издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Положение серьёзное, но не безнадёжное»

  • Автор: Ирина РАСПОПИНА

Джессика Снайдер Сакс. «Микробы хорошие и плохие. Наше здоровье 

и выживание в мире бактерий».

Год издания: 2013.

Издательство: «АСТ», «Corpus».

Книга у американки Джессики Снайдер Сакс получилась современная, познавательная и поучительная. Автор профессионально занимается научной журналистикой, а не наукой, но в науке разбирается хорошо, пишет о микробиологии и судебной медицине, теории эволюции. Будьте готовы встретить в тексте латинские названия и факты из истории. Науки в её текстах даже больше, чем журналистики, так что развлекательного чтива ожидать не стоит, а вот поучительного – можно. Уже довольно давно стало понятно, что бактерии играют огромную роль не только в наших болезнях, но и в нашем здоровье. Тем не менее лишь за последние пару десятков лет выяснилось, насколько их роль в нашем здоровье огромна. Это одна из двух центральных тем книги. Другая и, наверное, главная – проблема устойчивости болезне-творных бактерий к антибиотикам. Причём обсуждается она с разных сторон и довольно конструктивно, не столько в ключе «кто виноват», сколько в ключе «что делать». Положение, конечно, серьёзное, но, судя по этой книге, отнюдь не безнадёжное. С тех пор как люди начали стерилизовать руки и хирургические инструменты, микробы, существующие в окружающей среде, воспринимались нами почти исключительно как угроза нашему здоровью. Теперь мы пьём хлорированную воду и пользуемся бактерицидными моющими средствами. Любое приготовление пищи стало упражнением по стерилизации продуктов и кухонной утвари. При этом все наши усилия по обеззараживанию жизни не только лишили нас успокаивающего иммунную систему благотворного эффекта безвредных бактерий, но и принесли нам лишь частичную победу в борьбе с инфекционными заболеваниями. Сакс предлагает рассматривать тело как экосистему, просвещая читателя в важных вопросах. Её каталогизация микрофлоры человеческого организма вызывает уважение.

«Всех людей, живущих в наших Соединённых провинциях, не так много, как живых существ, которых я ношу в настоящий момент у себя во рту».

Найджел Латта. «Сынология. Матери, воспитывающие сыновей».

Год издания: 2012.

Издательство: «Рипол Классик».

В «Сынологии» есть все разновидности мальчиков любых форм и размеров. А ещё есть юмор, ирония и самоирония. Именно таким способом Найджел Латта снимает тревожные вопросы мам, которые не решаются произнести вслух: «А что, если мой сын недостаточно мужественный?», «А если он вырастет уголовником?» и другие. Многие тревоги уйдут после прочтения этой небольшой по объёму книги. Ещё читатель узнает три простых способа научить сына хорошим манерам. Но главное, на чём делается акцент, – это развенчивание мифов. Многие же слышали «согласно исследованиям с помощью МРТ, мальчики-дошкольники в среднем на 2,5 года отстают от девочек того же возраста»? И Найджел Латта слышал. И опровергает в главе «Сканирование мозга: всё, что вам надо знать, чтобы выглядеть умными на вечеринках». Он не будет указывать, как правильно, этого никто не любит, но расскажет, как рационально относиться к воспитанию сыновей. У автора громаднейший опыт: он психолог и работает с молодыми людьми и их семьями, много лет занимается психологией преступников. Серия его книг прирастает год от года: совсем недавно вышла книга «Дочковедение. Отцы, воспитывающие дочерей», множество переизданий выдержала «Прежде чем ваш ребёнок сведёт вас с ума» и аналогичная книга о подростках. И его книги – хорошее пополнение в своей категории, они заставляют улыбнуться и успокоиться.

«Он шумный. Он будет шуметь так, чтобы наполнить собой весь мир, чтобы напугать львов в кустах, чтобы великаны дрожали и прятались».

Нильс Торсен. «Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии».

Год издания: 2013.

Издательство: «Рипол Классик».

Сейчас в кинотеарах по всему миру (кроме тех стран, что запретили показ) идёт фильм Триера «Нимфоманка» в двух частях, собирая яркие отзывы и будоража общественность. Количество звёзд, засветившихся в этой ленте, не поддаётся подсчёту: после «Догвилля» и других его лент кто же откажется сниматься у него в фильме? Среди самых известных работ режиссёра – музыкальный фильм «Танцующая в темноте» с 

Бьорк, «Догвилль» с Николь Кидман и «Меланхолия» с Кирстен Данст. Все три картины были представлены на Каннском фестивале. Лента «Танцующая в темноте» получила «Золотую пальмовую ветвь», а Бьорк в 2000 году за «Танцующую в темноте» и Данст в 2011 году за «Меланхолию» были признаны на смотре лучшими актрисами. Всего же у фон Триера шесть наград Каннского кинофорума. Для создания книги автор говорил с два-дцатью четырьмя людьми, и на его выбор никак не влияло их мнение о режиссёре, о котором вообще редко можно судить заранее; все они были выбраны только потому, что кажутся автору центральными свидетелями его жизни и творчества. Мы узнаем, что Ларс фон Триер не смог с первого раза поступить в институт кинематографии и три других учебных заведения, откуда взялось «фон» в его имени, чудовищную историю о его биологическом отце и странноватые комментарии о матери. Во время работы над книгой режиссёр, очевидно, переживает не один приступ откровенности. Датский журналист, который выступил соавтром книги и интервьюером, говорит, что они с режиссёром время от времени встречались для интервью. На самом деле книга выглядит как одно огромное интервью, смонтированное так, будто и не было нескольких лет работы и всё «снято на одном дыхании». Триер постоянно дразнит собеседника, подшучивает над ним и провоцирует любым доступным способом. Количество причуд Триера не поддаётся подсчёту; среди прочих есть привычка по любому медицинскому поводу консультироваться с родственником-окулистом, но ни в коем случае не приближаться к больницам: фобия. Семья Триер не летает в отпуск на самолёте – семья Триер ездит на машине. Случается, что при виде парома или туннеля семья Триер разворачивается и возвращается обратно. В любые места скопления народа, такие как, например, Леголенд, супруга режиссёра ездит с четырьмя детьми одна. Не без гордости Ларс фон Триер сообщает, что начал понемногу проделывать каждый день то, чего раньше боялся, и фобии потихоньку отступают. Например, он иногда ездит в лифте. Конечно, всё это находит отражение в его творчестве; если бы он был бесстрашным Капитаном Америка, его фильмы никогда не состояли бы из мелких тревожных деталей, в итоге превращающихся в зыбучие пески страха и отчаяния, утягивающие зрителя в непроглядную тьму, всё глубже и глубже. «Ну, во-первых, я пессимист», – говорит Триер, и это будет одно из самых мягких определений, которыми можно его описать. «Если они не видят, что я Богом послан человечеству, это их проблемы», – заявляет режиссёр дальше. Делится сожалением, что все его фильмы – всего лишь переделки комиксов про Дональда Дака. И откровенничает о таком, что вряд ли можно процитировать. В этом весь Триер: провокации, самовлюблённость и низкая самооценка. Коктейль, который взрывается скандальными выступлениями и фильмами. Он заслужил свой статус персоны нон-грата, но он заслужил и все те пальмовые ветви, которыми владеет. Книга-биография распахивает настежь дверь в его творческую мастерскую. И никто не говорил, что обстоятельства создания картин вам понравятся. Но зато теперь каждый знает, из чего изготавливается каждая краска.

«Не только потому, что Ларс фон Триер оказался совсем не таким, как я его представлял – и в профессиональной, и в частной жизни, а потому, что он вообще кардинально отличается от всех тех общепринятых представлений о себе, которые многие из нас принимают за чистую монету. В чём-то он менее странный, в чём-то более. Но в первую очередь он просто не такой, каким мы его представляли».

Александр Соловьёв. «Выбор профессии».

Год издания: 2013.

Издательство: «Эксмо».

Один из главных парадоксов современности – рост безработицы при увеличении количества вакансий. Более трети работодателей мира (34%) не могут заполнить пустующие места в своих компаниях. По данным экспертов, сегодня практически половина выпускников работают не по специальности, а 30–50% предприятий в России остро нуждаются в кадрах. И книга Александра Соловьёва, конечно, не панацея, она не облегчит выбор профессии, но покажет, что выбор есть. Она составлена из множества глав, каждая из которых посвящена отдельной рабочей специальности: здесь есть истории про журналистов, учёных, бизнесменов, топ-менеджеров, художников и даже таких не слишком давно появившихся на российском рынке труда специалистов, как менеджер по работе с корпоративными клиентами. Слово «истории» сказано не случайно: ведь под обложкой сборник интервью с разноплановыми специалистами, добившимися успеха в своей сфере деятельности. Перед каждым таким интервью – краткий профиль специальности: что надо знать, уметь, где учиться, чтобы стать профессионалом именно в этой области. Автор книги, главный редактор книжной редакции ИД «Коммерсантъ», по образованию историк-востоковед, работает в журнале «Секрет фирмы» практически со дня его появления. И это важно, что Соловьёв – не кадровик и не рекрутёр, а журналист: специализированные сборники центров трудоустройства обычно называются так витиевато-наукообразно, что только научные сотрудники прочитают от корки до корки. Здесь же рассказы из серии «Кем работает твой папа?», но не для дошколят, а для старшеклассников и их родителей. Интервью и истории от первого лица. Сейчас не модно писать производственные романы и тексты о передовиках производства, чаще можно встретить советы, где потратить деньги и как отдохнуть; тем ценнее эта книга, настраивающая совсем на другой лад. Подзаголовок «Самые востребованные специальности России» соответствует действительности. В разное время были актуальными разные профессии; например, отец Пугачёвой хотел, чтобы она стала официанткой, ведь «Алкины занятия музыкой бесполезны». Соловьёв не впадает в крайности, а показывает целый спектр возможностей. Важная, полезная и нужная книга, хотя немного легковесная и совсем не научная.

«Айтишники сейчас, пожалуй, элита инженеров. Они имеют дело с самыми передовыми технологиями. О них говорят чаще и больше всего. Они и зарабатывают больше всех. В Москве инженер-программист без опыта работы может рассчитывать на 40–65 тысяч рублей (в регионах платят меньше, но всё равно зарплаты выше среднерыночных). Через год он сможет претендовать на 70–80 тысяч рублей, а если повезёт, то и на 100».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры