издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Найти свою орбиту

На иркутском музыкальном небосклоне появилось новое имя: аккордеонист Евгений Волчек. Собственно, музыкантам-профессионалам нынешний четверокурсник отделения русских народных инструментов Иркутского колледжа имени Фридерика Шопена хорошо известен. После окончания музыкальной школы № 1 Евгений поступает в музыкальный колледж в класс заслуженного работника культуры России, лауреата международных конкурсов и руководителя «Байкал-квартета» Вячеслава Соколова. Известный музыкант и педагог сумел разглядеть в скромном пареньке из Ленинского района Иркутска настоящего виртуоза, глубокого мыслящего музыканта. И, что называется, стал щедро делиться своим богатым исполнительским опытом.

– С первых дней обучения в нашем колледже было видно: у Жени хорошая подготовка, – отметил Вячеслав Георгиевич. – И к тому же его в детской музыкальной школе, что называется, не передержали, вовремя направили к нам (сейчас программа позволяет заниматься в музыкальной школе и семь, и восемь, и даже девять лет, что не всегда положительно отражается на ребёнке). За всё это надо сказать большое спасибо его преподавателю по аккордеону Ольге Ивановне Орловой. Возможность расти творчески, двигаться всё дальше и дальше нужна молодому музыканту как воздух. Здесь, в колледже, это хорошо видно. 

В многоголосии музыкальных звуков, доносящихся из плотно закрытых учебных классов иркутского колледжа, ясно различимы распевные голоса баяна и аккордеона. Растущая популярность этих инструментов привлекает исполнительскую молодёжь. Здесь, в колледже, ребята при известном трудолюбии и прилежании довольно быстро овладевают разнообразными исполнительскими навыками и под руководством опытных преподавателей штурмуют вершины исполнительских Олимпов. Тот же Евгений Волчек в минувшем году стал лауреатом конкурса в Красноярске, а в марте уходящего 2014-го поднялся на первую строчку лауреатского рейтинга в своей возрастной группе. Первое место в престижном международном конкурсе «Найдал» (Улан-Удэ) – отличный результат 19-летнего музыканта! И, разумеется, преподавателя, без труда и мастерства которого вряд ли был бы возможен стремительный взлёт его ученика. 

Демократичность, популярность аккордеона и баяна широко известны. Ещё в начале XIX века на европейских эстрадных подмостках появился музыкальный инструмент, в котором звук извлекался нагнетанием воздуха, проходящего через металлические пластинки. Нажимаешь клавиши пластинок – рождается звук. Это гениальное изобретение, получившее название аккордеон, в середине XIX столетия звучало уже во многих европейских странах, в том числе и России, позже его облюбовали жадные до всяких интересных новинок американцы. Словом, к сере-

дине минувшего века аккордеон стал одним из самых популярных музыкальных инструментов в мировой исполнительской практике. Ещё более стремительный путь прошёл современный баян: от своего прототипа – четырёхрядной петербургской гармоники 1900-х годов – до сложнейших усовершенствованных конструкций баяна начала XXI века. Что открыло широчайшие возможности для «вторжения» в не исполнявшуюся до сих пор литературу на баяне и аккордеоне (произведения И.С. Баха, например) и появления блестящих виртуозов-исполнителей. Путь к вершинам исполнительского мастерства иркутянин Вячеслав Соколов определяет так: труд, труд и ещё раз труд. 

– Евгений меня порадовал и тем, что с первого курса проявил замечательную способность впитывать в себя новые знания, – рассказал Вячеслав Георгиевич. – Он взялся за учёбу очень цепко, проявив ещё одно замечательное качество – трудолюбие, быстро адаптировался к новым условиям. Однако я понимал: должно пройти некоторое время, чтобы этот студент наработал определённую исполнительскую базу, опираясь на которую можно давать ему более сложную и интересную программу. И речь даже не столько о технической подготовке, сколько о художественно-интеллектуальной наполняемости произведений. Современная музыка как для баяна, так и для аккордеона очень объёмная, она наполнена скрытыми смыслами, подтекстами, многоголосием, которые нужно видеть и слышать. И, разумеется, воспроизвести. 

Сегодня подобные произведения – важнейшая часть репертуара выпускника Иркутского музыкального колледжа Евгения Волчека. К примеру, в оригинальном произведении французского композитора Анжелиса «Из глубины души» к красочной палитре звуков добавлен голос музыканта-исполнителя. Напряжённое, объёмное звучание инструмента завораживает слушателя, создавая почти живописный эффект. «Это произведение для зрелого музыканта, – пояснил Вячеслав Соколов. – Здесь на первом плане не технические задачи, а смысловые, художественные. Такие произведения нужно вообще рассматривать ещё и с точки зрения колорита, звукописи. Для современного исполнителя важны живописные ассоциации, связь с другими видами искусств. В музыке нельзя видеть только ноты». 

Евгений Волчек ведёт активную концертную деятельность. Иркутяне слышали его выступления не только в концертном зале колледжа, но и на филармонической сцене. А недавно он сыграл большую программу (из двух отделений!) в детской школе искусств Байкальска, где продемонстрировал и прекрасное владение инструментом, и великолепную технику, и богатейшую художественно-эмоциональную составляющую исполненных произведений. К тому же Евгений приготовил для байкальчан ещё один подарок: он сам комментировал исполняемые произведения – глубоко, ярко, интересно. Ребята и взрослые, собравшиеся на концерт молодого аккордеониста, что называется, ловили каждый звук, каждое его слово. Программа концерта включала широкий круг композиторов XVIII-XXI веков: от Баха (прелюдия и фуга соль мажор из 2-го тома «Хорошо темперированного клавира») до Анжелиса и Гальяно, а также произведений Семёнова, Дранги, Черникова (концертные пьесы на темы народных песен). 

В приветственном слове к молодому исполнителю директор ДШИ города Байкальска Т. Астахова сказала: «Мы все, присутствовавшие на концерте Евгения в нашей школе, получили огромное удовольствие. В его музыке нет школярства, это настоящее профессиональное исполнение. Восхищают тонкое понимание и филигранная отделка исполняемых произведений, их эмоциональное переживание. Всё это – признаки высокого профессионализма».

Как сложится дальнейший творческий путь молодого аккордеониста, по силам ли ему долгая и сложная дорога к вершинам исполнительского мастерства? Уверена: ответ здесь, безусловно, утвердительный. Залог тому – трудолюбие, профессионализм и любовь к музыке Евгения Волчека и его педагога, замечательного музыканта Вячеслава Соколова. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры