издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Я за выстраивание конструктивного диалога»

Заместитель мэра – председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Иркутска Булат Дугаров ответил на вопросы «Сибирского энергетика»

Полгода назад Булат Дугаров занял пост председателя КЖКХ Иркутска. В городскую администрацию он пришёл из бизнеса: работал начальником управления по коммунальным системам ОАО «Иркутскэнерго» и по совместительству директором ООО «Иркутские коммунальные системы», ранее трудился в ООО «Торговый дом «Иркутскэнергострейд», ООО «Компания «Востсибуголь», ООО «Востсибуглесбыт». О том, помогло ли это ему в нынешней работе, он рассказал Юлии Ли.

– Насколько обязанности председателя комитета по ЖКХ соотносится с тем, чем вы занимались в «Иркутскэнерго» и Иркутских коммунальных системах? 

 – В этих компаниях моя профессиональная деятельность была связана с вопросами топливообеспечения, транспортной логистики, материально-технического снабжения, управления жилищным фондом и инженерными коммуникациями. Кроме того, в «Востсиб­угле» я также занимался вопросами материально-технического снабжения, транспортной логистики и сбыта угля. Конечно, спектр задач комитета по ЖКХ администрации города Иркутска шире. В обязанности председателя, кроме управления жилищным фондом и инженерными коммуникациями, входит организация дорожной деятельности, благоустройства и озеленения городской территории, охраны окружающей среды и природопользования, транспортного обслуживания населения, ритуальных услуг, муниципального жилищного контроля, муниципального лесного контроля.

Несомненно, в новой работе помогает весь накопленный ранее трудовой опыт, включая создание предприятий и организацию бизнес-процессов по разным направлениям деятельности. Работа в одном из крупнейших энергохолдингов страны помогла разобраться практически во всех составляющих процесса управления жилфондом и ресурсоснабжения. Полезным оказался и опыт взаимодействия с органами власти.

– Следите ли вы за развитием вашего проекта (ООО «Иркутские коммунальные системы») в Усть-Илимске? Как оцениваете свой опыт там?

– Безусловно, интерес у меня есть, и деятельность Иркутских коммунальных систем постоянно отслеживаю. Принятые решения и выбранные направления развития оцениваю как правильные. 

– Но ведь в Усть-Илимске всё было не так уж и гладко из-за перерасчёта тарифов…

– Вы в курсе, что прокуратура Усть-Илимска подала в суд по действиям управляющей организации и проиграла? То есть суд подтвердил, что перерасчёт был произведён исключительно в рамках закона. Конечно, любое решение не получит стопроцентного одобрения со стороны жителей – будут и недовольные, но будут и те, кто понимает его необходимость. 

Сейчас в Усть-Илимске идёт нормальный рабочий процесс. Я в целом отслеживаю ситуацию с развитием коммунального бизнеса «Иркутскэнерго» и считаю эти действия компании верными. У ресурсоснабжающих предприятий самый проблемный участок – это звено между ними и управляющими организациями, поскольку не все они ведут себя корректно в рамках закона. К сожалению, такие примеры есть в Иркутске. 

Стоит отметить, что по примеру «Иркутскэнерго» многие ресурсоснабжающие организации в центральной и западной частях России вынуждены входить в бизнес по управлению жилфондом, тем самым решая задачу снижения рисков неоплаты со стороны недобросовестных управляющих организаций. Здесь ведь нет цели заработать деньги на собственниках жилья, основное – сократить потери. И это самое важное. Решения «Иркутскэнерго» по мере вхождения в этот бизнес были правильными, и тенденцию нужно продолжать.

– То есть вы сторонник того, что весь процесс обеспечения услуг управляющих компаний должен быть под контролем тех, кто поставляет ресурсы?

– До тех пор, пока не будет грамотно выстроенного процесса расщепления платежей, когда ресурсники будут получать своё, а управляющие компании не будут прикасаться к их деньгам, для поставщиков важен процесс конт­роля. Я бы на их месте делал ровно то же самое, потому что долги растут по­стоянно.

– Возникают ли у вас нарекания по работе управляющих компаний?

– Конечно, возникают. ЖКХ вообще тема очень болезненная, и проблемы там были, есть и будут, хотя, наверное, в меньшей степени, ведь мы работаем над их решением. Один из последних вопросов – это обработка силами управляющих организаций противогололёдными материалами придомовых территорий и удаление сосулек с крыш. 

Постоянно есть претензии к общему санитарному состоянию города. Проблемы захламлённости территорий, засорённости контейнерных площадок, несанкционированных свалок мы пытаемся решить в том чиле и с участием комитетов по управлению округами, управляющих организаций, перевозчиков ТБО. Не оставляем без внимания и Иркутский район, поскольку территории неразрывно связаны в единую агломерацию. Садоводства, гаражные кооперативы – кто-то из них имеет договоры на вывоз мусора, кто-то нет. 

Мы рекомендовали управляющим компаниям оборудовать проблемные площадки камерами видеонаблюдения, чтобы была возможность с помощью видеофиксации правонарушения привлечь к ответственности частные лица и компании, которые не соблюдают правил саночистки города. Например, некоторые компании вывозят различный строительный мусор на контейнерные площадки, что неправильно, ведь он должен вывозиться на полигон бытовых отходов. 

– Как вы планируете выстраивать отношения с городскими управляющими компаниями? 

– Я за конструктивный диалог. При этом в соответствии с действующим законодательством в администрации существует орган муниципального жилищного контроля, который проводит как плановые, так и внеплановые проверки управляющих организаций по обращениям жителей. Кроме того, мы очень тесно взаимодействуем с жилищным надзором. Так что диалог у нас получается очень конструктивный.

– Какие из наболевших проблем в подконтрольной сфере, по вашему мнению, нуждаются в безотлагательном решении? 

 – В данный момент я определил бы два основных проблемных направления в сфере городского хозяйства: общественный транспорт и инженерные коммуникации. Не менее острыми проблемами являются состояние улично-дорожной сети и жилищного фонда города. Износ жилищного фонда составляет в среднем более 60%. Состояние дорожного полотна на многих улицах также желает оставлять лучшего.

К сожалению, не добавляет оптимизма то, что в городском бюджете на 2014 год денег предусмотрено только на «поддержание». Если мы говорим про КЖКХ, то бюджет 2013 года составлял 3 миллиарда 100 миллионов рублей, а 2014-го оценивается в 2 миллиарда 200 миллионов. Снижение около 800 миллионов – по сути, на треть. Тем не менее мы будем стараться не ухудшить ситуацию в части ремонта и содержания муниципальных объектов и улучшить в части содержания дорог.

– Больших проектов в 2014 году не будет совсем?

– Они есть. Это реконструкция улицы Мира – её ремонт от нулевого пикета до улицы Новаторов. Здесь будет общее финансирование области и города. Сейчас мы проводим процедуру по выбору подрядчика. Следующий проект, который начат в 2013 году и будет закончен в 2014-м, – это капитальный ремонт улицы Радищева. Кроме того, у нас – опять же в софинансировании с областью – предусмотрен капитальный ремонт улицы Напольной, в стадии рассмотрения вопрос по кап­ремонту улицы Ширямова. Я ещё не говорю про целевые работы, которые есть у нашего МУП «Иркутскавтодор» на небольшие участки дорог.

В любом случае мы продолжим работу по строительству водопроводов, капремонту и монтажу линий наружного освещения, а также по проектированию для дальнейшего строительства и ремонта дорог, чтобы было что реализовать в 2015 году. Безусловно, рассмотрим вопросы по паркам и скверам, актуализируем проекты, часть которых была реализована в 2013 году. 

– Нам часто приходится слышать вопрос от читателей, который я переадресую вам: почему у нас дороги начинают ремонтировать осенью?

– Это обывательский взгляд, он далёк от действительности. Хотя на самом деле до того, как я начал работать здесь, иной раз у самого возникали такие вопросы. Это скорее исключение, и осенние ремонты связаны с незапланированными аварийными работами. В 2013 году дорожные работы начались буквально с мая – сразу вышли на внутриквартальное благоустройство и к сентябрю всё закончили.

Надо ещё отметить, что существуют ограничения в действующем законодательстве в сфере размещения муниципального заказа, которые не позволяют оперативно и качественно осуществлять выбор подрядных организаций. Сама процедура подготовки и согласования аукционной документации, размещения, выбора подрядчика, заключения контракта занимает в среднем три месяца, а то и более. С 1 января вступает в силу 44-ФЗ, в котором регламентные сроки несколько сокращены. Но это никак не защищает от недобросовестных подрядчиков. Когда заключившая муниципальный контракт компания не выполняет условия, приходится расторгать его в суде и заключать новый, на подготовку и размещение которого опять уходит время.

Кроме того, для проведения тех или иных работ нередко возникает необходимость внесения изменений в бюджет города, при этом нужно пройти процедуру утверждения данных изменений на Думе. Безусловно, есть пресловутый человеческий фактор и связанное с этим неэффективное планирование работ. Всё это, к сожалению, негативно влияет на своевременность выполнения работ, которые из-за этого нередко приходится заканчивать осенью. По итогам года мы провели так называемую «работу над ошибками» и постараемся максимально снизить их негативное влияние в 2014 году, отыграв по максимуму аукционы в первом квартале, чтобы к началу второго по основным проектам у нас уже были подрядчики.

– Это вы о дорогах?

– Это я обо всём. У нас в КЖКХ три управления: департамент дорожной деятельности, управление жилфонда и инженерных коммуникаций, а также управление по охране окружающей среды и экологической безопасности. Все аукционы должны пройти в первом квартале. Мы стараемся не растягивать работы на целый год, а провести их в начале, чтобы потом было пространство для маневра.

– Какие ещё направления работы комитета, по вашему мнению, нуждаются в изменении в 2014 году?

– Транспорт я бы выделил особо. Поскольку в течение последнего десятилетия активных и прорывных мер в этой области не было, мы, к сожалению, имеем ту ситуацию, с которой сталкиваемся ежедневно, – большое количество нелегальных перевозчиков и устаревшего транспорта. Это недостаток контроля и со стороны силовых структур, и со стороны муниципалитета.

Сейчас нет общей системы, эффективных механизмов воздействия на нарушителей. Мы создали рабочую группу, работаем вместе с областными транспортниками, УГАДН (управлением Государственного автодорожного надзора. – Авт.), ГИБДД над тем, как ситуацию переломить. Комитетом ЖКХ подготовлена концепция по развитию транспорта. В ней несколько направлений: увеличение количества муниципального транспорта, создание единой диспетчерской службы, усиление проверок, борьба с нелегальными перевозчиками – лишение лицензии и арест транспорта. Кроме того, необходимо ввести нормативно-правовые документы, которые будут контролировать деятельность перевозчиков внутри муниципалитета. 

Необходимо тесное взаимодействие с министерством транспорта области, поскольку в полномочиях этого ведомства находится организация междугородних и пригородных перевозок. Региональная транспортная сеть налагается на городскую, и зачастую это плохо сказывается на транспортной ситуации в областном центре. Мы заинтересованы в укрупнении рынка, чтобы было не 100–200 частных перевозчиков, половина из которых осуществляют перевозки нелегально. Нам нужны крупные игроки, с которыми можно вести диалог. 

Ещё мы планируем ввести ряд ограничений на передвижение по городу в дневное время и в период весенней распутицы тяжеловесных крупногабаритных грузовиков. Данные документы также находятся в разработке. 

– Если удастся реализовать концепцию, как будет выглядеть транс­портная система города?

– Мы хотим увеличить долю муниципального транспорта и долю крупных игроков, которые уважают закон и платят налоги, у которых парк находится в надлежащем состоянии, водители получают нормальную зарплату, соблюдают правила и уважительно относятся к пассажирам. Мы против мелких частных перевозчиков, которые не соблюдают правила, ездят по несогласованным маршрутам только в час пик, когда им нужно, не соблюдая установленное расписание, устраивая гонки со всеми вытекающими последствиями – заторами и ДТП. Всё это негативно сказывается на качестве жизни горожан, и мы будем с этим бороться. 

– Коснёмся другой темы – тарифа на перевозки. Он действительно оценивается в 25 рублей?

– Этот тариф мы ставим на проезд в муниципальных полуэкспрессах. На сегодняшний день очевидно, что цена 12 рублей низкая. Объективная стоимость – 15-16 рублей. Столько стоит проезд в общественном транспорте в Ангарске и Братске. Мы готовы поднять цену на муниципальном транспорте хоть сейчас, но это же рынок – нужно, чтобы цена была поднята большинством перевозчиков. Для этого они должны обосновать затраты в региональной службе по тарифам. Многие из них ведут двойную бухгалтерию. О каком обосновании можно говорить в настоящий момент? 

– Вы не опасаетесь, что в городе могут начаться забастовки перевозчиков? Такое уже случалось.

– Мы не сторонники резких движений и хотим вести открытый диалог. Как мне кажется, такие вещи возникают, когда со стороны властей делаются непродуманные шаги, которые не принимаются участниками рынка. У нас нет другого пути, как договариваться, а когда люди договариваются, они не бастуют. Но с теми, кто не хочет договариваться и нарушает закон, мы будем действовать жёстко в рамках закона с привлечением правоохранительных органов, которые уже заявили о готовности помочь.

– Вам приходится слышать критику в свой адрес людей, считающих, что экс-бизнесмен не может быть хорошим чиновником?

– Я нормально реагирую на критику, для меня это сигнал, на что нужно обратить внимание. Десять лет, которые я провёл в «Иркутскэнерго», имеют большое значение. Для меня, как для любого менеджера, всегда стояла и будет стоять задача эффективно управлять любым процессом, будь то бизнес или обеспечение полномочиями органов местного самоуправления, в том числе полномочиями, связанными с жилищно-коммунальным хозяйством. Конечно, я понимаю, что в некоторых областях мне необходимы более глубокие профессиональные знания, именно поэтому нынче поступил в технический университет на специальность «дорожная деятельность». Экономическое, инженерное энергетическое, управленческое (МВА) образования у меня уже имеются. Ну а дальше видно будет, может, судьба заставит получить ещё и транспортную и экологическую специальности.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры