издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Механизм переноса

1 декабря на территории России вступил в силу закон об отмене «мобильного рабства». Суть его в том, что теперь любой абонент при желании может поменять оператора сети, оставив за собой при этом свой старый номер телефона. Несмотря на то что многие утверждали, что введение этой опции требует безотлагательного осуществления, пока жители Прибайкалья, как и соотечественники из других регионов страны, не особо стремятся сменить оператора. Стоит ли это делать сейчас и чем чреват перенос номера в новую сеть, читайте в материале Юлии ЛИ.

19 декабря в Приангарье проведена первая портация мобильного номера абонента. Первооткрывателем новой услуги в регионе стал местный оператор – «Байкалвестком», который принял в свою сеть новых абонентов с их прежними номерами. Как говорят в компании, сейчас у них есть некоторое количество заявлений на перенос мобильного номера по обоим направлениям – как на использование сети БВК, так и отказ от неё. 

«Точную цифру назвать не можем, однако счёт идёт всего лишь на несколько десятков по каждому направлению, то есть количества сопоставимы», – рассказали нашему корреспонденту в компании. Примерно такие же цифры озвучивают и представители крупных федеральных операторов: «В первый день к нам обратилось несколько десятков человек по всей России, которые хотели бы воспользоваться услугой переноса номера. Сейчас люди продолжают обращаться, но ажиотажа нет», – отмечают представители «МегаФона».

Как говорят сотрудники сотовых компаний, с которыми нам удалось связаться, несмотря на заявления многих СМИ о том, что российские операторы не готовы предоставлять услугу переноса номера (MNP), сегодня крупнейшие мобильные сети в состоянии обеспечить портацию номеров, хотя некоторые шероховатости в предоставлении этой услуги действительно существуют. Связаны они в первую очередь с техническими возможностями небольших региональных операторов:

– К сожалению, первые дни приёма заявлений показали: далеко не все наши партнёры по рынку готовы к обслуживанию абонентов в новых условиях, – отмечают специалисты «Билайна», чьи первые номера были импортированы из сети оператора «Tele2» ещё 9 декабря. – Они именно технически не готовы принимать заявления и отдавать своих абонентов, включая обеспечение корректной маршрутизации вызовов на своих сетях связи. Перенос номера – это услуга сетевая, она требует внедрения дополнительного кода маршрутизации переносимого номера. На текущий момент в России есть сети, всё ещё не готовые воспринимать этот код.

Подтверждают слова коллег и в «МегаФоне». «Например, ничего не известно о степени готовности небольших операторов, платёжных систем, операторов фиксированной связи. Поэтому у абонентов, которые захотят сменить оператора сразу после 1 декабря, могут возникнуть проблемы с работой базовых услуг вроде осуществления голосовых звонков, отправки смс и использования мобильного Интернета, а также дополнительных  (подключаемых абонентом) сервисов», – объясняют в компании. 

Как раз чтобы наладить межсетевое сотрудничество, правительство РФ дало операторам срок в 135 дней – с 1 декабря нынешнего года до 15 апреля 2014 – когда дата подключения в новую сеть будет строго регламентирована, а сотовые операторы будут обязаны её соблюдать. Пока же  до середины весны они устанавливают даты подключения чужих номеров к своим сетям сами.

Кроме того, все операторы мобильной связи отмечают, что вступление в силу закона об «отмене мобильного рабства» в декабре этого года если и не преждевременно, то слишком поспешно:

– На самом деле все операторы, представленные на рынке России, не успевали к 1 декабря провести комплексное тестирование всего спектра продуктов и услуг сотовой связи, – отмечают в компании «Билайн». – Для того чтобы быть уверенными на 100% в работоспособности всех сервисов, все операторы в России должны провести тестирование не только между друг другом и оператором базы данных перенесённых номеров, но и операторами мобильных платежей, контент-провайдерами, банками. Между тем даже оператор базы перенесённых номеров был выбран всего за полтора месяца до запуска услуги. 

По мнению ряда международных экспертов, за один год Россия проходит все процессы и процедуры, которые в других странах, где был внедрён принцип свободной услуги переноса номера, потребовали нескольких лет. 

– Подготовка к внедрению MNP оказалась очень сложной, и не по вине операторов, – считают в «Байкалвесткоме», чьими услугами пользуется 2,5 миллиона абонентов на территории Сибири. – Сроки подготовки нормативно-правовой базы недопустимо затянулись. Некоторые документы были подписаны и опубликованы всего за день до 1 декабря. В таких условиях обеспечить корректную подготовку нереально. Поэтому в настоящее время есть риски для абонентов при переносе номеров.

Риски, о которых говорят, в первую очередь связаны с качеством связи.

– Проблем с исходящими звонками не возникнет, при этом возможны сложности с входящими звонками и получением сообщений из отдельных сетей связи, включая зарубежные, – говорят представители «Билайна». Кроме того, могут возникнуть проблемы с оплатой услуг и работой сервисов вроде мобильных банков: «Платёжные системы и банки должны самостоятельно установить взаимодействие с базой данных перенесённых абонентских номеров и оттестировать их работу. К примеру, доставка смс-уведомлений о финансовых транзакциях от банков в большей степени будет зависеть от готовности самих банков и их систем правильно определить, к какому оператору связи теперь относится номер, на который нужно отправить смс», – объясняет наш собеседник.

Суммируя все доводы, пока специалисты сходятся на том, что с использованием услуги следует повременить хотя бы до середины января – конца новогодних праздников. «Декабрь и начало января – период, когда многие люди путешествуют и пользуются услугами в роуминге, а нагрузка на сеть многократно увеличивается и достигает пика. По этой причине мы не рекомендуем менять оператора в декабре», – объясняют в компании «МегаФон».

Как говорят представители сотовых операторов, несмотря на громкое «антифеодальное» название, массового распространения услуга, по их мнению, не получит.

– Все, кто хотел прийти к нам или уйти, скорее всего, это уже сделали, – уверены представители «Байкалвесткома». – Для таких клиентов те преимущества, которые они получают от перехода в новую сеть (или минусы, от которых они избавляются) были куда важнее сохранения номера. Хотя и оно было возможным в прежних условиях, – отмечают в компании, – при помощи дополнительных сервисов, когда абонент может поставить переадресацию входящих вызовов на другой номер (мобильный или ГТС) или же воспользоваться специальной услугой – несколько нехитрых манипуляций, и автоответчик диктует звонящим на старый номер вашего мобильного цифры нового. 

Тем же, кто всё-таки не желает расставаться со своим привычным номером, но хочет поменять мобильного оператора, избавившись от «мобильного рабства», придётся заплатить сумму от 50 до 200 рублей – именно столько стоит подключение к сети старого номера у разных операторов связи.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры