издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Надо обязательно иметь документ»

  • Автор: Георгий БОРИСОВ

Некоммерческое партнёрство «Гидроэнергетика России» в 2015 году намерено разработать и актуализировать несколько важных документов, регламентирующих работу гидравлических станций. Их перечень был утверждён по итогам рабочего совещания, которое состоялось на Братской ГЭС 24 июля. В нём, в частности, значатся стандарты, касающиеся проектирования и эксплуатации противопожарной защиты оборудования и производственных помещений – вещь, по признанию самих гидроэнергетиков, крайне нужная. Помимо этого решено выделить деньги на актуализацию документа по мониторингу и оценке состояния гидротехнических сооружений в процессе эксплуатации, а также разработку методических рекомендаций по планированию и управлению аварийным запасом для обеспечения безопасной работы гидротехнических сооружений. Пока проекты только рекомендованы к включению в целевые программы некоммерческого партнёрства, окончательно их судьба будет определена в декабре 2014 года.

Индивидуальный подход

Работа столь сложного инженерного сооружения, как гидроэлектростанция или крупная плотина, строго регламентируется множеством документов. Уследить за всем невозможно, поэтому даже в таком огромном количестве официальных текстов встречаются значительные пробелы. 

Так, главный инженер Нижнекамской ГЭС Рамиль Марданов рассказал, что в ОАО «РусГидро» нет действующего на уровне стандарта организации нормативно-технического документа, который регулировал бы эксплуатацию и техническое обслуживание установок противопожарной защиты оборудования, производственных помещений и кабельных сооружения гидростанций, а директор Юмагузинской ГЭС Сергей Маликов добавил, что и в масштабах страны нет единого стандарта, регламентирующего их проектирование. «Вопрос актуален и для нас, – констатировал заместитель главного инженера по электротехнической части ОАО «Иркутскэнерго» Константин Молодкин. – Мы по линии Ростехнадзора столкнулись с индивидуальными техническими условиями. Пытаемся какими-то своими внутренними документами на уровне указаний главного инженера этот вопрос урегулировать и принять типовые решения для своих тепловых станций и гидротехнических сооружений». 

Проблему усугубляет сама конструкция гидравлических станций, которые являются многоярусными – та же Юмагузинская ГЭС насчитывает восемь этажей, не говоря уже о более высоких сооружениях. «Многие функции исполняются дистанционно, и влияние внешних факторов вроде задымления может негативно сказаться на надёжной работе всей ГЭС, – пояснил Маликов. – Раньше персонал мог локализовать место возгорания, но если возгорание случится, например, в кабельной шахте под щитом управления, то последствия могут быть плачевными. Эти моменты на сегодняшний день не отражены ни в одном документе». Поэтому в ООО «Башкирская генерирующая компания», в состав которого входит Юмагузинская ГЭС, предложили разработать сразу два документа, названия которых говорят сами за себя. Один из них именуется «ГЭС и ГАЭС. Установки противопожарной защиты оборудования, производственных помещений и кабельных сооружений. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Объёмы, нормы и требования». Название другого – «ГЭС и ГАЭС. Проектирование установок противопожарной защиты оборудования, производственных помещений и кабельных сооружений. Общие технические требования, типовой состав и функции». 

Первый может быть разработан и принят в качестве стандарта организации. Второй, как посчитал исполнительный директор НП «Гидроэнергетика России» и директор по технической политике «РусГидро» Расим Хазиахметов, должен иметь более высокий ранг национального стандарта или регламента МЧС России. «В части, касающейся противопожарной безопасности, надо обязательно иметь нормативный документ, – заключил он. – Те, кто постарше, знают, что мы наши системы с воды на пену, а потом на распылённую воду переводили раза четыре, потому что возникал вопрос о том, что та или иная система пожаротушения более эффективна. И те, кто не успевал выполнить этот переход, оставались в дураках. Поэтому предлагаю в рамках реализации прозвучавших предложений решать, какого уровня нормативный документ мы будем разрабатывать и каким образом будет организован процесс его внедрения». 

В пределах разумного

Другой проект, включённый в список приоритетных, предполагает обновление стандарта организации по нормам и требованиям к мониторингу и оценке технического состояния гидротехнических сооружений, который был принят ещё в 2009 году. Дело в том, что в случае с «РусГидро» 8% из них официально выработали срок службы, который необходимо продлевать, исходя из их реального состояния, а не каких-то формальных критериев. Эту идею и предложено отразить в новой редакции стандарта. 

Помимо этого в 2015 году планируют приступить к разработке методических рекомендаций по планированию и управлению аварийным запасом материально-технических средств и оборудования для обеспечения безопасной работы гидротехнических сооружений. Действующее законодательство и существующие типовые инструкции по эксплуатации гласят, что на случай повреждения плотины должен быть резерв тех же строительных материалов и техники. Согласно приказу Ростехнадзора, при составлении декларации гидротехнического сооружения обязательно нужно проанализировать, достаточен ли он и насколько готов к использованию в случае чрезвычайной ситуации. Однако нигде не сказано, какой объём аварийного запаса считать необходимым и что должно в него входить. 

В связи с этим в ОАО «Генерирующая компания», к генерирующим мощностями которого относится Нижнекамская ГЭС, предложили разработать документ, где содержалась бы методика  расчёта резерва или некие укрупнённые значения для гидротехнических сооружений разных типов. В нём же необходимо определить полный перечень материалов, инструментов, средств индивидуальной защиты, специальной техники, автотранспорта и плавсредств, которые нужно задействовать при ликвидации чрезвычайной ситуации, и решить множество других вопросов, так или иначе связанных с формированием, хранением и использованием аварийного запаса. И всё это для того, чтобы собственник гидротехнического сооружения мог документально доказать надзорным органам его достаточность. 

– Единой системы нет, и то, что она нужна, – это правильный, справедливый подход, – согласился Хазимахметов с авторами проекта. – Вопрос заключается в том, чтобы её появление не продемонстрировало неразумность самого требования нормативного документа: представьте себе, что придётся на берегу хранить два миллиона кубометров инертных материалов, которые понадобятся с вероятностью раз в тысячу лет. Давайте договоримся об исходных условиях, на основании которых этот документ будет формироваться, с учётом того, что нам точно придётся согласовывать его с надзорными органами, а они будут стремиться к тому, чтобы всё выполнялось в строгом соответствии с текстом, тогда как мы будем настаивать на том, чтобы всё было разумно.

Впрочем, пока разработку стандарта по расчёту аварийного запаса, равно как и других документов, лишь рекомендовали включить в перечень приоритетных проектов НП «Гидроэнергетика России» на 2015 год. Решение о том, включить ли их в целевые программы партнёрства, его наблюдательный совет примет в декабре нынешнего года. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры