издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Никаких противоречий не может быть»

Второе чтение законопроекта об Уставном суде будет слушаться на этой сессии ЗС. На прошлой неделе комитет по госстроительству, где должны были быть рассмотрены документы, сорвали депутаты. Не явились Олег Кузнецов, Нина Чекотова, Анастасия Егорова и Андрей Чернышёв. Их коллега, депутат Владимир Матиенко, на комитет как раз пришёл. Он сообщил, что в этот день должна была рассматриваться поправка спикера Людмилы Берлиной о переносе срока начала работы Уставного суда с 2015 на 2016 год. Из-за срыва заседания комитета закон не попадал на сессию 26 ноября. Заседание комитета, которое должно было состояться 24 ноября, сначала было объявлено перенесённым на 1 декабря и в этот же день комитет созвали снова. Глава области Сергей Ерощенко, по чьей инициативе развернулась работа по скорейшему созданию в области Уставного суда, слухи о конфронтации со спикером ЗС опроверг, заметив, что в таких серьёзных вопросах неизбежна дискуссия.

Блок законопроектов об Уставном суде в Иркутской области был принят на октябрьской сессии ЗС в первом чтении. Законопроекты были подготовлены Институтом регионального законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. Согласно закону об Уставном суде Иркутской области, этот суд входит в систему органов власти Иркутской области и иных госорганов региона, является частью судебной системы РФ, обладает правами юридического лица. Как прописали авторы закона, суд имеет целью «защиту основ конституционного строя, прав и свобод граждан», обеспечивает действие Устава Иркутской области. «Уставный суд Иркутской области решает исключительно вопросы права и не вмешивается в политические отношения, – подчеркнули авторы проекта. – Уставный суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов». Уставный суд не рассматривает дела, отнесённые к компетенции Конституционного суда РФ и других судов. 

В компетенцию суда входит рассмотрение дел о соответствии Уставу Иркутской области региональных законов, нормативных правовых актов, выпущенных ЗС, губернатором и правительством, министерствами и иными исполнительными органами власти, а также их должностными лицами. В перечне документов, дела по которым могут быть рассмотрены в Уставном суде, также уставы муниципалитетов и их иные нормативно-правовые акты, договоры и соглашения, заключаемые от имени региона, от имени органов гос­власти и иных государственных органов Иркутской области. Суд вправе разрешать споры о компетенции между органами госвласти, иными государственными органами Иркутской области, между органами гос­власти и местной властью. Среди прочего в компетенцию суда входят дела об официальном толковании Устава Иркутской области. Уставный суд, прийдя к выводу о несоответствии Конституции РФ Устава Иркутской области, закона или отдельных положений в применении к рассматриваемому делу, вправе обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности этих документов или их отдельных положений. Правовые акты, договоры, соглашения или их отдельные положения, признанные судом не соответствующими Уставу Иркутской области, законам региона или иным нормативно-правовым актам, утрачивают силу с момента принятия соответствующего решения Уставным судом, если не установлен оговорённый законом более поздний срок «утраты силы». Органы госвласти, муниципальной власти после решения Уставного суда, требующего от них корректировки документов или создания новых законопроектов, актов, должны осуществить эту работу не позднее двух месяцев со дня принятия решения.  

Уставный суд, согласно законопроекту, состоит из пяти судей, он вправе рассматривать дела и принимать решения только при наличии в составе коллегии не менее трёх судей. Все решения принимаются коллегиально, рассмотрение дел проводится открыто. В ряде случаев могут проходить и закрытые заседания: когда дело касается охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. 

Судьёй может стать гражданин РФ, соответствующий требованиям ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации», достигший ко дню назначения возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в юриспруденции не менее пяти лет. В законе достаточно широкий список тех организаций и групп, которые могут вносить кандидатуры, включая депутатов ЗС, представителей муниципальных районов и округов, судейского сообщества, а также научных и образовательных организаций, занимающихся вопросами права. Избрание судей предполагается на конкурсной основе, назначение на должность – областным парламентом по представлению губернатора (каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием). Срок полномочий судьи – 10 лет, возрастное ограничение – 70 лет. Председатель суда и его заместитель назначаются также ЗС по представлению главы области из числа судей сроком на пять лет. Судья Уставного суда несменяем, не может быть переведён на другую должность или в другой суд без его согласия, его полномочия могут быть приостановлены или прекращены только на основании положений данного закона (например, в результате дисциплинарного взыскания, безвестной пропажи, заведения на судью уголовного дела). «Полномочия Уставного суда Иркутской области не ограничены определённым сроком», – значится в документе. Авторы закона полагают, что судья должен быть приведён к должности через присягу, текст присяги также помещён в текст закона. 

Суд должен начать работу с 1 января 2015 года. Параллельно с основным законопроектом об Уставном суде должен быть принят ряд других законов: «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области по вопросам организации и деятельности Уставного суда…», «О материальном и социальном обеспечении судей Уставного суда», «Об отдельных вопросах обеспечения доступа  информации о деятельности Уставного суда…», а также перечень нормативно-правовых актов. Финансирование Уставного суда должно осуществляться за счёт областного бюджета. Согласно финансово-экономическому обоснованию, приложенному к законопроекту, в 2015 году понадобится около 32,5 млн рублей. 

На прошлой неделе должно было состояться заседание комитета ЗС по госстроительству, где планировалось рассмотреть законопроект об Уставном суде во втором чтении. Однако заседание комитета не состоялось, поскольку не явились практически все депутаты. На месте оказались только председатель Борис Алексеев и депутат Владимир Матиенко. Олег Кузнецов от ЛДПР, Нина Чекотова, Анастасия Егорова и Андрей Чернышёв от «Единой России» не пришли. Как сообщил Владимир Матиенко, на комитете должна была быть в числе прочих рассмотрена поправка спикера ЗС Людмилы Берлиной. Спикер указывала на то, что 32,5 млн рублей, которые предполагается заложить в бюджете на Уставный суд, более необходимы для покупки жилья для сирот. И предложила срок начала работы суда перенести – с 1 января 2015 года на 

1 января 2016 года. Однако, поскольку заседание комитета не состоялось, на сессию 26 ноября этот вопрос вынесен не будет. В понедельник пресс-служба ЗС сначала разослала информацию о переносе заседания комитета с 24 ноября на 1 декабря, таким образом, закон об Уставном суде не попадал на ноябрьскую сессию, а потом – о том, что комитет всё же состоится и этот вопрос в повестке стоит. По информации «Конкурента», три депутата – Нина Чекотова, Анастасия Егорова и Олег Кузнецов, – не пришедшие на заседание комитета, потребовали срочного проведения его именно 24 ноября и проголосовали за это, поскольку в комитете шесть депутатов, трое образовали кворум. «Видимо, с ними поговорили и убедили, что поправка Берлиной должна быть рассмотрена в ноябре, а сам закон должен быть одобрен ко второму чтению и вынесен на эту, ноябрьскую сессию», – сказал член комитета Матиенко.  

Глава региона Сергей Ерощенко публично опроверг распространяемые слухи о противостоянии правительства и депутатов Законодательного Собрания по закону об Уставном суде. «С Людмилой Михайловной у нас никаких противоречий не может быть, потому что мы вместе с ней пришли на выборы в Законодательное Собрание, – цитировало главу региона агентство «Иркутскмедиа». – Естественно, у нас есть дискуссии, они идут постоянно, в рабочем порядке, мы их всегда берём за основу. Основой нашей работы является как раз консолидированная позиция, и все дискуссии, как правило, заканчиваются хорошим решением. В данном случае мы с Людмилой Михайловной много об этом говорим, и мы сделаем Уставной суд именно таким, каким он нужен населению Иркутской области. Многим бы хотелось, чтобы между нами были противоречия. Но я скажу, что для этого нет объективных причин». 

В понедельник на обсуждение комитета по госстроительству было внесено три поправки, касающиеся сроков начала работы Уставного суда: первая от Людмилы Берлиной, предлагавшей перенести дату на 1 января 2016 года; вторая от коммунистов, где фигурировал 2017 год, и поправка губернатора – о работе суда с 1 января 2015 года. За поправку Берлиной проголосовали 2 из 5 присутствовавших на комитете депутатов – Борис Алексеев и Владимир Матиенко, трое остальных отдали голоса за поправку губернатора. В итоге на сессию законопроект вынесен во втором чтении с учётом одобренной поправки губернатора и отклонённой поправки Берлиной.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры