издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дно и покрышки

Худшее для авторынка впереди

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

Ещё в декабре эксперты и участники рынка не питали иллюзий насчёт первых месяцев 2015-го. После взрыва продаж в декабре готовились к январскому спаду. И ожидания оправдались: согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), падение рынка в первый месяц года составило 24,4%, февраль оказался ещё более суровым – минус 37,9% по сравнению с февралём 2014-го. В целом настроения на рынке сдержанные: эксперты, банки и дилеры в один голос констатируют, что предпосылок для изменения ситуации к лучшему в ближайшие месяцы нет, однако рубль стабилизировался, поэтому даже в кризисное время находятся силы для робких надежд.

«Тот, кто хорошо потрудился в конце 2014-го и привлёк к себе больше внимания, тот ещё чувствовал отголоски декабря в январе и проскочил на ура, – отмечает эксперт автомобильного рынка Эдуард Борисов. – Февраль – месяц откровений, и его закономерный итог – снижение продаж от 30 до 50% в зависимости от бренда». По оценкам Борисова, больше всего просели американцы и европейцы, меньше японцы и корейцы. Статистика АЕБ оценки Борисова подтверждает, правда, демонстрирует ещё более печальные цифры. В первые два месяца 2015-го ниже среднего сработал целый ряд марок, и если продажи, например, Renault и Volkswagen сократились на средние 40%, то у Daewoo на 56%, Ford – на 70%, Chevrolet – 76%, Opel – 82%, Honda – 86%.

На общем фоне выделяются те, кто сумел сработать в плюс. Прирост в 4% у Hyundai, занимающего второе место по продажам в России (за два месяца салоны покинули 25 940 автомобилей), у BMW и Lexus – 3% и 4% cоответственно. Mercedes Benz добился 18% прироста, Porsche рапортует о 92% (в этом случае, правда, следует учесть невеликие объёмы продаж – 575 авто за два месяца). 

По мнению ведущего эксперта «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в том, что элитные авто продолжают пользоваться спросом, в то время как бюджетные модели терпят крах, нет ничего удивительного. «Автомобили премиум-сегмента покупают те, кто не терял высокооплачиваемую работу или владеет собственным бизнесом, – поясняет он. – Кроме того, такие машины часто приобретаются госструктурами, госкомпаниями и частным бизнесом для корпоративных парков. Эти группы потребителей также не испытывают проблем с деньгами, даже несмотря на сложную ситуацию в экономике». 

Тем не менее общее сжатие рынка очевидно. Оно, как и многое сегодня, объясняется резким скачком курсов валют. Как следствие – повышение цен. Скажем, автомобили Lada (лидер общеросийских продаж – за январь-февраль продано больше сорока тысяч машин) подорожали на 10%. В группе компаний «Агат-Авто» (продаёт и обслуживает в Иркутске Nissan, Infiniti, Kia, Datsun. – «Конкурент») говорят, что по сравнению с ноябрём 2014-го цены на разные модели в зависимости от мест расположения сборочных заводов и текущей стратегии дистрибьютора выросли на 15–30%.

Помимо изменения курса и, как следствие, роста цен, на ситуацию на рынке влияют и другие факторы. «Ситуация с курсами вынудила поставщиков сократить поставки некоторых моделей, в основном тех, что импортируются, – отметили в «Агат-Авто», – что иногда приводит даже к лёгкому дефициту». Ещё один важный фактор – повышение ставок по кредитам и сокращение объёмов выдачи. Так, по словам управляющего ВТБ24 в Иркутске Владимира Чернышова, если в прошлом году объём кредитов за первые два месяца составил 170 млн рублей, то в нынешнем – только 60 млн. При этом ставки по автокредитам выросли с 15% до 18-19%, что на фоне растущей безработицы, сокращений зарплат и общей нестабильности экономики не способствует покупке автомобиля в кредит.

Таким образом, если в прошлом году доля кредитных покупок на этом рынке составляла 37%, то сегодня она упала ниже 20%. Так, в «Агат-Авто» только 15% автомобилей в 2015-м было куплено в кредит (в прошлом речь шла о 40%). Специалист по маркетингу «АвтоВаз Иркутск» Зоя Слесарева также признаёт: кредитных клиентов стало меньше, однако компания надеется на изменение ситуации.

Надежды питает информация о том, что в России будет возобновлена программа льготного кредитования, которая, по мнению Эдуарда Борисова, могла бы существенно поддержать рынок. В то же время Владимир Чернышов предупреждает: всерьёз рассчитывать на программу пока рано. По его словам, если постановление по ипотеке уже отрабатывается, то по автомобилям решение только будет принято. На сегодняшний же день нет никакой информации по параметрам поддержки, неизвестен ценовой диапазон, размер ставки. 

Серьёзные долгосрочные прогнозы на 2015 сегодня практически не делают. «Сложно что-либо прогнозировать. Никто не знает, каким будет курс в сентябре», – отмечает начальник отдела продаж официального лидера General Motors в Иркутске, компании «ЛюксАвто», Анатолий Постников. В «Агат-Авто» также отмечают неопределенность: было даже решено отказаться от годового плана. Тем не менее, предположениями в компании делятся и возлагают надежды на вторую половину года: «В первые четыре месяца ожидаем увидеть дно продаж. За это время кто-то уйдёт с рынка, покупатели привыкнут к новым ценам и новым ставкам по кредитам». Корейские партнёры компании и вовсе надеются на рост продаж в 2015-м. Те же планы и у «АвтоВаз Иркутск». В годовом плане значится 18% рост. 

Ряд экспертов и вовсе высказывается в духе осторожного оптимизма: «Изменение ситуации вполне возможно, потому что любой кризис рано или поздно заканчивается, и спрос на автомобили пойдёт вверх, – предполагает Дмитрий Баранов. – Кроме того, нужно учесть, что на наш авторынок оказывает воздействие сильный долговременный фактор, который «противостоит» кризису. Это значительный неудовлетворённый спрос на автомобили в нашей стране». Тем временем, по наиболее пессимистичным оценкам, российский авторынок в 2015-м может просесть вдвое.

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер призывает затянуть пояса и отмечает, что сейчас автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления, и февраль – это только начало. «Несколько следующих месяцев будут очень тяжёлыми, продажи ещё не достигли своего дна, – отмечает он. – Хорошие макроэкономические новости, например, стабилизация рубля, дают надежду на улучшение ситуации в отдалённой перспективе. Однако до того момента участникам рынка понадобятся терпение и выдержка». 

В Иркутске, по словам Эдуарда Борисова, легче всего как физически, так и психологически будет выжить дилерам крупных японских и корейских брендов, в том числе из-за близости Востока. Сравнительно уверенно чувствуют себя и российские компании, участвующие в программе утилизации (именно ей «АвтоВаз Иркутск» обязан 40% продаж в феврале) и рассчитывающие на иную поддержку государства. При этом существует вероятность, что кризис переживут не все. 

На прошедшей неделе General Motors приняла решение прекратить производство автомобилей на своём заводе в Петербурге в середине 2015 года, говорится в сообщении американского автоконцерна. Завод, который выпускает автомобили марок Opel, Chevrolet и Cadillac, будет законсервирован, в 2015 году также прекратится контрактная сборка автомобилей Chevrolet на мощностях группы «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, передаёт «Интерфакс». В среду южнокорейский автомобильный производитель SsangYong Motor заявил о приостановке экспорта автомобилей в Россию с января на фоне падения рубля и экономического спада, сообщает «Рейтер» со ссылкой на представителя компании. У SsangYong Motor нет планов возобновлять поставки в Россию до тех пор, пока рубль не стабилизируется, вместо этого компания планирует увеличить объёмы продаж в Европе и Китае. 

По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, оставаться на рынке сегодня можно только демпингуя, фактически продавая автомобили в убыток в надежде на то, что рынок вырастет. Поэтому, скорее всего, следует ожидать новых уходов. «Например, Ssang Yong объявил о разрыве с «Соллерс» и намерении развивать свою стратегию присутствия на российском рынке. Кроме того, чисто экономическая ситуация у многих брендов хуже, чем у Opel и Chevrolet, – комментирует эксперт. – Это французские бренды Peugeot и Citroen, японские Suzuki, Honda, Mazda. Мы не исключаем, что кто-то в ближайшее время может покинуть рынок». Дно, по мнению Целикова, ещё не достигнуто, падение будет продолжаться весь год. «Мы можем увидеть ещё и -50%, и -60%, – отмечает он. –  Пока же предполагаем, что дно будет достигнуто в 2016 году. Здесь очень важен политический фактор, а он менее прогнозируем».

В Иркутске, по словам Эдуарда Борисова, легче всего как физически, так и психологически будет выжить дилерам крупных японских и корейских брендов,  в том числе из-за близости Востока. Сравнительно уверенно чувствуют себя и российские компании, участвующие в программе утилизации (именно ей «АвтоВаз – Иркутск» обязан 40% продаж в феврале) и рассчитывающие на иную поддержку государства. 

Актуальным для многих компаний остаётся вопрос оптимизации численности персонала и организационной структуры. Сами дилеры либо отказываются от комментариев, либо сообщают, что сокращений нет и не планируется. В то же время эксперты убеждены: сокращение издержек за счёт штата  – логичный ход. «Сейчас непростая ситуация со спросом на автомобили в стране, и компаниям не имеет смысла омертвлять капитал и работать на склад, производя автомобили в большом количестве. А значит, и держать большое количество персонала, если работы для них нет. Поэтому не исключено, что сокращения сотрудников на автозаводах могут продолжиться, – отмечает Дмитрий Баранов. – Соответственно, это должно затронуть не только автопроизводителей или поставщиков комплектующих и запчастей, но и дилеров».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры