издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Позади пять лет и сорок миллиардов

Работы по восстановлению Саяно-Шушенской ГЭС вышли на финишную прямую

  • Автор: Георгий БОРИСОВ

Завершается монтаж машины под вторым станционным номером – той самой, на которой утром 17 августа 2009 года оборвало шпильки крепления крышки турбины, что и привело к аварии пятилетней давности. Ввести машину в эксплуатацию планируют в конце нынешнего года, как то и предусмотрено графиком восстановления станции.

Специалисты, отвечающие за восстановление и комплексную модернизацию «Саянки», уже закончили монтировать обмотку статора гидроагрегата № 2. Помимо этого уже завершена наладка элегазового генераторного выключателя, идёт установка турбинного подшипника и вспомогательного оборудования. Пресс-служба ОАО «РусГидро» подчёркивает: качеству работ уделяют особое внимание, поэтому на каждом промежуточном этапе техника проходит полный спектр испытаний и обследований. Последний шаг в восстановлении гидроагрегата – установка на штатное место ротора. Его уже собирают на монтажной площадке машинного зала вместе с подпятником и верхней крестовиной. 

«Всё оборудование гидроагрегата является абсолютно новым и отвечает самым современным требованиям надёжности и безопасности, – сказано в сообщении компании. – Вопросам безопасности было уделено особое внимание, при разработке конструкции агрегата были в полной мере учтены уроки аварии». В значительной степени изменились системы автоматического управления и защит агрегатов: все машины оснащены оборудованием, позволяющим в случае нештатной ситуации отключить их автоматически одновременно со сбросом аварийно-ремонтных затворов. Изменилась конструкция рабочих колёс – у них 15 лопастей вместо 16, что вкупе с другими новшествами даёт улучшение вибрационного состояния, уменьшение кавитационного износа и расширение рабочей зоны. А для создания оптимального гидравлического режима работы турбины в отсасывающей трубе смонтированы специальные стабилизирующие ребра. 

Гидроагрегат № 2 оставили напоследок неспроста – именно на нём произошёл обрыв шпилек крышки турбины, приведший к трагедии 17 августа 2009 года, так что он в наибольшей степени пострадал от аварии. Повреждённым оказалось не только его оборудование, но и строительные конструкции. Меньше всех зацепило гидроагрегат под шестым номером, который в момент катастрофы был выведен в ремонт. Чуть больше досталось соседней, пятой машине. Обе были повреждены, но объём восстановительных работ был сопоставим с тем, что нужно выполнить во время капитального ремонта. Гидроагрегат № 6 был включён в сеть всего через полгода после аварии, а до конца 2010 года заработали четыре турбины из десяти, установленных изначально. На этом завершился первый этап восстановления «Саянки». Второй, длившийся два года, предусматривал полную замену ещё четырёх гидроагрегатов, носящих первый, седьмой, восьмой и девятый станционные номера. В 2013 году начали менять те машины, которые были запущены после ремонта в 2010 году. В свою очередь на 2014 год оставили третий и второй гидроагрегаты (именно в таком порядке их запускают по графику восстановления Саяно-Шушенской ГЭС). Один из них уже введён в работу, последний, согласно планам гидростроителей, поставят под нагрузку в конце нынешнего года после проведения полного комплекса пусконаладочных испытаний. Расходы на восстановление станции изначально оценивались в 40,9 млрд рублей, других сумм пока не называли. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры