издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С новым чудом!

Волшебство складывается из рукотворных вещей

Четырёхмесячный Илья впервые на новогодней ёлке. Деда Мороза он приветствует энергичным раскачиванием из стороны в сторону. Сидя у мамы на руках, добродушный малыш с любопытством разглядывает разношёрстную публику, которая собралась на праздник. Маленький Рустам в это время аккуратно трогает воротник Мороза, заодно пробуя на прочность бороду сказочного старца. Громко плачет и требует игрушку, которая лежит в чужом подарке, белый вислоухий заяц Рома. А четырёхлетняя Ксюша, она уже взрослая и многое знает, отвела в сторону Снегурочку и с загадочным видом спросила её: «Как вас зовут?» «Меня зовут Снегурочка», – не растерялась внучка Деда Мороза.

Женщины и их дети, обитатели приюта, смотрят на этот праздник как на настоящую сказку. Она состоялась благодаря нескольким ­обычным волшебникам. Хотя обстоятельства жизни у некоторых из них не располагали к волшебству.

Нынешним летом от Олега ушла жена, оставив его с четырьмя детьми. Старших дочерей нужно было собирать в школу, младшему сыну требовалась няня. Мужчина был подавлен, растерян, не знал, как справиться со свалившейся на него ношей. Пересилив предрассудки, Олег пришёл в кризисный центр, при котором существует приют, попросил помощи. И он её получил. Два месяца с детьми, тяжело пережившими разлуку с мамой, занимался психолог. Девочек собрали в школу, заботы по уходу за малышом женщины взяли на себя.

Мужчина был настолько признателен, что передал центру в безвозмездное пользование отлично отремонтированный и укомплектованный частный детский сад площадью 130 квадратных метров. К этому времени женщин попросили освободить помещение, которое они временно занимали, и руководитель кризисного центра Наталья Кузнецова искала другое место. Так что идея Олега оказалась кстати. Детский сад стал для кризисного центра новым домом.

Частный детский сад решили оставить детским садом. Тем более что он идеально оборудован под дошкольное учреждение. Есть отдельный вход, в фойе постелены тёплые полы, в игровой и спальне установлена красивая мебель, полки заставлены игрушками и книжками. 

«Сначала мы хотели детский сад сделать социальным, но потом решили, что прежде нужно вывести на самоокупаемость приют. Две девушки, Маша и Лена, с детьми живут в детском садике и работают здесь же. Получают зарплату. Пока нам не удаётся набрать полную группу, ходят всего несколько ребятишек. Наде­емся, что в следующем году у нас будет меньше свободных мест», – говорит Наталья Кузнецова.

После переезда жители приюта разделились. Часть постоянно находится и работает в детском саду, остальные живут в квартире, которую Наталья на деньги своего мужа была вынуждена снять, чтобы разместить женщин и их детей. «Я понимаю, что квартира плохо подходит для приюта, но другого выхода не было. В городе не было ни одного помещения, куда нас могли бы пустить. Единственной альтернативой было снять частный дом. Но для проживания мам с грудными детьми зимой частный дом не подходит. Поэтому пока остановились на квартире. Как живут женщины, посмотрели сотрудники министерства соц­защиты, в следующем году они нам обещают выделить ещё одну квартиру, её мы будем использовать для краткосрочного пребывания, а в этой останутся женщины с маленькими детьми, которых мы, естественно, пока никуда не можем отправить», – делится планами руководитель центра.

За свою работу Наталья не получает зарплату. Даже больше – часто тратит на помощь женщинам деньги своей семьи. «Раньше беды своих подопечных я принимала очень близко к сердцу, приходила домой, рассказывала мужу и плакала. Он говорил: «Бросай». Сейчас муж видит результаты, поддерживает меня как может. Если бы не поддерживал, ничего этого бы не было. Неравнодушные люди нас не бросают: несут продукты, вещи, деньги», – рассказывает она.

Не всегда в двери приюта стучатся женщины, которые действительно нуждаются в помощи. Визиты таких людей надолго оставляют после себя ощущение опустошённости и бессмысленности усилий. 

– К нам обратилась одна женщина. Она скрывалась от мужа. Мы спасали её, долго прятали. Как оказалось, напрасно. 

Случайно я узнала, что муж приходит к этой женщине ночевать прямо в приют. С ней нам пришлось расстаться. 

Ещё один тяжёлый для меня и женщин, которые были рядом, случай произошёл совсем недавно. Надеюсь, такое больше не повторится. В приюте появилась женщина с двухнедельной дочкой на руках. Очень просила принять её, она только что выписалась из больницы, и ей негде было жить. Юля, так зовут молодую маму, попросила присмотреть за дочерью, а сама ненадолго отлучилась по делам. Больше мы её не видели. Через сутки я позвонила ей, в ответ услышала, что она придёт за дочкой, когда будет нужно… – Наталья замолкает. – Очень тяжело было отдавать ребёнка в детский дом. Но мне пришлось это сделать. Мы не могли взять на себя ответственность за жизнь двухнедельной девочки, не могли оставить её у себя. А мама до сих пор не побеспокоилась о судьбе своей дочери. Она вернулась к сожителю, вместе они живут на автомобильной мойке. 

Есть и такие, которые в приют приходят «просто полежать». «Однажды позвонила женщина и спросила, может ли её дочь прийти к нам полежать. Рассказала страшную историю о том, как дочку изнасиловали и избили. Приехала молодая девушка. День мы её не трогали, дали прийти в себя. Назавтра стали разговаривать. Оказалось, никто её не насиловал и не бил. Просто её бросил парень. «Мне мама сказала, что я должна побыть здесь. Вместе с такими же, кого бросили. Я плачу, маме не нравится, вот она и отправила меня к вам», – рассказала девушка. Ещё одна женщина ушла от мужа и попросилась к нам. Пришла, посидела недолго и говорит: «Я, наверное, поеду к своей бабушке, у неё лучше условия. Что-то мне здесь у вас не нравится». Мы даём женщинам вещи, необходимые для жизни, кров, еду. Но у нас не курорт, это я сразу всем говорю», – делится Наталья Кузнецова.

В приюте маленький Рустам встречает свой первый Новый год

В этом потоке есть люди, которые в приюте не пролётом и не проездом. Даже если они через короткое время выходят из социального заведения и возвращаются к нормальной жизни. Примеры этих женщин вдохновляют и придают силы идти дальше. Например, Оля с тремя маленькими детьми ушла от мужа-наркомана. Несколько месяцев она не могла собраться, находилась в подавленном состоянии. Да и тяжёлое хроническое заболевание давало о себе знать. Недавно женщина нашла работу, поставила себе цель накопить на аренду жилья, у неё пробудилось стремление обеспечить себе и своим детям достойную жизнь. Пока мама зарабатывает деньги, её малыши находятся в детском саду. 

После занятий с психологом Тоня с грудным малышом вернулась к супругу. Молодые осознали, что оба были не правы, и пообещали работать над собой. Юристы центра помогли Антонине подобрать комнату, жильё ей полагается по сертификату на материнский капитал. 

Особую гордость жители приюта испытывают за самую младшую свою подругу – Машу. Сейчас ей 17, её дочке Наташе исполнилось 2 месяца. В кризисный центр Маша пришла перед самыми родами. Была замкнута, часто плакала, стыдилась себя и своей беременности. Сотрудникам центра пришлось уговаривать молодую маму забрать дочку из роддома. «К Маше я отношусь как к своему ребёнку. Я вижу, как она изменилась, с какой нежностью теперь относится к своей дочери. Маша раскрылась. Она очень отзывчивая, добрая девочка. Маша намерена продолжить учёбу, найти хорошую работу. Надеюсь, она не повторит судьбу других несчастных женщин», – говорит Наталья. Кстати, свою дочь Маша назвала в честь Натальи Кузнецовой. А у той, в свою очередь, растёт дочь Маша. 

Из таких простых вещей складываются маленькие рукотворные чудеса. Молодую женщину научили любить своего ребёнка. Многодетной маме дали возможность прийти в себя и поверить в свои силы. Несколько посторонних людей приложили усилия, чтобы несколько женщин, отвергнутых обществом, почувствовали себя счастливыми и встретили Новый год в прекрасном настроении. 

Имена некоторых героев изменены по их просьбе. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры