издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Маршрут до «Восточной»

  • Автор: Анна АЛЕКСАНДРОВА

Около 10 месяцев предварительной подготовки – 10 минут переправы через Ушаковку. Таким оказался самый сложный участок трассы, который преодолел необычный «кортеж» в Иркутске. На минувшей неделе, не нарушая равновесия городской среды, по улицам прошёл этот габаритный транзит: трансформатор весом более сотни тонн был доставлен на место строительства новой, мощнейшей в Иркутске подстанции «Восточная». О подробностях «Сибирскому энергетику» рассказали непосредственные организаторы процесса.

Из пункта «А» в пункт «Б»

Подстанция «Восточная» – крупный проект по развитию энергосистемы Иркутска, который, по оценке региональных экспертов строительной отрасли, откроет «второе дыхание» для правобережной части города, выходит на финишную прямую. На минувшей неделе началась доставка основного электрооборудования для ПС: первый из двух автотрансформаторов был перевезён по Иркутску на стройплощадку в район окончания улицы Баррикад. Этому стандартному с обывательской точки зрения процессу предшествовала многомесячная подготовка – от разработки схемы движения многотонажного транспорта с грузом до строительства отдельных элементов предстоящей трассы.

Началось всё летом 2013 года, когда генеральный подрядчик ООО «ЕвроСиб­Энерго-Инжиниринг» (заказчик – «Иркутская электросетевая компания») провёл конкурс и выбрал подрядчика для выполнения комплекса электромонтажных работ на ПС «Восточная». Победителем стало Братское монтажное управление «Гидроэлектромонтаж». Предприятию предстояло, в том числе, доставить на площадку и смонтировать там два автотрансформатора OSFS2-2500001220. На левый берег Ангары трансформаторы были доставлены ещё в октябре 2013 года по железной дороге от завода-изготовителя напрямую из Китая. Однако продолжить своё путешествие по, казалось бы, короткому маршруту Иркутская ГЭС – улица Баррикад пришлось лишь месяцы спустя – 17 марта.

Всё это время заинтересованные стороны – представители заказчика, генподрядчика, исполнителя работ – совместно с сотрудниками дорожных и коммунальных служб Иркутска решали непростую задачу. Требовалось разработать самый оптимальный вариант этой логистической схемы, чтобы и движение городского автотранспорта не парализовать, и существующую дорожную и электросетевую инфраструктуру оставить целой.

– В результате был подготовлен проект, в котором предусматривались все мероприятия для сохранения дорожного полотна с учётом массы и габаритов груза. Где-то нужно было положить металл для усиления дороги и защиты городских коммуникаций, где-то необходимо снять или приподнять контактную сеть, чтобы не зацепить её транспортом, – рассказывает «СЭ» руководитель Иркутского филиала БМУ ГЭМ Евгений Волосников.

Ушаковская переправа

Однако настоящей проблемой стала водная преграда. И, как ни удивительно, речь идёт не о крупных Ангаре или Иркуте, а об Ушаковке – практичес­ки незаметной речушке, петляющей по городу.

– Вес автопоезда с автотрансформатором на борту составляет 240 тонн. Ни один мост в Иркутске такой груз просто не выдержит. Ведь все переправы в Сибири рассчитаны лишь на 80-тонную точечную нагрузку. Соответственно, чтобы нам перевезти транс­форматоры через Ушаковку, необходимо было создать временную переправу. В истории Иркутска такие работы проводились впервые, – объясняет Евгений Волосников.

Строительство самой переправы заняло буквально три недели. Помог профессионализм подрядной строительной компании – ООО «Спектр». Гораздо больше времени – более трёх месяцев – заняло согласование со всеми контролирующими структурами. 

– Ушаковка является местом нерес­та хариуса. А сейчас весна – рыба как раз начинает заходить на реку. Соответственно, нужно было сделать переправу, которая не будет препятствовать движению рыбы. К тому же вдоль Ушаковки много жилых домов, если водную переправу построить неправильно, это могло бы привести к затоплению весенними паводками, – рассказывает Евгений Волосников.

Именно поэтому переправа была отсыпана не по прямой с одного берега на другой, а с небольшим поворотом по руслу реки, напоминала что-то вроде бумеранга по форме. На дно реки под эту грунтовую насыпь строители уложили трубы, которые пропускают воду, не препятствуя течению. После того как переправа была утрамбована, сверху её выложили монолитными дорожными плитами – всего около 550 штук. Все стыки этого дорожного полотна заливались бетоном, чтобы конструкция не рассыпалась, когда будет передвигаться тяжёлая техника.

И это при том, что прослужит переправа совсем недолго. Согласно проекту движения автопоезда БМУ «Гидроэлектромонтаж», сооружение необходимо разобрать до 20 апреля, чтобы растаявшая река беспрепятственно вступила в своё русло. В ГЭМе отмечают, что после этого предстоит ещё провести рекультивацию и другие восстановительные мероприятия на берегу.

Подготовить требовалось и тяжёлую технику, на которой предстояло транс­портировать АТ и их комплектующие. Дело в том, что базируется она не только в Иркутске и Братске, но разбросана и по другим городам, где ведёт работы предприятие. Так, например, одна часть трала, на который устанавливается габаритный груз для перевозки, находилась в Благовещенске, где велись аналогичные работы. Всего же для перевозки автотрансформаторов в Иркутске предприятию потребовалось примерно 9 единиц собственной техники. Плюс также был задействован транс­порт городской администрации, который муниципалитет предоставил для сопровождения кортежа, чтобы обеспечить безопасность передвижения.

«Возить трансформаторы – наша специфика»

И вот после долгих месяцев подготовки настал назначенный день – 17 марта подготовленный и полностью укомплектованный техникой и персоналом кортеж стартовал по выверенной не единожды схеме со скоростью примерно 5 км/ч. Передвижение по городским улицам осуществлялось в ночное время – в противном случае проехать такой колонне было бы невозможно, отмечает Евгений Волосников. Один из первых крупных объектов на пути колонны – плотина Иркутской ГЭС. Проезд по ней многотоннажного транспорта категорически запрещён. Поэтому АТ через плотину на левый берег перегружали при помощи кранов ГЭС. А далее начался витиеватый маршрут по иркутским улицам: Ширямова, Урожайная, 2-я Аларская, Ипподромная – и так до искусственной переправы на реке Ушаковке. На всём протяжении маршрута – начиная от выезда на улицу Старокузьмихинскую и далее – проводилось усиление дорожного покрытия. Буквально под колеса автопоезда укладывались толстые металлические листы. Всего таких точек укрепления было 120.

«Около 10 месяцев подготовки – и 10 минут переправы» – именно так подрядчики отзываются сейчас о сложной ушаковской переправе. Тонкая, почти ювелирная работа – объехать поворот на этом «бумеранге» – заставила поволноваться и водителя многотоннажной техники, и персонал компании, и руководство. Но автопоезд преодолел преграду без сучка и задоринки. «Это было красиво», – не без гордости отмечают на предприятии.

Однако непредвиденные обстоятельства на столь проработанном марш­руте всё же возникли – у автопоезда оторвало две рулевые тяги и прицепное устройство. «Но это ведь техника. Бывает, что и она не выдерживает. И главное в таком случае – уметь быстро решить проблему, чтобы эта задержка не повлияла на сроки выполнения работ. В этом и заключается профессионализм», – комментирует Евгений Волосников. Благодаря слаженным действиям нужная деталь была изготовлена всего за полдня. В итоге доставить трансформатор на место дислокации удалось даже на день раньше, чем планировалось. 

– Возить трансформаторы и другие крупногабаритные грузы – наша работа, точнее, одно из основных направлений деятельности, – продолжает руководитель Иркутского филиала БМУ «Гидроэлектромонтаж». – Мы это делаем не впервые. Всегда есть сложности.

Сложности, о которых говорит собеседник «СЭ», бывают разные. Где-то водные преграды, через которые приходилось перевозить груз баржами. Так было, когда ГЭМ доставлял трансформаторы в Якутию на подстанцию «Олёкминск» (по реке Лене, со строительством причала). Где-то мешает движение по городским улицам, как при доставке колёс для Бурейской и Братской ГЭС. А где-то, наоборот, отсутствие хороших дорог, как при доставке автотрансформаторов на ПС 220 кВ «Магочи». Бывает даже, что специально для перевозки трансформаторов намораживают ледовые переправы.

– Наша техника позволяет перевозить грузы длиной до 25 метров и весом до 400 тонн с погрузкой и разгрузкой такелажным способом, – не без гордости рассказывает Евгений Волосников.

Самая-самая

На минувшей же неделе, сразу после доставки первого АТ, начались работы по подготовке к монтажу. Планируются завозка на территорию ПС «Восточная» ёмкостей для трансформаторного масла, комплектующих узлов трансформатора и их расконсервация. Сам же процесс монтажа трансформаторов будет проходить в присутствии шеф-инженера завода-изготовителя. Это обязательное условие для того, чтобы подтвердить гарантийный срок работы трансформаторов для заказчика. По планам энергетиков, на монтаж каждого из них уйдёт около месяца. Срок ввода самой подстанции – декабрь 2014 года. По словам Евгения Волосникова, установленный график будет выдержан: «Наша организация никогда не подводила заказчика, выдерживала любые разумные сроки, даже когда затягивалось строительство или проектирование».

Необходимые городу новые энергомощности будут поставлены не только в запланированные сроки, но и на высшем уровне. ПС «Восточная» будет, пожалуй, одной из самых мощных подстанций 220 кВ в Иркутске. Её ресурсов должно хватить, чтобы обеспечить электроэнергией несколько тысяч индивидуальных домов, несколько предприятий и объектов соцкультбыта.

Опережает «Восточная» своих собратьев и по уровню технической оснащённости. На новой ПС особое внимание уделено вопросам безопасности. По словам Евгения Звягинцева, учитывает это сооружение и сейсмические особенности Приангарья. Даже при землетрясении в 9 баллов оборудование подстанции будет продолжать работать. Так, например, для новых автотрансформаторов применяется нестандартный фундамент, объясняет Евгений Волосников. В большинстве случаев конструкцию ставят на шпально-рельсовую решётку. В случае с «Восточной» решено было сделать огромное монолитное основание, для чего потребовалось залить около 50 кубометров бетона. Таким образом, вес одного только фундамента сейчас около 110 тонн. Сверху на него ставится трансформатор, который будет зафиксирован специальным антисейсмичным креплением.

Оснастить площадку ПС «Восточная» (250х170 м) предстоит и специальным оборудованием для пожаротушения. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры