издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На сбыт расставляют сети

Энергосбытовая компания, накопившая долги перед сетевыми организациями, может быть лишена статуса гарантирующего поставщика электроэнергии. Такое новшество Министерство энергетики РФ предлагает внести в документы, регламентирующие работу отрасли. Эту идею ведомство уже выдвигало в прошлом году, но против высказались и сбытовые, и сетевые, и генерирующие компании. Экономическая ситуация изменилась, неплатежи возросли, но предложение чиновников, оставшееся практически неизменным, представители отрасли опять восприняли скептически.

Министерство энергетики РФ предложило уточнить процедуру смены гарантирующих поставщиков. Проект правительственного постановления, который подготовило ведомство, содержит около двух десятков поправок в существующие нормативно-правовые акты. Ключевое новшество – механизм лишения сбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика за долги перед сетевыми организациями. Документ, который его предусматривает, опубликован в открытых источниках, о его деталях пишет «КоммерсантЪ». Идея заключается в том, что если энергосбыт признали банкротом по иску сетевой компании, то на конкурс для новых претендентов на статус гарантирующего поставщика выставляется долг перед ней. При этом сетевики учтены в реестре кредиторов, которым победитель торгов обязан вернуть долг. 

Идея, уточняет издание, не нова: она возникла ещё в 2014 году, но согласовать предложенный министерством механизм не удалось ни с представителями генерации и сетей, ни с самими гарантирующими поставщиками. Более того, её истоки лежат в истории с ООО «Энергострим», произошедшей в 2013 году. Тогда за накопленные на оптовом рынке электроэнергии и мощности долги 11 дочерних компаний были лишены статуса гарантирующих поставщиков. Минэнерго объявило конкурсы на его присвоение, проводившиеся по модели «голландского аукциона» (первоначальная цена, за которую была принята сумма требований кредиторов за исключением сетей, с каждым шагом уменьшалась на 20 процентных пунктов), а пока они не были завершены, в этой роли выступали предприятия из состава ОАО «Россети». Сетевая организация пыталась оспорить такое решение ведомства в судебном порядке, но не преуспела. Торги, в свою очередь, затянулись – их итоги в Мурманской, Новгородской и Тверской областях подвели только осенью 2014 года. 

Минэнерго попробовало изменить механизм лишения сбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика, но успехом эта попытка не увенчалась. Проект постановления правительства РФ, который оно подготовило в про­шлом году, практически не изменился, но в силу ухудшившейся экономической обстановки в стране началось наращивание неплатежей в энергетике. Так, если в декабре 2014 года с «Россетями» полностью расплачивались за передачу электричества, то в январе 2015 года собираемость платежей упала до 61%. При этом 63% долга пришлось именно на гарантирующих поставщиков. Последние, впрочем, предъявляют встречные претензии: по данным некоммерческого партнёрства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, при задолженности перед сетями в 105 млрд рублей долг сетевых организаций перед сбытовыми за потери электричества составляет около 63 млрд рублей. В партнёрстве снижение уровня оплаты со стороны сетей объясняют ухудшением условий кредитования. 

По мнению председателя правления некоммерческого партнёрства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Натальи Невмержицкой, подготовленный федеральными властями документ может создать условия для перехвата сетевыми организациями статуса гарантирующих поставщиков. Согласно действующему законодательству, разработанному в ходе реформы электроэнергетики, подобное недопустимо. Есть норма о том, что распределительная сетевая компания может временно исполнять функции гарантирующего поставщика в том регионе, где энергосбыт лишён такого статуса, но участвовать в конкурсе на его присвоение не имеет права. Это и произошло в 2013 году. В то же время, отмечает Невмержицкая, крупная сетевая компания может в значительной степени влиять на финансовое положение гарантирующего поставщика, несвоевременно оплачивая потери либо задерживая оплату услуг за передачу мелким территориальным сетевым организациям, которые не могут тогда сами рассчитываться со сбытом. Чтобы исключить эти риски, некоммерческое партнёрство предлагало создать реестр кредиторов, урегулировать долги без лишения статуса гарантирующего поставщика и ввести поручительство держателя «котлового» тарифа (сетевой компании, распределяющей платежи за передачу среди всех остальных) об оплате потерь мелких территориальных сетевых организаций. Однако все эти пункты не были включены в итоговый проект постановления правительства РФ, который подготовило и обнародовало Минэнерго. 

Идею ведомства скептически оценивают представители сетевого бизнеса. В «Россетях» считают, что предложенный механизм не повлияет на платёжную дисциплину: он не предотвращает неплатежи, а только описывает борьбу с их последствиями. Кроме того, на лишение сбытовой компании статуса гарантирующего поставщика из-за банкротства потребуется не менее девяти месяцев, тогда как на оптовом рынке электроэнергии и мощности та же процедура занимает всего три. Генераторы тоже не рады: проект создаёт конкуренцию между ними и сетями за то, кто быстрее попадёт в реестр кредиторов гарантирующих поставщиков. 

Сейчас заявления о банкротстве энергосбытовых компаний подают крайне редко. Причина в том, что у гарантирующих поставщиков мало активов. Однако, замечает источник газеты в энергосбытовом секторе, из-за долгов перед сетями кандидатами на лишение этого статуса могут стать почти все гарантирующие поставщики первой ценовой зоны оптового рынка электричества. В зоне особого риска – те, кто его получил в результате конкурсов Мин­энерго, проводившихся после распада «Энергострима»: они сосредоточены на платёжной дисциплине на оптовом рынке, а своевременными платежами сетям могут пренебречь. Председатель правления некоммерческого партнёрства территориальных сетевых организаций Александр Хуруджи добавляет, что крупнейшими должниками сетей среди гарантирующих поставщиков являются структуры ЗАО «МРСЭН» (в первую очередь ОАО «Архангельская сбытовая компания») и группы компаний «ТНС-Энерго», а также ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО «Астраханьэнергосбыт». Ещё один источник в отрасли полагает, что в зону риска могут попасть и некоторые ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» – компании из состава  «КЭС Холдинга», представленной в 16 субъектах РФ, – и ОАО «Интер РАО». Но в первом утверждают, что оплачивают услуги сетей «с минимальными задержками», а финансовое положение второй позволяет бы­стро покрыть долги в случае реальной угрозы. Никаких рисков нет в Калининграде и на Северном Кавказе, где продажей энергии занимаются компании, связанные с сетями. Иначе, чем на Урале и в европейской части России, обстоят дела и во второй ценовой зоне оптового рынка, объединяющей Сибирь и Дальний Восток. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры