издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Персональная оптимизация

  • Автор: Елена ПОСТНОВА, Егор ЩЕРБАКОВ

Улучшение производственной системы на филиале Восточных электрических сетей ОАО «ИЭСК» – в руках каждого сотрудника предприятия. Руководство филиала предложило специалистам на местах генерировать идеи по оптимизации работы. Пусть внедрение первых проектов, которые можно по старинке назвать рационализаторскими предложениями, не обходится без определённых сложностей, потенциал у персонала далеко не исчерпан.

Программа оптимизации производственной системы была внедрена в ОАО «Иркутская электросетевая компания» в начале года. На сегодняшний день в филиалах компании уже работают первые проекты, направленные на сокращение трудозатрат и, как следствие, получение экономического эффекта. Несмотря на существующую программу и единый регламент, каждому филиалу позволено выбрать свою тактику для улучшения производственной системы. Так, руководство Восточных электрических сетей ИЭСК решило сделать ставку на те идеи, которые выдвигает персонал на местах.

Знать и видеть

По словам директора филиала Алексея Садохина, политика филиала проста: качественная оптимизация производства только за счёт инициативы инженерных и руководящих специалистов невозможна, нужно привлекать рядовой персонал. «Оптимизировать производственную систему мы решили не только сверху, но и снизу, – объяснил он. – Мы считаем, что это позволит взглянуть на издержки и затраты с другой стороны. Надо признать, что сотрудники, которые выезжают в поле, порой лучше разбираются в проблемах производства. Кому как не линейному персоналу знать и видеть, какие направления нуж­даются в корректировке».

Программу улучшения производственной системы в «Восточных электрических сетях» активно внедряют с апреля нынешнего года. Всего за два месяца работы управляющий комитет филиала получил от сотрудников десятки идей по оптимизации, некоторые из них уже удалось реализовать. Для оперативного сбора рационализаторских предложений создали специальную систему. На опытном участке – производственной площадке Эхирит-Булагатского района электросетей (РЭС) – появились стенды, на которых разместили информационные материалы, посвящённые программе оптимизации производства. К ним прилагаются бланки, на которых любой сотрудник может написать своё предложение по улучшению работы своего подразделения. 

«Разработали регламент заполнения бланков; шаблоны, стандарты и примеры предложений размещены на стендах, – рассказал руководитель группы повышения эффективности производства филиала Восточных электрических сетей ИЭСК Руслан Тугушев. – Если у сотрудника появилась идея по оптимизации, ему не нужно терять время и договариваться о встрече с руководством филиала или РЭС. Специалист своё предложение записывает на бланке и опускает документ в специальное окно на стенде. Ежедневно мастер проверяет наличие предложений и оценивает их». Затем все идеи проходят отбор. Те, что заинтересовали мастера и могут быть реализованы на его уровне, внедряются. Если для этого требуются финансовые вложения и решение руководства, то предложения поступают к начальнику РЭС, а он вместе со специально созданной инициативной группой оценивает «производственное ноу-хау». Если у руководителей на местах нет полномочий для реализации предложения, начальник района электросетей выходит на руководство филиала. Затратные и масштабные проекты в обязательном порядке передают в управляющий комитет.

Тугушев, а с ним и начальник Эхирит-Булагатского РЭС Валерий Казанцев, отметил, что поначалу большая часть предложений касалась улучшения условий труда персонала. «Сотрудники филиала поняли, что появился действенный рычаг, – подчеркнул Казанцев. – Раньше не все обращались со своими идеями к непосредственному начальству. Теперь есть определенная форма предложения, регламент. В течение трёх дней после изъятия бланков на стенде появляется фотография автора и вердикт: прошло предложение или отправлено на доработку. Обратная связь налажена». 

Разорвать шаблон

Эхирит-Булагатский РЭС считается одним из показательных участков: прак­тически каждую неделю от работающего здесь персонала поступают рационализаторские предложения. Однако ошибётся тот, кто посчитает, что дело обходится без проблем. По словам Казанцева, работники этого района электросетей позитивно восприняли внедряемую программу далеко не сразу. «У нас работают 47 человек, среди которых есть как молодые специалисты, так и опытные энергетики, ветераны, – объяснил он. – Кто-то с воодушевлением воспринял новость о том, что требуются идеи по оптимизации. Но были сотрудники, которые хмурились и отвечали: «Я проработал 20 лет и дальше буду по старинке жить». 

Такие случаи не единичны. Действительно, крайне сложно менять устоявшийся образ действий и отказываться от той схемы работы, что вошла в привычку за долгие годы. И зачастую в отдалённых участках, где работают в основном «старики», новые рационализаторские предложения приходится внедрять «сверху», не только прибегая к убеждению, но и принимая жёсткие решения начальства, обязательные к исполнению всеми без исключения работниками. Где-то персонал не совсем верно понимает суть производственной системы: вместо мероприятий, позволяющих при минимальных затратах получить максимальный экономический эффект, люди выдвигают глобальные проекты, предусматривающие, к примеру, повсеместное техническое перевооружение. Расходы на них столь велики, что внедрить их в отдельно взятых Восточных электрических сетях возможности не представляется. 

Впрочем, менять отношение персонала в значительной степени позволяют тематические лекции и мозговые штурмы. «Вот недавно пригласили специалистов обсудить программу оптимизации, – привёл пример Казанцев. – Мы разъясняли, в чём плюсы внедрения рацпредложений. Доводили до персонала, что это нужно не только для компании в целом, но и для каждого сотрудника в отдельности». А последний мозговой штурм, по рассказу Тугушева, дал хорошие результаты. «Конечно, первые полчаса сотрудники приглядывались друг к другу, не торопились озвучивать свои идеи по решению производственных задач, – уточнил он. – Но как только участники освоились, остановить поток творчества было невозможно. Предложения сыпались одно за другим, мы никого не прерывали – политика мозговых штурмов подразумевает возможность высказаться каждому». Что-то из тех идей, которые прозвучали, уже внедряется, а масштабные проекты, оформившиеся по итогам обсуждения, скоро будут рассмотрены на управляющем комитете Восточных электрических сетей. 

«Весьма затруднительно в условиях необходимости выполнения плановых работ и жёстко расписанного графика постоянно проводить собрания с целью получения предложений от персонала. Первоначально наблюдалась тенденция подачи предложений руководителями подразделений от имени монтёрского состава, но постоянная работа с персоналом и координация руководителя дают свои результаты. Сотрудники сами начинают оформлять свои идеи», – отметил Тугушев. «Даже я как начальник РЭС не всегда могу объехать все объекты, где сегодня работает персонал, хотя и стараюсь максимально это сделать, но с бригадами всегда находятся мастера. Так вот, задача мастера – услышать в разговорах персонала идеи, мысли, пожелания о работе, которые, как нить Ариадны, выведут нас из «лабиринта потерь» и приведут к цели – новому, возможно требующему доработки, но всё-таки предложению. Далее мастера обрабатывают полученные предложения и мы действуем по наработанной схеме», – с улыбкой добавляет Валерий Казанцев. 

Поощрить морально и материально

По словам Валерия Казанцева, стенд производственной системы
не пустует. Практически каждую неделю мастера изымают бланки
с предложениями по оптимизации производства

В Эхирит-Булагатском РЭС идеями оптимизации производства прониклись электромонтёр, бригадир Евгений Хинхаев и мастер сетевого участка «Усть-Ордынский» Владислав Павлов. От этой дружной команды, отметил Казанцев, поступило уже несколько идей. Эффектом от реализации последней из них довольны все коллеги: творческие энергетики разработали универсальную форму для заполнения бланков в электронном виде и распечатки на номерном бланке на КТП-0,4 кВ. Как рассказал Евгений Хинхаев, раньше необходимые формы заполнялись вручную, что отнимало до часа рабочего времени. Пока мастер участка занимался оформлением документов, бригада простаивала. Соответственно, чтобы закончить работу, приходилось задерживаться после окончания рабочего времени. Теперь благодаря внедрённому предложению на заполнение бланков уходит всего 15 минут. Все переключения производятся вовремя.

«Я работаю в энергетике 21 год, все эти годы посвятил Усть-Ордынскому участку, – добавил Владислав Павлов. – Теперь при переключении мы не тратим время попусту. Я прекрасно понимаю, что от регламента отойти нельзя, невозможно полностью отказаться от документов. Но если есть возможность изменить условия труда, тем самым увеличив производительность, почему не воспользоваться ею?» Приятным бонусом для разработчиков предложения стали материальная премия и тот факт, что их фамилии разместили на стенде, посвящённом программе производственной оптимизации. Такова неотъемлемая часть си­стемы поощрения тех сотрудников, которые участвуют в этой программе. 

По расчётам Тугушева, к концу года каждый второй сотрудник Восточных электрических сетей выйдет с рационализаторским предложением. «Всего в филиале трудится 547 человек, – привёл он свои выкладки. – К концу 2014 года мы ожидаем не менее 274 предложений по улучшению от монтёров, а также не менее 84 предложений с экономическим эффектом. Подчеркну, что это только стартовые цифры, в дальнейшем они будут увеличиваться. Через пару лет мы рассчитываем в год получать по два-три предложения от каждого специалиста». Вывод простой: если бы каждый задумался над тем, как повысить эффективность своего труда, а не говорил: «Зачем мне это?», решение сложной задачи по оптимизации всего производства стало бы значительно более простым делом. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры