издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Навстречу испытаниям

Полосы препятствий, траншеи с водой, метры колючей проволоки, крутые подъёмы и спуски, переноска тяжестей и форсирование реки – попробовать свои силы на таком маршруте согласится далеко не каждый. Но есть те, кто готов бросить вызов испытаниям и оказаться в условиях, приближенных к боевым. Именно для них была организована «Гонка героев». Среди участников этих соревнований порой оказываются люди, от которых подобного экстремального выбора совсем не ждёшь.

Пока о существовании таких соревнований по бегу на пересечённой местности в условиях, приближённых к боевым, знают немногие. Те же, кто смог в них поучаствовать, настаивают, что лучшего способа проверить себя на прочность в непривычных условиях найти невозможно. В том, что это действительно так, убедился и Евгений Колесников – главный инженер Иркутской ГЭС. Он принял участие в гонке, которая, как утверждают организаторы, стала первым соревнованиям такого формата, где учтены нормы ГТО. Их, в скором времени – с 2017 года – будут сдавать все россияне. А пока оценить свою физическую подготовку в экстремальных условиях могут те, кто сам этого хочет.

– Главным организатором гонки выступает Министерство обороны, партнёрами стали несколько негосударственных фондов и частных компаний, но участвовать в ней может любой желающий, – рассказывает Евгений Колесников, пробежавший 7 километров трассы «Гонки героев». – Первые соревнования прошли в сентябре прошлого года и, видимо, произвели фурор. Поэтому в мае были организованы новые, в них приняли участие более двух тысяч человек. Продажа билетов началась в марте и длилась всего два дня – настолько велик был спрос.

Проходила гонка, организованная по инициативе федерального военного ведомства, 24 мая на полигоне Алабино подмосковной Таманской дивизии, где была специально создана цепь из преград и препятствий. С приветственной речью к участникам обратился министр обороны РФ Сергей Шойгу. 

– Абсолютно пересечённая местность: горы, канавы, буераки, карьеры, рвы, мосты, озёра, болота, река. Вдобавок к этому нужно было преодолеть 18 рукотворных препятствий. Различные горки, турники, скалодромы, несколько полос колючей проволоки, рвы, трубы, тоннели, траншеи с водой, танковые гильзы, набитые камнями, которые надо было тащить в гору… Плюс к этому 30-градусная жара. Всё это, пока участники проходят испытания, сопровождается соответствующей атмосферой: в тебя летят раскалённые автоматные гильзы, обдаёт водой от сдетонировавшего рядом взрыв-пакета при форсировании реки, стреляет танк рядом или ревёт двигатель БТРа, под которым ты ползёшь, – делится впечатлениями иркутский энергетик. – Глаза режет от дымовой завесы, пышут жаром горящие покрышки – такая каша!

Прежде, как рассказывает главный инженер Иркутской ГЭС, ни в чём подобном ему участвовать не приходилось, а спортивные интересы были вполне обычными: «Бег, плаванье, велосипед, водные лыжи, – перечисляет он. – По большому счёту, и гонка не требует какой-то особой подготовки. Конечно, среди участников, вероятно, были легкоатлеты, альпинисты, бойцы, но все находились в равных условиях». 

О «Гонке героев» Евгений Колесников узнал от друзей, которые уже успели поучаствовать в предыдущих соревнованиях.

– Они поехали во второй раз, снова испытать себя. Говорят, что трасса стала значительно сложнее, а в первый раз было всё довольно просто, – говорит участник. – Ребята отметили, что организаторы поработали отменно – столько всего настроено и придумано, уровень совершенно другой.

На вопрос, что в гонке показалось особенно трудным, иркутянин отвечает, что большое количество водных участков сильно осложнило прохождение трассы.

– Траншеи, рвы, горы, тоннели… Чередовалось всё – нужно было пересечь, проплыть, спрыгнуть, перелезть, забраться, – рассказывает Колесников. – И всё это порой по пояс или по грудь в грязной жиже – и так без конца. Самым тяжёлым было бежать последние километра два. Хоть и была подобрана соответствующая обувь, но в кроссовки набилось столько земли, песка и ила, что приходилось бежать «на гвоздях» – каждый шаг с трудом и болью. Было желание остановиться, пропустить всех вперёд, вытряхнуть всё из обуви и потом добежать нормально. Но финиш уже рядом – только переплыть реку. 

Закончив заплыв, участники должны были подняться по скользкому глинистому берегу и ударить в гонг. Это обозначало конец забега: «У каждого в майку с номером был вшит чип и результат фиксировался автоматически», – объясняет энергетик.

– Участники делились на команды по 20 человек – взводы, – продолжает иркутянин. – Но у каждого была своя тактика. Те, кто бежал на результат – те отрывались друг от друга. У нас в команде тоже произошло разделение. После первых двух этапов мы поняли, что на голову сильнее остальных участников группы и своей компанией из 7 человек побежали вперёд, всю трассу старались помогать друг другу – были такие препятствия, которые в одиночку не преодолеешь. Результаты команды в целом определялись по итогам финиша последнего из участников. Хотя могу сказать, что большинство участников не ставили задачу победить – главное было побороть себя и добраться до финиша.

Как говорит Евгений Колесников, участие в соревнованиях – действительно вызов, где люди проверяли свои силы и настойчивость, боролись с собой. «Люди волновались, но агрессии не было, – утверждает он. – Участников условно можно было разделить на три категории. Те, кто бежал на результат – всем правдами и неправдами. Те, кто хотел испытать себя, составили самую многочисленную группу. И ещё были люди, для кого гонка стала развлечением. Они придумывали названия команд, символику, бежали вместе, невзирая на то, что их обгоняют, на финише надевали костюмы – действительно развлекались».

– А много было тех, кто не выстоял и сошёл с дистанции? – интересуется наш корреспондент.

– Я не знаю,– отвечает мужчина. – Никто не стоял, не контролировал – формально были судьи, но право выбора – проходить или не проходить этап – оставалось за участниками. Точно так же, как и нацеленность на результат, ведь кто-то бежал, а кто-то шёл шагом, поставив себе цель дойти до конца.

При взгляде со стороны кажется, будто такие экстремальные условия могут быть опасны, однако участники соревнований говорят, что это не так.

– Безопасность была на высшем уровне,– качает головой Колесников. – Организаторы постарались: на протяжении всей трассы на каждом этапе стояли военные, врачи, инструкторы. Были контрольные пункты медицинской помощи, и даже вертолёт для оказания экстренной помощи. Кроме того, для человека более-менее подготовленного большой опасности нет, – продолжает он. – Ты же чётко представляешь, что может с тобой случиться, оцениваешь свои силы.

– А семья отпустила вас со спокойным сердцем? 

– Со спокойным, – подтверждает Колесников. – Просили, конечно, беречь себя, но не отговаривали.

На вопрос, поедет ли он ещё раз испытывать себя, если гонка станет проводиться постоянно, наш собеседник точно ответить пока не может, но уверен: всё зависит от того, что смогут предложить её организаторы в будущем.

– Если трассу будут модифицировать, менять, усложнять, – то, конечно, да, потому что второй раз проходить те же этапы и испытания неинтересно, всё ведь уже знакомо, – говорит он. – Если будут изменения, то поеду. Или когда сын подрастёт, его обязательно повезу проверить свои силы вместе – он уже расспрашивал меня о гонке, тоже хотел бы поехать – раз ему интересно, может, даже и поучаствовать, но пока он ещё формально не может это сделать по возрасту. 

– А вы его мотивируете на участие в таком соревновании?

– Детей нельзя заставить заниматься тем, что им не нравится, – объясняет собеседник. – Он занимается баскетболом – играет в сборной города. Сейчас как раз в спортивном лагере, совмещенном с ежегодным Всероссийским детским баскетбольным фестивалем. 

– Вы сами участвовали в «Гонке героев» лишь потому, что это было вам интересно? – спрашивает «Сибирский Энергетик».

– Наверное, это способ попробовать себя в чём-то ином, проверить себя, – отвечает главный инженер Иркутской ГЭС. – Просто люди выбирают разные способы это сделать.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры