издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Подросли на мусоре и отходах

В рамках Года охраны окружающей среды в Иркутской области в 2013 году прошло 150 акций по озеленению территории, более 750 субботников по уборке мусора, на которых собрано 16 тыс. кубометров отходов. Объёмы отходов в регионе постоянно растут. Эту тенденцию чиновники обещают изменить к 2018 году. Однако каким образом, пока неизвестно: реальных проектов по строительству мусороперерабатывающих предприятий ещё нет.

По словам министра природных ресурсов Иркутской области Олега Кравчука, встретившегося на этой неделе с журналистами, чтобы подвести итоги 2013 года, темпы накопления отходов в регионе составляют в среднем менее 150 кубометров в год на человека – в не развитых с промышленной точки зрения муниципалитетах. Куда больше – минимум 350–400 кубометров на человека – в более развитых территориях, и от тысячи кубов на отдельных предприятиях Приангарья.

– Для большой по площади Иркутской области проблема с накоплением отходов пока кажется не такой заметной, как для европейских территорий, где более компактное проживание людей, – комментирует министр.

Изменить тенденцию к росту Приангарье должно, как и остальные регионы, к 2018 году. Вот всяком случае, такая задача поставлена президентом. А уже после 2018 года субъекты РФ должны начать снижение объёмов ТБО и промышленных отходов.

– Меняться будет сейчас и законодательная база, связанная с экологическими вопросами. Так, планируется исключить понятие «твёрдые бытовые отходы» и ввести вместо него «отходы производства», «отходы потребления». Дело в том, что проблемы сейчас возникают не только с ТБО. К примеру, на юге Приангарья серьёзная ситуация с производственными отходами прежде всего от деятельности ТЭЦ – золоотходами, – говорит Олег Кравчук.

По его словам, в некоторых странах зола считается не отходами, а вторичным сырьём, так как из неё можно извлекать полезные компоненты или применять её при производстве строительных материалов. В Иркутской области пока сохраняется тенденция к накоплению материалов, а само направление вторичного использования золоотходов только начинает осваиваться. В частности, между компанией «Иркутскэнерго» и ВостсибНИИ ГИМС подписано соглашение об извлечении полезных компонентов из отходов ТЭЦ-9 в Ангарске.

Аналогичная ситуация и с отходами деревообработки, которые в идеале можно использовать для изготовления топливных пеллет и брикетов, для рекультивации карьеров, которые остаются от добычи полезных ископаемых. Пока же отходы в Приангарье продолжают накапливаться, а из-за их неправильного складирования и хранения уже происходят ЧП, признаёт чиновник: «Я выезжал в начале года в Усть-Кут, где произошло возгорание опилок. Ликвидировать такой очаг было очень сложно».

В 2013 году началась подготовительная работа для ликвидации опасных ртутных загрязнений в Усолье-Сибирском. Речь идёт о площадке бывшего цеха ртутного электролиза «Усольехимпрома». Сейчас проект демеркуризации цеха находится на стадии государственной экологической экспертизы, её результаты появятся только летом 2014 года, говорит иркутский чиновник. После этого проект пройдёт госэкспретизу, и предстоит провести конкурс для выбора подрядчика на его реализацию. 

– Есть одно замечание: земли, на которых находится данный цех, считались землями городского поселения. Законодательство категорически запрещает захоронение и утилизацию отходов в землях городского поселения. Поэтому это вопрос к местным властям – процесс перевода земель в другой статус несколько затянулся из-за непростой общественно-политической ситуации в городе. Сейчас же обстановка стабилизировалась и ничто не мешает разрешить проблему, – заметил Кравчук.

Непосредственно к ликвидации отходов планируется приступить не ранее 2015 года.

Больше повезло в плане решения экологической проблемы с отходами производства жителям Свирска. С территории бывшего электромеханического предприятия вывезены в 2013 году полностью мышьяковые отходы, остатки заводских цехов, также построен полигон для хранения опасного вещества – своего рода саркофаг из высококачественных материалов немецкого производства, в которых отходы могут храниться более100 лет, не причиняя вреда окружающей среде. В рамках проекта по ликвидации отходов в Свирске осталось лишь пробурить скважину для мониторинга за экологической обстановкой.

Прибавится сейчас в общеобластную копилку отходов от остановленных производств и от Байкальского ЦБК. Иркутский министр напомнил, что в 2013-м произошло важнейшее экологическое событие для региона, страны и мирового сообщества – закрытие БЦБК. Однако Кравчук подчёркивает: для Приангарья это повлекло целый ряд проблем социального и экономического характера.

Предстоит решить, как поступить с несработанными веществами (в том числе хлором), их необходимо утилизировать либо вывезти с побережья Байкала. Открытым пока остаётся вопрос по содержанию шламо- и лигнинонакопителей. Ранее они содержались за счёт средств БЦБК. В 2013 году Минприроды провело аукцион по разработке технологии утилизации этих объектов, выиграла его структура ВЭБ – «ВЭБ Инжиниринг». Результаты по разработке технологии уже переданы в Минприроды РФ, регион рассчитывает получить эти материалы после того, как они пройдут согласование в федеральном ведомстве. «После этого можно подробнее рассказать о предложении по утилизации отходов», – сообщил областной чиновник.

Дальнейшее применение промплощадки БЦБК пока также обсуждается, но, уверяет Кравчук, уже появились «интересанты», которые могут задействовать территорию предприятия под новые направления. О чём именно идёт речь, глава ведомства не уточнил.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры