издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нижний бьеф без воды не оставят

Правительство РФ определило, что зимой 2014-2015 годов допустимый уровень Байкала может опуститься ниже 456 м в Тихоокеанской системе высот – предела, заданного четырнадцать лет назад. Соответствующее постановление премьер-министр Дмитрий Медведев подписал ещё 4 февраля, опубликовано оно было шестью днями позднее. Минимальная граница для озера в нём не задана, сказано лишь, что уровень воды должен обеспечивать «хозяйственную и иную деятельность населения и объектов экономики, расположенных в нижнем бьефе Иркутского гидроузла».

О сложной водохозяйственной обстановке, сложившейся в бассейне Байкала, «Сибирский энергетик» писал не раз. Прошлый год отмечен рекордно низким (для того времени, что существует Иркутская ГЭС) притоком воды в озеро: в среднем он составил лишь 1268 кубометров в секунду. Это меньше среднегодового притока 1972 года (тогда станция уже работала), составившего 1283 кубометров ежесекундно, но больше абсолютного минимума 1903 года – 1106 куб. м/с. Несмотря на оперативное ограничение попусков Иркутской ГЭС, к началу 2015 года уровень воды в Байкале приблизился к 456 м в Тихоокеанской системе высот. Это предельное минимальное значение, установленное в постановлении правительства РФ № 234 от 26 марта 2001 года. Максимум, согласно тому же документу, ограничен 457 м ТО. 

Федеральное агентство водных ресурсов, которое устанавливает режим работы Ангарского каскада гидростанций, в такой ситуации оказалось перед непростым выбором. Чтобы удержать озеро в заданных пределах, нужно было уменьшить сбросные расходы Иркутской ГЭС ниже того уровня, который установлен в правилах использования водных ресурсов и техническом проекте станции. Но в этом случае возникла бы реальная угроза остановки водозаборов в Ангарске, Усолье-Сибирском, Свирске, Черемхове и прилегающих к ним посёлков. А в городе нефтехимиков ситуация осложняется ещё и тем, что воду из Ангары берёт ТЭЦ-10 – источник тепла и электричества для всего населённого пункта, где живет около 230 тыс. человек. Поэтому критически важным было сохранить сброс­ные расходы Иркутской ГЭС на уровне 1300 кубометров в секунду – в таком режиме она работает с октября, когда окончилась навигация, для обеспечения которой требовались чуть большие попуски. Но при этом неизбежно понижение уровня Байкала: по прогнозу Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН, к апрелю, когда в силу активного таяния снега в водосборном бассейне начнётся наполнение озера, он опустится до 455,81–455,85 м ТО. 

В таких условиях федеральные власти согласились на то, чтобы временно пересмотреть предельный минимальный уровень Байкала. Как сообщил на состоявшемся 2 февраля совещании у премьер-министра заместитель председателя правительства РФ Александр Хлопонин, для этого были «подготовлены все необходимые документы на подпись». Он же рассказал собравшимся, что лишь за последние 50–60 лет уровень Байкала 11 раз опускался ниже отметки в 456 м ТО (22 раза по данным ИСЭМ СО РАН – «СЭ»). Так, в маловодном 1982 году он достиг 455,27 м ТО, что ниже не только заданного в 2001 году минимума, но и уровня мёртвого объёма, установленного в техническом проекте Иркутской ГЭС. 

Как бы то ни было, 4 февраля Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в осенне-зимний период 2014-15 годов». Минимально допустимая отметка в нём не оговаривается. Вместо этого сказано, что нынешней зимой «в  условиях экстремально маловодного периода в бассейне озера Байкал разрешено использование водных ресурсов озера Байкал (Иркутского водохранилища) ниже установленного постановлением правительства РФ от 26 марта 2001 года № 234 минимального значения уровня  воды в объёме, обеспечивающем хозяйственную  и иную  деятельность  населения и объектов экономики, расположенных в нижнем бьефе Иркутского гидроузла». В то же время уровенный режим озера предполагается восстановить во время половодья 2015 года. К слову, возможность изменять предельные отметки для Байкала в зависимости от гидрологической обстановки предусматривалась в первоначальном проекте постановления № 234, но в итоговой редакции от неё отказались. Равно как и от того, чтобы сейчас изменить текст постановления на случай непредвиденных маловодий и паводков, которые с высокой долей вероятности могут возникнуть в будущем. О том, чем чреват приход «большой воды», при котором, чтобы удержать воду ниже отметки 457 м ТО, придётся существенно увеличивать попуски Иркутской ГЭС, мы писали в конце прошлого года (в материале «Потопу задали границы» в номере от 26 декабря). Очевидно, в этом случае правительству РФ придётся принимать очередное временное решение, отвечающее требованиям момента. 

Тем временем к 11 февраля 2015 года уровень Байкала достиг 456,03 м ТО. Режим работы Иркутского гидроузла при этом остался неизменным – по решению рабочей подгруппы Росводоресурсов по установлению бе­зопасных режимов наполнения и сработки Саяно-Шушенского водохранилища и обеспечению оптимальных режимов работы водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада гидроэлектростанций для нужд гидроэнергетики, собиравшейся в Москве 27 января, до 4 марта сбросные расходы будут ограничены 1300 кубометрами в секунду с возможностью понижения их до 1250 куб. м/с в том случае, если это позволит ледовая обстановка в нижнем бьефе. Так что, по всей вероятности, рубеж в 456 м ТО будет достигнут до конца месяца. Говорить о том, как поведёт себя Байкал с началом таяния снегов, ещё слишком рано – уточнённый прогноз по притоку на второй квартал 2015 года будет известен только в конце марта. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры