издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пожарный выход

Остановка Ачинского НПЗ может привести к росту цен на бензин в Сибири

  • Автор: Анна ПАВЛОВА, Егор ЩЕРБАКОВ

Один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Сибири, расположенный в Ачинске, остановил работу из-за пожара, унёсшего жизни нескольких человек. В компании «Роснефть», которой он принадлежит, уверяют, что авария не вызовет перебоев поставок бензина и солярки в Красноярский край и соседние регионы, и обещают восстановить предприятие в максимально короткие сроки. Оптовый рынок нефтепродуктов уже отреагировал повышением цен, но их рост пока не коснулся розничных продавцов в Иркутской области.

«Ачинский НПЗ является единственным крупным нефтеперерабатывающим предприятием в Красноярском крае, также он играет важную роль на рынке нефтепродуктов прилегающих регионов» – так начинается краткая справка, размещённая на официальном сайте ОАО «НК «Роснефть». Компания приобрела завод в 2007 году, во время распродажи бывших активов ОАО «НК «ЮКОС». Как рассказали «СЭ» в  Thomson Reuters KORTES, в 2013 году Ачинский завод переработал 7,4 млн тонн нефти. Производство предприятия составило 1,23 млн тонн автомобильного бензина различных марок и 2,048 млн тонн дизельного топлива. Доля НПЗ на внутреннем рынке бензина составила 3,5%, солярки – 2,8%. В информационно-аналитической компании уточняют, что большую часть своей продукции предприятие отправляло по железной дороге в Красноярский край – 19,8% общего объёма произведённого бензина и 18% выпущенного дизельного топлива, в Иркутскую область – 8,7% бензина и 17% дизтоплива, Республику Бурятия – соответственно 3,5% бензина и 6% солярки. 16,5% произведённого в 2013 году на Ачинском НПЗ бензина было направлено в Алтайский край, 13% дизельного топлива отгружено в Кемеровскую область, ещё 8,3% бензина – в Томскую область. 

Утечка, взрыв, пожар

В мае 2014 года на заводе приступили к очередному плановому профилактическому ремонту оборудования. Вечером 15 июня из него начали выводить газофракционную установку. Однако во время пусковых работ на одной из шести ректификационных колонн произошла утечка углеводородного газа, за которой последовали объёмный взрыв и пожар. Первыми на место происшествия прибыли ведомственные подразделения ООО «РН – пожарная безопасность», следом за ними – сотрудники Большеулуйского и Ачинского гарнизонов пожарной охраны, которым сообщение о возгорании поступило за семь минут до полуночи. В третьем часу ночи огонь удалось локализовать, в половину четвёртого утра 16 июня пожар был потушен. В восемь часов спасатели приступили к разборке конструкций. 

На тот момент в списке жертв пожара значились пять человек, ещё семь пострадали от огня. Трое работников Ачинского НПЗ считались пропавшими без вести. Однако во время разбора завалов 16 июня было обнаружено тело одного из них, на следующий день – ещё одного. На момент вёрстки номера судьба последнего из тех, кто официально пропал без вести, ещё не была известна. По факту пожара, повлёкшего гибель людей, было возбуждено дело по статье 217 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах). Как сообщили в Главном следственном управлении Следственного комитета РФ по Красноярскому краю, в связи с большим резонансом его передали тем, кто занимается расследованием преступлений против государственной власти в сфере экономики. А руководитель управления Игорь Напалков выехал в Ачинск. 

Как следует из сообщения краевого управления МЧС России, на заводе продолжаются аварийно-восстановительные работы. Для того чтобы разобрать завалы, привлечены 270 человек и 17 единиц техники как от филиала «РН – пожарная безопасность», так и от Сибирского регионального поисково-спасательного отряда Министерства по чрезвычайным ситуациям. За три дня, прошедших с момента пожара, был запущен в рабочем режиме основной диспетчерский пункт Ачинского НПЗ, демонтирована часть навесных конструкций и кабельной эстакады в зоне поиска, восстановлена подстанция и установлены дизель-генераторы для того, чтобы работы можно было вести в тёмное время суток. В сводке на утро четверга сказано, что расчистка территории и демонтаж повреждённых конструкций продолжается, а ёмкости для нефтепродуктов готовят к очистке. 

У «Роснефти» есть план

В ответ на запрос «Сибирского энергетика» о том, как авария на Ачинском НПЗ скажется на поставках топлива в Красноярский край и соседние области и республики, в управлении информационной политики «Роснефти» ограничились комментарием о том, что перед началом ремонта на заводе был сформирован необходимый запас нефтепродуктов. Исполняющий обязанности губернатора края Виктор Толоконский на встрече с журналистами в понедельник, о которой написала пресс-служба регионального правительства, уточнил, что на складах предприятия находится 30 тыс. тонн дизельного топлива, более 16 тыс. тонн бензина Аи-92, свыше 9 тыс. тонн авиационного керосина и «значительный запас» бензина Аи-95. В «Роснефти» уверяют, что этого достаточно для бесперебойного обеспечения потребителей. «Компания также направляет дополнительные объёмы моторных топлив с других НПЗ: Самарской группы заводов и Ангарского нефтехимического комбината, – подчеркнули нефтяники. – Нефтепродукты, необходимые для обеспечения северного завоза в рамках объёмов «Роснефти», будут произведены полностью и в установленные сроки».

Толоконский, в свою очередь, сообщил, что весь товарный запас Ачинского НПЗ решено направить на удовлетворение нужд Красноярского края. Кроме того, в ближайшее время должен быть подписан график поставки горюче-смазочных материалов с АНХК. «Есть предложение задействовать возможности омского и самарского заводов», – добавил глава Красноярского края. В «Роснефти» тем временем ещё в понедельник разработали план ликвидации последствий пожара и полного восстановления завода в Ачинске с выходом на прежнюю мощность. В краевом правительстве опасаются, что это займёт немало времени, однако в сообщении нефтяной компании, распространённом в среду, сказано, что ремонт будет произведён в сжатые сроки. Тем не менее ориентировочные даты, к которым может быть восстановлен НПЗ, не называются. 

«Сейчас возник дефицит топлива»

Коммерческий директор ООО «Парламент-А» (компании принадлежит сеть АЗС под торговой маркой «Омни») Денис Писаревский рассказал «СЭ», что в связи с прекращением работы Ачинского НПЗ сложилась непростая ситуация для всех иркутских трейдеров. Завод находится в сравнительной близости к Приангарью, поэтому является основным поставщиком нефтепродуктов для региона наравне с Ангарской нефтехимической компанией. «Сейчас возник дефицит топлива, – прокомментировал сложившуюся ситуацию собеседник «СЭ». – Но в регионе на рознице он ещё не отразился, и, будем надеяться, нам удастся избежать этого. Тем более что федеральное Министерство энергетики сейчас лоббирует тему увеличения объёма переработки сырья на других НПЗ. Тем не менее цена на высокооктановый бензин  уже возросла на оптовом рынке на 1,5–2 тыс. рублей за тонну. Мы прорабатываем вопрос, чтобы это минимально отразилось на стоимости ГСМ для иркутских автовладельцев». Между тем он не гарантирует, что ближайшие две недели цены на АЗС компании будут заморожены. «Пока мы не повышали их, потому что используем закупленное ранее топливо. Но далее всё будет зависеть от того, за сколько удастся купить очередную оптовую партию ГСМ», – поделился Писаревский.

На АНХК между тем говорят, что об увеличении выпуска объёма ГСМ пока речи не идёт. «Сейчас предприятие выполняет свою производственную программу», – сообщили корреспонденту «Сибирского энергетика» в Ангарской нефтехимической компании. Источник «СЭ» в отрасли, отслеживающий ситуацию на бирже, рассказал, что Ачинский НПЗ имел собственные запасы топлива, которые смогут обеспечить долгосрочные контракты по поставкам в те регионы, куда отгружается продукция предприятия. «Роснефть» также может перенаправить часть продукции с других своих заводов или приобрести топливо на бирже. «В первый же день аварии нефтяная компания начала закупать продукцию у Омского НПЗ (дочка «Роснефти»), АНХК, – рассказал эксперт. – Было приобретено пять тысяч тонн 92-го бензина и полторы тысячи тонн дизельного топлива, что позволит возместить часть потерь, связанных с остановкой Ачинского завода». Таким образом, сырьевых ресурсов на бирже достаточно, чтобы не допустить дефицита топлива в регионах присутствия Ачинского НПЗ, отметил он. 

Впрочем, российский рынок нефтепродуктов уже отреагировал повышением цен на бензин во время торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Во вторник Владимирский индекс для 92-го бензина вырос на 1,35%. Также 17 июня по сравнению с 15 июня выросли СПОТ-цены на продукцию НПЗ Сибирского федерального округа. Так, по Омскому НПЗ, у которого уже начала закупать топливо «Роснефть», увеличение составило по бензину А-92/93 6,1% (35,8 тыс. рублей), по Аи-95/96 – 4,6% (36,6 тыс. рублей); на Ангарском НХК – соответственно 3,2% (37,1 тыс. рублей) и 1,9% (37,6 тыс. рублей). При этом рост превысил средний по рынку, составив 6,1 и 3,2%. Повышение цен и некоторый дефицит на оптовом рынке аналитики Thomson Reuters KORTES связывают прежде всего не с объективными факторами, а с общим информационным фоном, сложившимся после аварии.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры