издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Наше отношение к делу приносит свои плоды»

ЗАО «Байкалэнерго» в представлении, по крайней мере, в Иркутске, не нуждается: компании по концессионному соглашению с городской администрацией с 2007 года передали управление муниципальными котельными и сетями. За последние несколько лет известность обрели и подразделения предприятия в Тайшете и хакасском Саяногорске с входящими с ним в один городской округ посёлками Майна и Черёмушки, где местные власти поступили с беспокойным коммунальным хозяйством таким же образом. Опыт прошедшей зимы показал: компания, как и другие предприятия группы «ЕвроСибЭнерго», не только обеспечивает стабильную работу систем теплоснабжения, но и развивает их на перспективу.

В два раза теплее обычного

Сколь бы разными ни были многотысячный Иркутск, небольшой Тайшет и расположенный в Хакасии Саяногорск с находящимися неподалёку посёлками Майна и Черёмушки, их объединил необычайно тёплый отопительный сезон 2013-2014 годов. «Суточные максимумы температуры регистрировались как на европейской, так и на азиатской территории страны», – неоднократно пишет Гидрометцентр России в обзорах климатических условий с сентября прошлого года по апрель нынешнего. 

Ноябрь, к примеру, называют экстремально тёплым, то же самое, особенно в отношении Сибири, можно сказать и про весенние месяцы. 

Даже январские холода, стоявшие на «северах», не затронули юг региона. «И в Иркутске, и в Саяногорске, и в Тайшете эта зима была тёплой, – констатирует генеральный директор «Байкал­энерго» Владимир Потапов. – Проблем, которые мы испытывали в прошлом отопительном сезоне, не было. Свою роль сыграли два фактора: тёплая погода и хорошая подготовка к зиме».  

Действительно, в Иркутске те восемь месяцев, что в дома подаётся тепло, оказались почти в два раза теплее нормы. Так, если обычно средняя температура наружного воздуха с 15 сентября по 15 мая составляет 6,5 градуса ниже ноля, то на сей раз она поднялась до 3,8 градуса со знаком «минус». «На моей памяти такого давно не было, – рассказывает директор обособленного подразделения «Центральные тепловые сети» ЗАО «Байкалэнерго» Андрей Фёдоров. – По опыту могу сказать, что обычно такие циклы – экстремально холодные и тёплые – повторяются раз в десять лет. В том, какая погода была в прошедшем отопительном сезоне, есть свои плюсы и минусы». Начнём с последних: за минувшую зиму котельные под управлением «Байкалэнерго» выработали и отпус­тили в сеть на 6% меньше тепла, чем было рассчитано. Вследствие этого несколько сократилась выручка компании. 

Однако неоспоримым плюсом стала возросшая надёжность теплоснабжения: теплоисточники и сети работали под относительно небольшими нагрузками. Ресурсов основного и резервного оборудования оказалось более чем достаточно для того, чтобы пройти отопительный сезон без сбоев. Кстати, ни одной крупной аварии в системе теплоснабжения Иркутска за прошедшую зиму не произошло. И это заслуга работников «Байкалэнерго», не первый год отвечающих за надёжную работу котельного оборудования и сетевого хозяйства. Руководство предприятия отмечает работу мастера Александра Василькова, машиниста Сергея Казимирского, газо­сварщика Владимира Пушкарёва, слесаря Андрея Маркова, а также бригады по ремонту тепловых сетей под руководством мастера Евгения Антипова. 

Некоторые её плоды видны нево­оружённым глазом – в Иркутске, особенно в его центре,  стало существенно меньше чадящих труб небольших котельных. За те годы, что реализуется концессионное соглашение с «Байкал­энерго», компания закрыла 13 неэффективных теплоисточников. Два из них, в частности, прекратили своё существование в прошлом году. Так, в сентябре не была запущена котельная на улице 25 Октября, расположенная рядом с общежитием Иркутского государственного университета. Вместо неё в том же здании смонтировали подкачивающую насосную станцию, распределяющую горячую воду из централизованной системы теплоснабжения по окрестным домам. Накануне прошедшего отопительного сезона закрыли и другой экономически и экологически неэффективный теплоисточник, который находился на улице Щедрина. 

«В этом сезоне ни одна котельная закрыта не будет, – продолжает Фёдоров. – Но есть планы на перспективу». Так, уже готов проект по ликвидации котельной, расположенной напротив железнодорожного вокзала на улице Проф­союзной. В Жилкино можно закрыть теплоисточники на Воровского и Шахтёрской, а подключённую к ним нагрузку передать на котельную «Московская», находящуюся неподалёку от АЗС «Крайс­нефть». Аналогичные планы есть и в отношении котельной «ИЗО» в микрорайоне Иркутск II, запущенной в далёком 1910 году и работавшей раньше на угле, а в советское время переведённой на мазут, который она использует в качестве топлива и поныне. 

Уголь вместо электричества

Но всё перечисленное – это перспектива ближайших нескольких лет, и для того, чтобы она стала реальностью, нужны немалые средства. Предполагается, что эти проекты по дальнейшему закрытию неэффективных котельных будут реализованы при софинансировании из областного и городского бюджетов. Но и за собственный счёт «Байкалэнерго» добилось существенных результатов. Так, за весь прошедший отопительный сезон в микрорайоне Ново-Ленино не была включена в работу ни одна из двух электрических котельных – всю нагрузку по обеспечению теплом жилых домов, промышленных предприятий и других объектов несла угольная котельная Северного промышленного узла, среди специалистов известная под аббревиатурой КСПУ. Как то и было предусмотрено в масштабном проекте ОАО «Иркутскэнерго» под названием «Малый юг», точнее, в той его части, которая касалась оптимизации системы теплоснабжения Ленинского района Иркутска. 

Работы там начались ещё в 2008 году, и к 2010 году нагрузку с электрических котельных «Бытовая» и «Ново-Ленино» передали на КСПУ. Но для того, чтобы полностью реализовать потенциал крупного угольного теплоисточника, нужно было восстановить котёл № 3, практически полностью уничтоженный из-за инцидента, случившегося задолго до того, как администрация Иркутска заключила концессионное соглашение с «Байкалэнерго». «Он двенадцать лет стоял брошенный, нам его таким передали, и мы его восстановили», – говорит Фёдоров. Работы на третьем агрегате шли в 2012-2013 годах. Завершили их в аккурат к началу прошлого отопительного сезона, так что в зиму котельная Северного промышленного узла вошла с пятью рабочими котлами. Благодаря этому не нужно было запускать энергоисточники на электричестве, себестоимость выработки тепла на которых весьма высока. А в дальнейшем «Бытовую» и вовсе можно будет закрыть (это, кстати, предусмотрено в утверждённой схеме теплоснабжения Иркутска до 2027 года), а «Ново-Ленино» оставить в качестве резерва. «Задача простая – максимально использовать котельную Северного промышленного узла», – резюмирует директор Центральных тепловых сетей «Байкалэнерго». 

«Организация стала узнаваемой»

За пределами Иркутска – в Тайшете и населённых пунктах Хакасии – компания работает не так давно, однако определённые успехи есть и там. «Организация стала узнаваемой, наше отношение к делу приносит свои плоды, – отмечает Потапов. – Серьёзных нарушений за время отопительного сезона у наших подразделений точно не было». Пусть в том же Тайшете тепловые сети изношены гораздо сильнее, чем в областном центре, но в прошлом году, когда город готовился к зиме, местная администрация участвовала в софинансировании работ по изоляции наиболее проблемных трубопроводов. Это дало результат – потери в них удалось снизить, пусть пока и не так, как хотелось бы. 

А в Саяногорске и входящих в состав городского округа Майне и Черёмушках, где в управлении «Байкалэнерго» находятся не только теплосети, но и водопровод с канализацией, масштаб работ и вложений в них оказался больше. Например, в Черёмушках – посёлке гидростроителей, непосредственно прилегающем к Саяно-Шушенской ГЭС, – накануне отопительного сезона 2013-2014 годов проложили теплотрассу, за счёт чего удалось передать львиную долю нагрузки с одного теплоисточника, работающего на токе среднего напряжения, на другой, действующий на токе высокого напряжения и оттого экономически более эффективный. На котельной в Майне два устаревших насоса заменили одним новым и в довесок переложили часть старых тепловых и водопроводных сетей. Оборудование модернизировали и на теплоисточниках Саяногорска. Кроме того, прошлым летом работающее здесь обособленное подразделение «Байкалэнерго» при­обрело каналопромывочную машину, а нынешней весной – акустический томограф «Каскад», предназначенный для поиска течей в трубопроводах, и экскаватор Hyundai R200. Подобные приобретения кажутся мелочью, когда речь идёт о больших компаниях, но в данном случае они значат очень много – Саяногорские тепловые сети работают в городском округе с 50-тысячным населением, где их предшественники подобную технику никогда ранее не использовали. Так что новые машины и оборудование стали хорошим подспорьем при подготовке к следующему отопительному сезону. 

Ремонтируя сети к предстоящей зиме, в республиканском подразделении думают на перспективу: разработана проектная документация по переводу нагрузки, которую даёт часть потребителей Саяногорска, с котельной индивидуального предпринимателя Баскова, где себестоимость производства тепла достаточно высока, на теплоисточник ООО «Хакасские коммунальные системы» с относительно низким тарифом. При всех положительных сторонах этот проект окупится не скоро – необходимо дополнительное финансирование, поэтому компания подала заявки на участие в республиканских программах энерго­эффективности. Надо отдать долж­ное региональным властям – строительство сетей в Черёмушках показало, что они охотно откликаются на подобные предложения. Это доказывает и пример Саяногорска, где по республиканской программе в нынешнем году на всех насосных станциях установят насосы с частотным приводом, сигнал с которых будет поступать на единый щит управления. 

На одном языке, по одной системе 

«Отопительный сезон прошёл без проблем, и в этом сыграли роль два фактора: тёплая погода и хорошая подготовка к зиме», – отмечает генеральный директор ЗАО «Байкалэнерго» Владимир Потапов

Перспективные крупные инвестиционные проекты в Иркутске, предполагающие закрытие неэффективных котельных и перекладку сетей, также планируется реализовать в рамках государственно-частного партнёрства. А сейчас «Байкалэнерго» готовит городские котельные и сети к предстоящей зиме за свой счёт. На летнюю ремонтную кампанию 2014 года заложено 92,1 млн рублей, что примерно на 1,5 млн рублей больше, чем год назад. Значительная часть этих средств уйдёт на нужды котельной Северного промышленного узла. За счёт них, в частности, заменят старые подземные вводы – идущие к теплоисточнику кабели, благодаря которым осуществляется его электроснабжение, переложат прилегающие трубопроводы, смонтируют схему очистки и консервации котлов. На двух небольших котельных установят стационарные дизель-генераторы, позволяющие избежать их обесточивания в случае сбоя в подаче электроэнергии. Что касается более мелких по масштабам и затратам ремонтов, то они затронут все без исключения муниципальные объекты, находящиеся в управлении компании. 

Нововведения нынешней подготовительной кампании, впрочем, не ограничиваются лишь техническими решениями. Осенью на котельной Северного промышленного узла можно будет увидеть результаты внедрения производственной системы, действующей по всему «Иркутскэнерго» и его дочерним предприятиям. «Её развитие у нас идёт давно, сначала мы занимались тотальной оптимизацией производства и крупными эффективными проектами, – говорит Потапов. – Сейчас создали специальную группу и пошли несколько иным путём – начали с обучения персонала. Его проводит наша сотрудница –  инженер Елена Голенкова, успешно подтвердившая звание лучшего тренера по производственной системе». Обучение уже прошли 200 из 800 человек, работающих в ОПТЦ «Байкалэнерго». В настоящее время в учебную программу внесены изменения. Из числа работников предприятия формируются группы, и специалистам нужно не только выслушать лекции, но и разработать проект, так или иначе связанный с оптимизацией производственного процесса. К примеру, первой нужно было решить задачу по сокращению издержек при поставках угля на котельные. «Нельзя сказать, что проект уже сейчас готов к реализации, но перспективные результаты впечатляют», – признаёт генеральный директор «Байкалэнерго». Ключевая идея заключается в том, чтобы подвозить топливо не в дневную смену, когда водители грузовиков вынуждены тратить время в пробках, а в ночную: таким образом, вместо четырёх-пяти рейсов за смену можно сделать восемь. Насколько это действенно, станет очевидно во время отопительного сезона, когда котельные, в настоящее время работающие только на нужды горячего водоснабжения, будут под полной нагрузкой. 

Другая группа, которая проходит обу­чение сейчас, думает над оптимизацией ремонтов, к примеру, отказавшись от услуг подрядных организаций и выполняя часть работ хозяйственным способом, то есть своими силами. «При сокращении затрат административными методами зачастую результат не соответствует ожиданиям, – подчёркивает Потапов. – Возникают проблемы технического плана. Использование инструментов производственной системы уменьшает потери. Мы меняем философию, но пока процесс идёт тяжеловато с точки зрения понимания среди руководителей и рядового персонала. Поэтому наш приоритет – обучить людей так, чтобы они разговаривали на одном языке».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры