издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Инновационно-осветительная альтернатива

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

На федеральных трассах Прибайкалья сегодня практически не осталось неосвещённых пешеходных переходов и остановочных павильонов. На площадках, отдалённых от населённых пунктов, устанавливаются фонари замысловатой конструкции, которые работают за счёт энергии солнца и ветра. Проект освещения труднодоступных мест на федеральных дорогах с помощью альтернативных источников электроэнергии реализуется на территории практически всех регионов страны с 2012 года. Вариант инновационных фонарей иркутских дорожников признан одним из лучших. «С суровыми погодными условиями Сибири мы научились справляться. Единственное, что мешает стабильной работе инновационного освещения, – это вандалы. Солнечные батареи расстреливают, крадут отдельные детали установок», – рассказали в ФКУ «Упрдор «Прибайкалье».

Необычные фонари сегодня можно видеть на федеральных трассах в Усольском, Зиминском и Братском районах. Опоры, где, как «ушки», по бокам свисают солнечные батареи, на макушках которых вертятся круговые ветряки, установлены на 13 площадках. В ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» пояснили: места для инноваций подобраны неслучайно. Как рассказала ведущий инженер отдела организации работ по ремонту, содержанию, сохранности автодорог и безопасности дорожного движения ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Марина Скажутина, альтернативные фонари освещают пешеходные переходы и остановочные павильоны, которые удалены от линий электроэнергии и населённых пунктов. 

«В 2012 году в Росавтодоре был инициирован проект освещения автобусных остановок и пешеходных переходов на дорогах общего пользования федерального значения. Речь шла об объектах, которые удалены от населённых пунктов и линий электропередачи, то есть лишены возможности подключения к существующим линиям искусственного освещения. Регионам предложили разместить в таких зонах модульные установки, работающие на альтернативных источниках энергии», – рассказала Марина Скажутина. 

Всем территориям независимо от их климатических и географических условий предложили один вариант установок. На металлическую опору предлагалось монтировать модуль площадью 0,9 м2, с одной стороны которого монокристаллический фотоэлемент, с другой стороны светодиодные лампочки. Иркутские дорожники, учитывая климатические условия региона, решили выбрать комплексное оборудование. Мультикристаллические фотоэлементы (солнечная батарея) были установлены вертикально, под небольшим углом, и сориентированы по солнцу, установлены ветрогенераторы. «В Приангарье зимы снежные, поэтому у нас возник резонный вопрос: как с наименьшими затратами регулярно очищать солнечные батареи? Установленные под уклоном объекты позволили легко решить проблему. Второе изменение конструкции касается ветряков. Первоначально в Усольском районе были установлены ветрогенераторы, похожие на флюгера (самолё­тики), но у них начали ломаться лопасти. Анализ показал, что это происходило от сильных порывов ветра. В ответ на природные капризы мы заменили типовые ветряки на круговые аналоги», – пояснила Марина Скажутина.

В итоге управление дорогами «Прибайкалье» установило альтернативное освещение на автомобильной дороге «Вилюй» на участке в Братском районе и на трассе М-53 «Байкал» в Усольском и Зиминском районах. Все освещённые альтернативными фонарями остановочные павильоны находятся на расстоянии от трёх до десяти километров от населённых пунктов. «Фонари видны издалека, за пару сотен метров водители начинают притормаживать инстинктивно, а проезжая установки многие дополнительно сбавляют скорость, чтобы рассмотреть удивительные светильники», – отметила наша собеседница.

Пилотный проект альтернативного освещения заработал в 2012-м, весь прошлый год дорожники анализировали его реализацию, в этом году в головное управление были отправлены данные по работе инновационных светильников. По словам Марины Скажутиной, иркутский вариант конструкций оказался одним из лучших. «Наши светильники доказали право на существование. Нам звонят коллеги из соседних регионов, консультируются. Мы общаемся с другими управлениями, где жалуются на различные технические недоработки, подсказываем, какие применяли варианты. Мы не стали очертя голову бросаться на проект, а предварительно обсудили его с учёными из ИрГТУ. Возможно, именно поэтому наши фонари лучшие», – с улыбкой добавила Марина Скажутина. 

Инновационные фонари, несмотря на переработку конструкции, всё равно нуждаются в регулярном обслуживании. Как пояснили в управлении дорогами «Прибайкалье», летом хлопот с объектами традиционно меньше. Зимой же из-за резкого перепада температур из строя выходят контроллеры, которые отвечают за заряд аккумуляторов. Особенно эта проблема актуальна для Братского района. «Подрядная организация в рамках договорных обязательств заменяет детали, которые ломаются. Но мы сейчас ищем способ решения вопроса. Инновационные фонари планируется в этом году установить на ещё одном участке трассы «Вилюй», так что нужно поторопиться», – отметила собеседница «СЭ».

«Мы не стали очертя голову бросаться
на проект,
а предварительно обсудили его
с учёными
из ИрГТУ. Возможно, именно поэтому наши фонари лучшие», – отметила Марина Скажутина

Обслуживание ветрогенераторов и мультикристаллических поверхностей не столь проблематично. Коллекторы и щётки ветрогенераторов проверяются через 150 часов работы, перед зимним периодом в них дополнительно смазываются шарикоподшипники. Солнечные батареи нуждаются в осмотре раз в три месяца и мытье поверхности. 

В 2012 году на реализацию проекта ушло чуть меньше 14,5 млн рублей. Финансирование было из федерального бюджета. Говорить о том, что установка альтернативных фонарей экономически оправданна, пока преждевременно. Проект всё же в первую очередь, добавили в региональном управлении, социальный. Но не все жители Приангарья ценят то, что для них делают иркутские дорожники. Марина Скажутина рассказала: на трассе «Вилюй» в районе дачных садоводств зафиксированы случаи расстрела солнечных батарей. 

«Конечно, по всем фактам были поданы заявления в полицию, но виновные лица по настоящий момент не установлены. Замена одной панели – дорогостоящее удовольствие», – пояснила собеседница. Она добавила, что вандалы покушаются и на другие объекты установок. Ветряки, контроллер, как и солнечные батареи, порой аккуратно срезаются – демонтированные детали, местные кулибины, видимо, применяют в подсобном хозяйстве.

«Несмотря на все негативные стороны, с уверенностью можно сказать, что проект удался. Удалённые объекты получили свет, там сократилось количество аварий и трагических происшествий с людьми, которые переходили дорогу или ждали транспорта на остановках», – добавила Марина Скажутина.

При выборе осветительных приборов для натяжного потолка помните о том, что они не должны сильно нагревать пленку. В результате такого воздействия она может растянуться или оплавиться, и внешний вид потолка будет испорчен. Для натяжных потолков подходят светильники, корпус которых изготовлен из материала с низким уровнем теплопроводности, а также приборы, основу которых можно изолировать. 

Если вы ищете надёжный интернет магазин, в котором продаются светильники от ведущих мировых производителей, рекомендуем Вам продукцию от специалистов компании, сайт которой расположен по ссылке mw-light.ru. Качественные светильники по самым приемлемым ценам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры