издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Всегда готовы

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Энергетики приступили к подготовке к новому отопительному сезону: ремонтируются теплосети, определён график гидравлических испытаний, одобрены новые тарифы на электроэнергию и тепло. Между тем жители Приангарья не расплатились с ООО «Иркутскэнергосбыт» за ресурсы, которые потребили ещё в прошлые зимы, – долг составляет более двух миллиардов рублей. В этом году статистика должников значительно изменилась: удалось стабилизировать ситуацию в проблемных Усолье-Сибирском, Братске и Черемхове, зато неожиданно задержки с оплатой начались в областном центре и Шелехове.

Индивидуальная ответственность

Отопительный сезон в Иркутской области закончился 20 мая, последними тепло получили социальные объекты. Сезон начался с перехода функций поставщика теплоэнергии от ООО «ИГТСК» к ОАО «Иркутскэнерго». «Напомню, по новой схеме теплоснабжения определена Единая теплоснабжающая организация (ЕТСО). В большинстве городов Иркутской области ЕТСО стало ОАО «Иркутскэнерго», сбытовые функции перешли к ООО «Иркутскэнергосбыт», – рассказал директор «Иркутскэнергосбыта» Сергей Бабкин. Потребителям такие организационные вопросы никаких неудобств не доставили. Напротив, добавился дополнительный сервис.

Технический директор участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ Владимир Янышевский отметил, что в Иркутске теперь за теплоснабжение, в том числе Иркутска II и микрорайона Зелёный, отвечает одна организация, что значительно повысило надёжность прохождения отопительного сезона. «В зоне ответственности Ново-Иркутской ТЭЦ находится 530 километров сетей. Наша основная задача – поддержание режима теплоснабжения города в целом. За год у нас произошло всего 353 небольших инцидента, причём время устранения неполадок значительно сократилось», – добавил Янышевский. 

Как рассказал заместитель главного инженера по теплотехнической части ОАО «Иркутскэнерго» Роман Губанов, к прошлому отопительному сезону все филиалы компании успешно подготовились, получили паспорта готовности. «Все филиалы тепловой и электрической генерации отработали с хорошими показателями. Единственный крупный сбой произошёл в декабре в Усть-Илимске. Тогда подрядная организация проводила работы в непосредственной близости с магистралью и повредила трубопровод диаметром 500 миллиметров. Ту аварийную ситуацию быстро локализовали, все потребители были «запитаны» уже через несколько часов. За оперативность администрация города объявила благодарность в адрес энергетиков», – отметил Губанов. 

Проблемы по-прежнему возникают с подготовкой индивидуальных тепловых пунктов. «В 2012 году был 61% готовности узлов управляющих компаний, в прошлом году показатель вырос до 65%. Меня настораживает снижение готовности бюджетозависимых предприятий», – рассказал Сергей Бабкин. Он добавил, что несерьёзное отношение собственников к своим тепловым узлам сказывается на качестве отопления потребителей в целом. Например, жители посёлка Луговой нынешней зимой жаловались на слишком высокую температуру воздуха в квартирах. Янышевский пояснил, что с такими претензиями жильцам стоит обратиться в свою управляющую компанию с просьбой привести в порядок тепловой узел. Все тепловые пункты в Луговом погодоведомые, они просто требуют настройки.

«Поймите, температура сетевой воды соответствует погодным условиям. В городе дома разной степени ветхости и высотности, соответственно, они потребляют различное количество тепла. В индивидуальном тепловом пункте стоят регулятор, необходимые механизмы, которые обеспечивают циркуляцию воды. Всё это должно гарантировать необходимый уровень теплоносителя и его отдачу», – пояснил Бабкин. 

Губанов добавил, что ситуация с неисправными тепловыми пунктами не ограничивается только некомфортной температурой в конкретном доме. «Проблема глубже. Теплоноситель рассчитывает на все объекты, которые зависят от теплосети, пропускная способность трубопровода ограничена. Из-за разрегулированных узлов потребители «в голове» сети – рядом с теплоисточником, например, Ново-Иркутской ТЭЦ – страдают от жары. Потребители «в хвосте» сети замерзают. Ответственность за сбой в системе несут и все собственники, которым проще открыть форточку, а не заняться индивидуальным узлом», – подчеркнул Губанов.

С момента отключения отопления все дома в Иркутской области должны начать подготовку тепловых узлов к следующей зиме. Всем управляющим организациям, ТСЖ и ЖСК уже направлены соответствующие предписания.

Миллиард за восемь месяцев

Сергей Бабкин отметил, что жители пока не только не привыкли экономить энергоресурсы, но и не всегда готовы добросовестно оплачивать полученные коммунальные блага. Так, на 1 мая долг перед ООО «Иркутскэнергосбыт» составляет 2 млрд 944 млн рублей. 

По словам заместителя директора предприятия Матвея Куимова, за восемь месяцев отопительного сезона жители Приангарья накопили задолженность в размере 974 млн рублей. Примечательно, что прирост большей части– 888 млн рублей – принадлежит областному центру. «Для нас эта ситуация крайне непонятна. Сегодня выстроена система сбора управляющими компаниями денежных средств с населения. К сожалению, что-то в этом году произошло с управляющими компаниями в Иркутске. Мы проводим совместные встречи, чтобы повлиять на положение. По нашей информации, население областного центра исправно и своевременно оплачивает отопление и горячее водоснабжение», – отметил Матвей Куимов.

Он добавил, что список управляющих компаний-неплательщиков возглавляют ОАО «Южное управление ЖКС», ОАО «Северное управление ЖКС», ОАО «Западное управление ЖКС» и ОАО «Восточное управление ЖКС». На их счету долг в 634 млн рублей.

Стагнация наблюдается и в Шелехове. Здесь энергетики ежегодно недополучают 10–15 миллионов рублей за отпущенные ресурсы. Усугубляют положение регулярные просрочки по оплате большинством жителей области: 74% тепловой и 70% электрической энергии не оплачиваются вовремя или вовсе отдаются даром. 

По словам Куимова, удалось преломить усольскую и братскую традицию накопления долгов. Как пояснил Сергей Бабкин, в этих территориях ООО «Иркутскэнергосбыт» применило нестандартную схему срока платежей с населения, оставив в стороне все управляющие организации. 

«В Усолье-Сибирском наблюдается стабилизация. За прошедший отопительный сезон прирост задолженности составил всего четыре миллиона рублей. Уровень оплаты мы подняли до 95–97%. Улучшилась картина в Братске. Здесь удалось сократить долг на 70 миллионов рублей, теперь задолженность составляет 171 миллион», – рассказал Куимов.

Навстречу потребителям

По мнению специалистов энергосбытовой компании, помимо того, что управляющие организации не всегда честно и своевременно доносят средства до сетевиков, существует ещё одна причина увеличения долгов. Население «взрослеет», интересуется, кому и за что оно должно платить. Жители, получая квитанции, в которых непрозрачно расписана сумма платежа, отказываются от оплаты вовсе. Ущерб в этом случае несёт прежде всего энергосбытовая компания. Именно поэтому энергетики всё чаще выходят на агентские договоры, которые помогают управляющим компаниям работать с должниками. 

Вот уже несколько лет подряд ООО «Иркутскэнергосбыт» успешно создаёт и внедряет проекты для работы с потребителями. Для жителей области открыт сайт, на котором можно зайти в личный кабинет для передачи показаний счётчика электроэнергии, оплаты онлайн, обратной связи с энергокомпанией. Кроме того, круглосуточно работает call-центр, по телефону которого любой потребитель может получить консультацию, передать показания счётчиков, узнать сумму к оплате. Одно-временно в центре работают 30 линий, ещё 30 абонентов могут оставаться в режиме ожидания. 

«Не все управляющие организации могут позволить себе содержание подобных оперативных центров. В свою очередь потребитель, не разобравшись в платёжке, не оплачивает ресурсы, копит долг. Замкнутый круг получается. Примечательно, что от банкротства управляющих компаний страдают прежде всего добросовестные плательщики», – добавил Матвей Куимов.

Заместитель директора ООО «Иркутскэнергосбыт» по сбыту Андрей Харитонов отметил, что расширение сети фронт-офисов предприятия в территориях также способствует дисциплинированности населения. «В Братске, где значительно сократился долг, мы открыли сеть офисов. «Иркутскэнергосбыт» – клиентоориентированная компания. Мы идём навстречу потребителям. Например, согласно законодательству, при возникновении задолженности за электроэнергию мы имеем право отключить электричество. Но на такие меры идём крайне редко, предпочитая разрабатывать с должником график погашения, создавая условия для оперативной, требующей наименьших усилий оплаты», – подчеркнул Харитонов.

Сергей Бабкин отметил, что компания уже начала подготовку к отопительному сезону 2014-2015 годов. Предприятие продолжит выстраивать партнёрские отношения с управляющими организациями и потребителями энергоресурсов. «Служба по тарифам Иркутской области уже приняла решение по изменению тарифов. С 1 июля стоимость одной гигакалории возрастёт на 5,4%, до 1039 рублей. Увеличение тарифа отчасти произошло из-за того, что «Иркутскэнерго» стало теплоснабжающей организацией для микрорайонов Зелёный и Иркутск II, что позволило уравнять сумму для всех иркутян. Стоимость электроэнергии возрастёт на две копейки и составит 84 копейки. Тариф на электрическую энергию по-прежнему остаётся самым низким в России. Мы надеемся, что иркутяне ценят это и будут своевременно и в полном размере оплачивать потреблённые ресурсы», – добавил директор «Иркутскэнергосбыта».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры