издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Собери пять авиакомпаний и получи одну

Мечты о создании крупного регионального перевозчика не дают покоя областному правительству, однако их реализация пока вызывает сомнение

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

Объединение – главный тренд сезона зима-лето 2014 в России. О чём бы ни шла речь. В Иркутске, например, реанимируется идея создания внушительного регионального перевозчика. На этот раз на базе авиакомпаний Иркутской области, а также Бурятии и Забайкальского края. Локомотивом выступает минтранс Приангарья: в минувший четверг в стенах ведомства даже прошло совещание, на которое съехались все заинтересованные лица. Правда, до сих пор все они комментарии на тему дают неохотно или не дают вовсе. Какова вероятность создания компании, кому её образование выгодно и может ли из объединения выйти толк, выяснял наш корреспондент.

В феврале 2012-го слияние «ИрАэро» и «Ангары» лоббировал тогдашний министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Пётр Воронин. По его представлениям, новый перевозчик в деле освоения местных перевозок мог бы составить конкуренцию компаниям федерального масштаба, в частности «Ютэйр». Конкуренция министра волновала, конечно, не сама по себе, просто игроки масштаба «Ютэйр» приходят на региональные направления в хлебные дни и за счёт имеющихся ресурсов вытесняют более мелких конкурентов, а когда проекты нефтяных и газовых компаний сворачиваются, с высокой долей вероятности сворачивают следом и свою деятельность.

Логика правительства за два с лишним года изменилась мало: во главе угла развитие и стабильность региональных перевозок. Отсюда актуальное предложение минтранса. Интересно, что теперь речь идёт не только об иркутянах, но и о бурятской компании «Панх», а также, как выразился министр транспорта Иркутской области Артур Сулейменов в рамках научно-практической конференции «Модернизация и комплексное развитие транспортной инфраструктуры Сибири» в конце апреля, о «наших читинских друзьях» (вероятно, чиновник имел в виду читинскую компанию «Аэросервис». – Авт.). 

По мнению Сулейменова, в региональную компанию все должны войти «равными долями». Впрочем, реальное равноправие представить сложно: на одном полюсе компания «ИрАэро», которая, освоив Сибирь и Россию, принялась за международные направления, на другом – читинский «Аэросервис», имеющий в парке три Ан-2 и L-410 и даже не выполняющий регулярные рейсы. Над запряжением коня и трепетной лани в одну телегу сейчас раздумывает руководство компаний. Судя по тому, что процесс этот протекает в тишине, в рядах перевозчиков царит настороженность.

В первую очередь от комментариев отказываются крупные игроки: «ИрАэро» – без колебаний, «Ангара» – спустя неделю раздумий. В «Бурятских авиалиниях» день за днём ссылаются на отсутствие и занятость руководства. В «Панхе» «Конкуренту» пообещали прокомментировать ситуацию после четверговой встречи. «Слухи ходят, но пока вопрос сырой, я не вижу условий для объединения», – отметил генеральный директор компании Константин Осин до поездки в Иркутск и предположил, что после заседания в минтрансе что-то должно проясниться. Однако связаться с руководством «Панха» после не удалось: гендиректор был занят.

Единственный голос в поддержку идеи министерства транспорта, правда, ещё до пресловутого совещания, доносился из Читы. Председатель совета директоров группы компаний «Аэросервис» Павел Криницын подчеркнул: сотрудничество выгодно всем. 

Ряд экспертов считает, что альянс пяти компаний обеспечит надёжность расписанию внутри-региональных полётов

«В регионе несколько перевозчиков – «ИрАэро», «Ангара», «Панх», «Бурятские авиалинии». У всех есть свои суда, своё обслуживание, но регион-то общий, по количеству пассажиров достаточно бедный, в транспортном плане не освоенный, – рассуждает Криницын. – И если каждый из нас будет надувать щёки и создавать несколько авиакомпаний, может произойти то, что произошло в 1990-х годах, – все друг друга просто съедят». При этом он подчёркивает: речь идёт не о создании единой авиакомпании (а значит, нового юрлица) и получении сертификата эксплуатанта, а о коалиции. 

С точки зрения Криницына, работу следует организовать таким образом, чтобы развести интересы компаний. Сферы влияния могут быть распределены с учётом размеров воздушных судов. «Например, «Панх» летает по маршруту на Cessna, у которой провозная ёмкость девять пассажиров. Как только пассажиропоток повысился – договорились между собой, вошёл «Аэросервис» с L-410 на 19 человек. А «Аэросервис» отдал свои направления «Панху». Дальше мы раскатали линию до того, чтобы можно было запустить Ан-24 на 40 человек, дальше – Ан-148, – объясняет Криницын. – И наоборот: если уменьшился пассажиропоток (сезонность, экономические или политические условия), приходят суда поменьше». 

По мнению Павла Криницына, такая взаимопомощь может распространиться и дальше: скажем, со временем можно начать координировать покупку судов, а если парки не будут пересекаться, будет проще отбить лизинговые платежи и летать без убытков. Сплошные преимущества, согласно этой картине, ждут и пассажиров. Во-первых, если логистика будет налажена и одна компания будет подвозить пассажиров другой, увеличится количество рейсов; во-вторых, все рейсы, скажем, по маршруту Ербогачён – Иркутск – Хабаровск будут оформлены одним билетом; в-третьих, более удобными станут стыковки, наконец, развитие авиакомпаний в собственном сегменте провозных мощностей может привести к снижению цен. «Если каждый займёт свою ячейку, будет больше пассажиров и больше прибыли», – считает Павел Криницын.

Как оценивают картину мира его коллеги по гипотетическому слиянию, сказать сложно. Даже в министерстве транспорта, которому принадлежит авторство идеи, на тему объединения пока говорят неохотно. В пресс-службе отмечают: несмотря на то что первая встреча состоялась, пока рано говорить о какой-то конкретике, представители перевозчиков ведут переговоры между собой.

Независимый эксперт рынка авиаперевозок Константин Парфенёнок рассматривает три формата возможной консолидации игроков. В первом случае объединение происходит вокруг наиболее сильного игрока, остальные пре-вращаются в лётные отряды или дочерние предприятия. Яркий пример – группа «Аэрофлот», где прочие компании имеют свои лицензии и регистрации, но выполняют рейсы для нужд «Аэрофлота» и под его кодом, а продажу билетов контролирует непосредственно «Аэрофлот». «В этом случае главный вопрос заключается в том, кто может быть этой авиакомпанией, вокруг которой будут объединены региональные игроки», – подчёркивает Парфенёнок. Наиболее логичный вариант – «ИрАэро», самый крупный игрок в регионе. Но смогут ли пять самостоятельных перевозчиков прийти к такому союзу? И если да, то когда?

«Второй вариант предполагает создание общества, в которое будут переданы доли перевозчиков. Оно и будет контролировать работу игроков», – продолжает Парфенёнок. Но тогда возникает вопрос, в какой пропорции будут разделены доли авиакомпаний в таком обществе и кто будет осуществлять руководство. Более того, вероятно, что часть пакета акций такого объединённого общества будет принадлежать региональным или федеральным властям.

Третий формат – то, о чём говорит Павел Криницын, – альянс. Константин Парфенёнок считает его наиболее реалистичным. Авиакомпании могут легко договориться об обмене информацией о пассажиропотоке, что поможет оптимизировать использование самолётов под пассажиропоток в различных городах, а интерлайны (признание перевозчиками билетов друг друга) и код-шеринг (совместное использование рейсов) позволят существенно упростить процесс приобретения билетов для пассажиров. «Помимо этого общая техническая база позволит сократить расходы и получить скидки на расходные материалы (например, ГСМ) у поставщиков за счёт возросшего совокупного объёма», – заключает Парфенёнок.

Эксперт по авиаперевозкам холдинга «Финам» Алексей Захаров, в свою очередь, оценивает саму идею объединения. «Конечно, в общем случае укрупнение идёт на благо, потому что ведёт к сокращению издержек, – отмечает он. – Другое дело, что объединение сверху, как правило, проводится не вполне корректно, особенно у нас в стране, поэтому утверждать, что будет синергетический эффект, довольно трудно». В качестве примера Захаров приводит результат слияния «Сахалинских авиатрасс» и «ВладивостокАвиа»: получившаяся в итоге «Аврора» по объёму перевозок всё ещё не дотягивает до того объёма, который компании имели по отдельности. 

В то же время возможность успешного исхода Захаров не исключает: «Если есть грамотный менеджмент (а из сотрудников нескольких авиакомпаний можно организовать неплохой совместный штат), добрая воля и отсутствие упёртости со стороны руководства отдельных авиакомпаний, получить экономический эффект даже без образования нового юрлица можно».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры