издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы не хотим становиться горожанами»

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Село Мамоны в Иркутском районе сегодня практически слилось с областным центром. Километр от объездной дороги Ново-Ленино – и другой населённый пункт. Не так давно компании-застройщики облюбовали территорию села: предложили на зелёных пустошах построить высотные жилые комплексы. Село планируют превратить в город-спутник Иркутска на 120 тыс. человек. На днях местная администрация на публичных слушаниях представила жителям проект внесения изменений и дополнений в генплан муниципального образования. Местные оказались не в восторге от открывающихся перспектив.

Курс на городские стандарты

Пока чиновники и общественные деятели обсуждают варианты возможной агломерации Иркутска, Иркутского района и Ангарска, бизнес уже приступает к фактической реализации слияния муниципальных образований. Так, село Мамоны, в котором сегодня, по официальным данным, проживает почти пять тысяч человек, облюбовали строительные фирмы. Они предлагают небольшой населённый пункт превратить в промышленный микрорайон Иркутска или город-спутник. 

Во вторник, 2 декабря, администрация Мамонского муниципального образования на публичных слушаниях представила местным жителям и собственникам земель проект изменения генплана населённого пункта. На схеме были отражены функциональные зоны; никакого чёткого расположения социальных объектов, жилых комплексов, общественных мест представлено не было. Генплан и не подразумевает таких точностей. Впрочем, местные жители даже такому скучному, на первый взгляд, документу уделили особое внимание: на слушания пришло более шести десятков человек. «Жаль, никаких объявлений на улице не было о предстоящих слушаниях. Говорят, в газете местной информация проходила, но на официальные сообщения никто толком внимания не обращает», – переговаривались перед началом общественных слушаний в Доме культуры участники. 

На распечатки нового генплана, которые местная администрация специально заранее разместила в концертном зале, жители практически не смотрели. Все ждали выступления разработчиков нового генплана из новосибирской фирмы ООО «Концепт-Проект». Специалист компании-подрядчика Роман Шакиров первым делом отметил, что площадь проектируемого города, по сравнению с существующим посёлком, увеличится почти в два раза – с 1300 до 2465 га. Населённый пункт разрастётся за счёт земель сельхозназначения. Частные коттеджи никто двигать не собирается, успокоили проектировщики. После внесения изменений и дополнений в генплан Мамонского поселения земли современного сельскохозяйственного назначения можно будет использовать под перспективное жилищно-гражданское и производственное строительство. Это и есть основная цель разработчиков поправок. «Исходя из проектной численности населения, территория формируется по стандартам городского населённого пункта», – уточнил Роман Шакиров.

За несколько лет пятитысячный посёлок планируется превратить в город с населением 119,5 тыс. человек. Развитие населённого пункта будет по­этапным. Первым делом должно по­явиться предприятие по производству железобетонных изделий и новой блочно-модульной ТЭЦ. Оба объекта планируется разместить в самом начале посёлка на восточной промплощадке, рядом с развязкой объездной дороги Ново-Ленино. Параллельно с этим строители приступят к возведению жилых объектов: многоэтажной застройки общей площадью 300 тыс. квадратных метров и малоэтажной площадью ­60 тыс. квадратных метров. Если рассчитывать по нормативам 25 квадратов на человека, то уже к завершению первого этапа в городе будет жить 16 тыс. человек. 

На следующих этапах строительства упор будет сделан именно на жилую застройку. Всего проектом предусматривается возведение 3238 тыс. квадратных метров жилья в многоэтажной застройке и ещё 60,1 тыс. квадратов в индивидуальной. Примечательно, что один из микрорайонов появится на месте разрушенной молочно-товарной фермы. Объект стоит заброшенным с 1994 года, с тех пор, когда здесь разбился самолёт Ту-154. 

«На каждом этапе предусматривается размещение необходимых объектов социально-культурно-бытового обслуживания повседневного пользования в полном объёме согласно действующим нормативам», – отметил проектировщик. Впрочем, пока нет не только планирования размещения детских садов, школ, поликлиник и больниц, но и не определено даже их количество. Данные появятся только после того, как будет утверждён генплан и застройщик представит проект жилых комплексов.

Зато уже сегодня архитекторы могут говорить об инфраструктурной обеспеченности обновлённого населённого пункта. Например, сегодня все дома в посёлке имеют скважины или колодцы. Но местные жители говорят, что запасы истощаются, во многих дворах вода пропадает. Централизованное водоснабжение города будет зависеть от насосной станции подкачки, расположенной в 9-м Советском переулке в Иркутске. Также в будущем городе централизованной будет и система хозбытовой канализации. «Собранные сточные воды через две канализационно-насосные станции будут уходить в коллектор, прокладываемый на пересечении улицы Розы Люксембург и 21-го Советского переулка (Ново-Ленино). Далее воды будут уводиться на КНС № 18», – добавил докладчик. Кроме того, планируется и создание закрытой ливневой канализации. Стоки также собираются направлять в ливнёвки Иркутска. Проектировщики заверили, что инфраструктура областного центра выдержит увеличение нагрузок: расчёты проводились на основе данных, предоставленных иркутским МУП «Водоканал». 

Тепло- и электроснабжение города предполагается осуществлять за счёт новой блочно-модульной ТЭЦ. Теплоисточник будет работать на угле, но рассматривается вариант и перевода его на голубое топливо, если газ придёт на данную территорию. 

Посёлок Мамоны находится на достаточно ровной местности, однако есть территория, которую периодически подтапливает паводковыми водами. Местные жители на общественных слушаниях даже не сразу поняли, что речь идёт об участке недалеко от железнодорожных путей. Территория удалена от посёлка, сюда даже скот не водят пасти. Но когда город разрастётся, ему понадобится дамба, чтобы защитить окраины от паводка. Проектировщики предусмотрели и это. 

«Давайте откажемся от производства»

Алёна Ткач попыталась убедить селян в том, что будущий город не обойдётся без технопарка. Не все жители согласились с её мнением. Впрочем, решение публичных слушаний носит лишь рекомендательный характер

Вопросы расположения жилищной застройки в новом городе, промплощадок для завода ЖБИ и ТЭЦ не вызвали у слушателей никаких нареканий. Больше всего участников волновал фиолетовый квадратик внизу схемы генплана, который был кратко подписан «Технопарк». «Чем он будет отличаться от простого парка? Почему он на карте обозначен тем же цветом, что и завод ЖБИ или ТЭЦ? В чём подвох?» – заволновалось старшее поколение. Роман Шакиров терпеливо объяснил, что здесь предусматривается промышленная зона с производством второго класса опасности. После этих слов по залу пронёсся недовольный гул. 

«Что значит «второй класс опасности»? Что здесь будет размещаться? Мусорный завод, свалка? Нам нужно знать, что разместится в этом технопарке», – категорично заявил местный депутат Василий Коноваленко. Вопрос поддержали и другие слушатели. Опасения жителей небезосновательны. С 2012 года областные власти, администрации Иркутска, Шелехова, Ангарска, Иркутского, Шелеховского и Ангарского районов обсуждают размещение на границе посёлка полигона твёрдых бытовых отходов или мусороперерабатывающего предприятия. Селяне опасаются не только вредных газов такого производства, но и попадания заражённых стоков в почву, грунтовые воды, а значит, и колодцы. 

Глава муниципального района Алёна Ткач попыталась успокоить участников общественных слушаний. «Сейчас мы всего лишь определяем функциональные зоны. Если когда-нибудь к нам, например, придёт кирпичный завод или керамический, он сможет разместиться только на подходящей промплощадке, которая определена генеральным планом. Если генпланом заранее не будет зарезервирована промышленная зона, то плохое или хорошее, вредное или нет производство к нам не придёт», – отметила мэр. 

Однако до конца жителей посёлка слова Ткач не убедили. Напротив, селяне даже предложили и вовсе отказаться от технопарка, обезопасив тем самым город от вредного воздействия любого производства. На что глава муниципального образования резонно ответила: стотысячное население города должно работать в своём населённом пункте, а не ездить по километровым пробкам трудиться в областной центр или в другие рядом расположенные города. Таким образом, технопарк будет решать в первую очередь вопрос трудоустройства жителей проектируемого города. 

Спор между жителями и администрацией продолжался долго. Никто не хотел идти на уступки. В конечном счёте общественные слушания признали состоявшимися, селянам предложили в письменном виде представить свои замечания к проекту. Вплоть до 21 декабря генплан будет корректироваться и параллельно согласовываться с правительством области. «Не хотим мы становиться горожанами. Какой нам от этого интерес? Транспортный налог выше, электроэнергия дороже», – говорили, уходя, слушатели. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры