издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«В графе «производство ПВХ» стоит лишь прочерк»

Владельцы газовых месторождений Приангарья разошлись в оценке эффективности строительства трубопровода «Жигалово – Саянск». «Газпром» ещё в конце 2014-го объявил проект убыточным, сославшись на его дороговизну – 166 млн рублей за километр трубы. «Петромир» признал проект окупаемым, а капвложения оценил в 21 млн на километр. Но на федеральном уровне уже вынесен вердикт Иркутской области, основанный на заявлении монополиста отказаться от «дорогого» южного маршрута газопровода. В частности, в «Стратегии 2030» регион официально исключён из числа производителей ПВХ в 2018 году. О причинах и следствиях этого события – в материале «СЭ».

Проблемы из-за так и не стартовавшего проекта комплексной газификации и газоснабжения Иркутской области постепенно становятся осязаемыми. И в первую очередь не в социальной плоскости, а в экономической. Как не обидно, но это вполне закономерно: по факту часть жителей Приангарья (равно как и в соседних Бурятии, Забайкалье) особых надежд на улучшение качества собственной жизни с приходом  газа в качестве топлива уже не питала. А значит, и разочарование от того, что проект по-прежнему останется лишь на бумагах и в призрачных планах, постигло меньшую часть населения (к примеру, в Ангарске, где газ обходится в 15,5 рубля за кубометр). Но, как убеждён «СЭ», совершенно напрасно.

Дело в том, что совсем иная ситуация складывается сегодня из-за отсутствия газа на региональных промплощадках, где «голубое топливо» – основное сырьё для производства – всё-таки ждут, и уже очень долго. Речь идёт, в частности, о крупных химических предприятиях – Ангарском заводе полимеров, Ангарской нефтехимической компании (дочке «Роснефти») и «Саянскхимпласте» (СХП).

Саянску оставили лишь каустическую соду 

Как рассказал «СЭ» эксперт Общественной палаты области, ведущий специалист Института систем энергетики Лев Платонов, саянское предприятие странным образом из обновлённой версии федеральной «Стратегии по развитию нефтегазохимии в России до 2030 года» вообще пропало. Документ был откорректирован сразу по заказу двух ведомств – Минэнерго и Минпромторга (в отличие от первоначального варианта, где фигурировало лишь первое из упомянутых министерств). Изменения датируются 15 декабря 2014 года. В графе «производство ПВХ в 2018 году» напротив Иркутской области стоит лишь прочерк. 

Давно уже намеченные планы по созданию пиролизных мощностей (необходимы для крекинга газа и дальнейшей выработки ПВХ) на «Саянскхимпласте» исключены как «не соответствующие критериям отбора инвестиционных проектов». Среди этих критериев указаны в «Стратегии 2030» необеспеченность сырьём («Хотя в Иркутской области его в избытке», – замечает Платонов, намекая на так и не извлечённый из недр газ) и отсутствие решения совета директоров о дальнейшей судьбе проекта.

«Реализация планов возможна в случае приятия решения о строительстве газоперерабатывающего завода на территории Зиминского района», – коротко резюмируют федеральные эксперты.

За саянским предприятием, выпускающим ПВХ, сохранена лишь скромная возможность расширить производство каустической соды до 6,5 тыс. тонн к 2015 году и далее. На создании же газопереработки и газохимии поставлен крест. Достаточно незавидное положение, учитывая, что предприятие является градообразующим и занимает 50% на российском рынке поливинилхлорида (ПВХ) – материала, из которого производится сегодня всё начиная с медицинского оборудования, пластиковых окон, дверей и заканчивая детскими игрушками.

– Ещё в «Плане 2030» (предшествовал появлению «Стратегии», был утверждён в марте 2012 года. – Авт.) было предусмотрено создание шести кластеров по всем регионам России. А в разделе «Восточно-Сибирский нефтегазовый кластер» обозначались проекты «Сибура» и «Газпрома», которые должны построить на базе саянской площадки с использованием ресурсов нефтегазовых месторождений завод по производству этилена. Мощность его составляла 625 тысяч тонн, объём производства из этого базового сырья полиэтилена – 400 тысяч, ПВХ – 450 тысяч, – рассказывает Лев Платонов.

Таким образом «Саянскхимпласт»  закрывал бы свою потребность в сырье самостоятельно, отказавшись от экспортируемого этилена с Ангарского завода полимеров. Получался идеальный вариант дальнейшего развития производства с экономической точки зрения, на это уже неоднократно указывала научная общественность Иркутска. Тем более поставляемого сырья из Ангарска ему не хватало для расширения производства, а в будущем дочка «Роснефти» и вовсе планировала прекратить транзит до Саянска, поскольку рассчитывала с вводом собственных новых мощностей использовать весь этилен.

Завод полимеров и ИНК тоже в «тренде»

Но пострадали в какой-то степени и ангарские предприятия, имеющие за собой серьёзный тыл в лице НК «Роснефть». Ранее в Ангарске до 2015 года предполагалось успеть реконструировать установку ЭП-300, которая, собственно, и перерабатывает нафту (нефтепродукт) в столь ценное для дальнейшего производства сырьё – этилен. Причём скачок в его выпуске после ремонта установки ожидался внушительный – с 250 до 450 тыс. тонн. А раз сырья в изобилии, прямо пропорционально этому показателю растёт и объём готовой продукции. Согласно старым планам, выпуск полиэтилена должен был расшириться с 72 до 450 тыс. тонн к 2015 году. Кроме того, были виды и на «голубое топливо». Газ на ангарской промплощадке должен был заменить мазутное топливо, что улучшило бы экологию и экономические показатели. Также на газовом сырье на АНХК должно было появиться абсолютно новое производство: метанола – 725 тыс. и лёгких олефитов – 500 тыс. тонн.

Но теперь для ангарской промплощадки предусмотрен другой сценарий, пожалуй, более пессимистичный не только для предприятия, но и для всего региона. Производство этилена здесь продолжится из нафты, как и ранее, но сроки реализации инвестпроекта перенесены с 2015 на 2018 год. А газовым проектам, судя по «Стратегии 2030», сбыться не суждено.

– При этом Саянск вообще останется без сырья для производства ПВХ – взять его будет неоткуда, – комментирует собеседник издания.

Кстати, даже планы Иркутской нефтяной компании (ИНК) в новую государственную версию развития нефтегазового комплекса не попали. Не значатся они в «Стратегии 2030» опять же по необъяснимым причинам. Ведь само руководство ИНК заявило о запуске проекта по строительству газохимического комплекса в Усть-Куте, где будет выделяться этан, а из него – полиэтилен. Поддерживается проект и региональными властями.

– Забыли про «Саянскхимпласт»? Опечатка с АНХК? Что могло измениться с 2012 по 2015 год?– интересуется «СЭ».

– Нет, никто ничего не забыл, – заверяет Лев Платонов.

Во всём виноват дорогой газопровод

Развиваются события, по мнению Платонова и его коллеги, научного сотрудника ИСЭМ Александра Ижбулдина, вполне закономерно. Оба они в минувший понедельник, 23 марта, направили в Общественную палату Иркутской области письмо с просьбой организовать совещание, где предлагают выступить собственнику «Саянскхимпласта» Виктору Круглову, первому зампреду правительства региона Николаю Слободчикову и представителям «Газпрома» с докладами о том, какие меры планируется принять, чтобы не допустить остановку производства ПВХ в Саянске.

– После того как официально было заявлено, что южный маршрут трубопровода «Жигалово – Саянск» – убыточная ветка, из государственных планов сразу же исключается СХП, – объясняет собеседники издания.

Напомним, ВНИИПИ Газпромдобыча (Саратов) в октябре 2014 года на совместном совещании правительства Приангарья и «Газпрома», прошедшем в Иркутске, обнародовал материалы своего исследования. Основные выводы – проект региональной газификации убыточен и нецелесообразен, в том числе при совмещении сроков его начала с благоприятной рыночной конъюнктурой, применением «беспрецедентных мер господдержки» и началом полномасштабного освоения Ковыкты. То есть даже в том случае, когда «Сила Сибири» начнёт получать долгожданный газ с Ковыкты, СХП останется без газа.

– Вот резюме, которое по существу ставит крест на газоснабжении, газификации, создании газохимических производств в Иркутской области, – отмечает Лев Платонов.

Среди аргументов, которые назвал в поддержку своей позиции институт «Газпромдобыча», во-первых, высокая стоимость сырьевого газа на месторождении, учитывая высокую конкуренцию с имеющимися в регионе энергоносителями – углём, гидроэнергетикой; низкая плотность населения и невысокая реальная потребность в газе южных районов Иркутской области, Бурятии и Забайкалья; отсутствие крупных промышленных потребителей. А также высокая стоимость строительства газопровода, «исходя из сложных климатических и гидрогеологических условий». Так, трубопровод, по подсчётам института, обойдётся «Газпрому» в 166 млн рублей за километр. А стоимость всей линейной части газопровода от Жигалова до Саянска (266 км трубы диаметром 700 мм), от Саянска до Ангарска (209 км, диаметр – 500 мм) и от Ангарска до Иркутска (59 км диаметром 300 мм) составляет 88,6 млрд рублей в ценах 2013 года. Иркутские учёные такие доводы готовы оспорить. 

– Озвученная информация не соответствуют действительному положению дел. Проект эффективен. При отпускной цене природного газа в 4,5 тысячи рублей за тысячу кубов внутренняя норма доходности на месторождении составит не менее 15%, при транспортировке газа – 12%, – делится подсчётами Лев Платонов.

Пересчитали эксперты и удельные капвложения на строительство газопровода. Они сократились на треть от оценки экспертов института – до 37 млн рублей за километр. А весь участок трубопровода в итоге может обойтись всего в 16,6 млрд рублей. «Я затрудняюсь комментировать, почему получилась такая разница. Институт «Газпромдобыча» не расшифровывал по пунктам свои выводы по инвестиционным затратам на строительство. А я просто сравниваю цифры: 160 миллионов за километр – такого не может быть!» – комментирует эксперт Общественной палаты.

При этом и АНХК при цене газа 4,5 тыс. рублей и выполнении ранее заявленных инвестпланов прогнозирует высокую норму доходности – 32%.

Бюджетная труба от «Петромира»

Между тем альтернативная оценка эффективности газификации и строительства газопровода существует и у компании «Петромир». Она подготовила проект развития своих месторождений – Левобережного и Ангаро-Ленского, который выглядит более чем рентабельно (пока, правда, планы эти тоже лишь на бумаге). При возможной годовой добыче газа 20 млрд кубометров компания предлагает построить в Железногорске-Илимском завод по переработке 5 млрд кубов газа в нафту, дизтопливо, бензин и т.д. Оставшийся объём в 15 млрд кубов, по альтернативному проекту «Петромира», должен поступать по двум трубопроводам в Иркутск и Саянск. От продажи этого газа внутренняя норма доходности составит 63 и 59% соответственно.

Общая протяжённость трубопровода «Петромира» – 200 км. При этом затраты на его строительство (диаметр трубы 700 мм) составляют 21 млн рублей за километр против 166 млн, подсчитанных «Газпромом». Срок окупаемости вложений по проекту «Петромира» – пять лет.

– Это сверхдоходность, – замечает учёный. Поэтому, по его мнению, отказ от строительства трубопровода «Жигалово – Саянск» не обоснован.

Пропали полимеры

Тем временем, если планы «Газпрома» или «Петромира» о создании магистральных газовых сетей на юге Иркутской области так и не будут воплощены, проблема с остановкой выпуска ПВХ в Саянске приобретёт уже не региональные, а общероссийские масштабы. В стране, по прогнозам федеральных экспертов, ожидается общий рост потребления ПВХ. В итоге в 2030 году дефицит в России составит 829 тыс. тонн. То есть мы будем вынуждены его полностью покупать за рубежом. Но при этом Европа, АТР, Африка, Южная Америка также заявляют о снижении производства ПВХ, а общая потребность в нём продолжит расти. В результате к 2030 году в мире избыток на рынке составит всего лишь 190 тыс. тонн, а значит, России негде будет купить необходимые для собственных нужд 829 тыс. тонн, делает выводы собеседник «СЭ»: «Иными словами, мы потеряем рынок и останемся без пластиковых окон, дверей и прочей продукции из полимеров».

В Иркутской области проблема, кроме прочего, может приобрести ещё и социальный аспект в случае, если закроется основное производство на градообразующем предприятии.

– Этого допустить нельзя. И мы надеемся, что, рассмотрев на заседании Общественной палаты вопрос с производством ПВХ в Саянске, правительство региона и общественность подготовят обращение к президенту страны с просьбой начать проект газификации юга Иркутской области, – заключил собеседник издания.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры