Наиболее проблемными потребителями для энергетиков являются электрические котельные. В Иркутской области насчитывается 73 таких тепло-источника, которые в существующих реалиях рынка электричества стали неэффективными и нерентабельными. В основном они расположены на севере региона – в Братском, Нижнеилимском и Усть-Илимском районах. «Как вы понимаете, отключать электрические котельные и, как следствие, отопление в жилых домах нельзя уже в силу того, что мы живём в Сибири, – констатировал Бабкин. – Это невозможно даже в теории. Поэтому здесь мы работаем вместе с областным правительством: где-то убеждаем, где-то помогаем». Достаточно эффективный выход из сложившейся ситуации предложили в ОАО «Иркутскэнерго»: компания готова профинансировать проекты по строительству новых, более эффективных источников тепла в проблемных территориях при условии, что задолженность существующих электрических котельных будет погашена. С такой инициативой энергетики выходили на областные и муниципальные власти, но пока какого-либо определённого решения в этой сфере не принято. «Скажу прямо: хотелось бы, чтобы результаты были лучше», – признал директор «Иркутскэнергосбыта». 

В то же время во взаимоотношениях с управляющими компаниями в области жилищно-коммунального хозяйства было найдено эффективное решение – прямые договоры с жителями многоквартирных и частных домов, по условиям которых люди платят энергетикам напрямую, минуя посредников. Такую схему применяют в большинстве городов, где представлен «Иркутскэнергосбыт», за исключением разве что областного центра. Как показала практика, после перехода на прямые расчёты с потребителями из числа физических лиц собираемость платежей за тепло и электричество возрастает на 5–10%. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры