издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Профессиональная этика – необходимый регулятор в механизме предприятия

  • Беседовала:  Александра БЫКОВА

Ярко-оранжевые плакаты «Неравнодушная линия» невольно обращают на себя внимание. «Что это? Для кого она? Что такое профессиональная этика?» – интересуются работники ГК «ВолгаЭнерго». Чтобы внести ясность, за комментариями по этому вопросу мы обратились к руководителю Группы компаний Наталье Назаровой.

– Наталья Васильевна, расскажите, как коллектив принял нововведения и как вы лично отнеслись к ним? 

– Профессиональная этика – отнюдь не новинка, а основа, которая всегда являлась и является одним из важнейших компонентов нашей деятельности, регулятором социально-профессионального взаимодействия. На данном этапе, мы, скажем так, узаконили «отношения», официально введя в жизнь коллектива свод этических стандартов. 

– Очевидно, что коллективу понадобится время, чтобы осознать эти правила, запомнить, научиться их применять…

– А я думаю, что сложностей с пониманием быть не должно: ведь многое лежит на поверхности. Кодекс корпоративной этики – это набор требований и ожиданий компании-работодателя к каждому сотруднику – от рядового до «топов». Каждый из нас, принимая решение, заниматься ли ему самостоятельно бизнесом или работать по найму в компании, уже делает выбор.

– Какой именно?

– Нужно понимать, что, если речь идёт о найме, то риски и ответственность, связанные с ведением бизнеса, лежат на компании, а работник при этом соглашается на определённые условия, выдвигаемые работодателем. Рассмотрим взаимоотношения «работодатель – наёмный работник» на простейшем примере, когда каждый из нас бывал в роли работодателя. Например, приглашая мастеров для ремонта квартиры, что мы хотим в итоге? Качественный ремонт за умеренную рыночную цену, в срок и в заданных объёмах, рационального использования предоставленных нами работникам материалов и энергоресурсов, бережного отношения к имуществу, «хозяйскому» и коллективному, мира с соседями и прочих вполне разумных вещей. Вот и крупная компания, принимая нас на работу, выдвигает определённые требования, обозначает свои обязательства этического плана перед работниками компании, её клиентами, партнёрами и обществом, чётко называет в Кодексе свои ценности. При этом компания ожидает от работников и руководителей всех уровней выполнения определённых стандартов поведения в процессе производственной деятельности, в том числе при взаимодействии с другими работниками, контрагентами, партнёрами и органами власти. Принятый документ весьма подробен, но в то же время универсален, ориентирован на каждого. Изучая данный документ, каждый найдёт в нем положения, которые касаются именно его деятельности. А если работник затрудняется соотнести то или иное требование кодекса к своей деятельности или ситуации, в которой он оказался, или усматривает, что иные работники пренебрегают положениями Кодекса, в помощь каждому предусмотрен комплекс мер, позволяющих разрешить проблемы этического плана. 

– Какими могут быть эти меры? 

– Согласно Кодексу в группе компаний «ВолгаЭнерго» выбран уполномоченный по этике – это ответственный работник с богатым опытом работы в энергетической отрасли, хорошо зарекомендовавший себя по многим аспектам, которого знают и уважают в ГК. В его обязанности входит разъяснение положений Кодекса в коллективах, приём всеми видами связи обращений от работников компании (телефон, личная встреча, электронное письмо, почтовое сообщение) и их проработка. Под моим личным контролем проходит доведение до коллектива положений Кодекса и информации о каналах связи работника с уполномоченным по этике группы компаний «ВолгаЭнерго», именуемых в целом «Неравнодушная линия». Работа уполномоченного по этике курируется и мной лично, и уполномоченным по этике управляющей компании En+. Ни одно обращение не должно остаться без внимания. Пусть кто-то скажет, что пока, в ряде случаев, реальность далека от идеалов и ценностей, провозглашённых в Кодексе, но не зря существует поговорка: «Москва не сразу строилась». Уверена, что, последовательно выполняя нормы и правила Кодекса, мы создадим в наших коллективах ещё более комфортную, доверительную и доброжелательную атмосферу, основанную на порядочности, взаимопонимании и высоких этических принципах. 

– С очевидными примерами всё понятно. Но ведь есть и сложные вопросы, где не всё так однозначно. Как быть с ними?

– Разумеется, есть и такие. Именно для этого настоятельно рекомендую обращаться к уполномоченному лицу, в чьи функции, в том числе, входит разъяснение подобных ситуаций, у которого можно спросить совета, проконсультироваться по тому или иному вопросу, сообща найти решение.

– Нет ли риска, что ограничения, установленные Кодексом, не самым положительным образом скажутся на работе коллектива?

– Профессиональная этика – не палки в колёса предприятия. Нужно понимать, что свод этических правил – это некий регулятор в механизме предприятия, который помогает поддерживать необходимый для его работы баланс. Этика и мораль – удивительные феномены, которые не прикреплены ни к какому социальному учреждению, их нельзя потрогать руками, и, тем не менее, они являются реальным компонентом социальной жизни, без которых в современном мире, увы, нельзя ни жить, ни работать. Этический свод правил даёт нам определенный алгоритм, подсказку, как нужно действовать в ситуациях, которые связаны с нашей профессиональной деятельностью, не ущемляя при этом ни свои права, ни интересы организации. 

Каждый из нас должен чётко осознавать, что мы – представители крупнейшей энергетической компании в России, работать в которой престижно, модно и выгодно. Мы представляем её интересы, мы её «лицо», и зачастую именно по нашим действиям, манере общения, ведения дел, даже по внешнему виду судят и о ней. В конце концов, эта компания даёт нам хорошую работу, стабильную зарплату, социальные гарантии, беря на себя многие затраты и риски, и она вправе требовать определённого соответствия установленным в ней стандартам и правилам. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры