издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дом, где согреваются сердца

  • Автор: Валентина БЫСТРОВА

Так можно назвать Дом актёра, расположившийся в старинном особняке рядом с Иркутским академическим драматическим театром имени Н.П. Охлопкова.

Он был построен как жилой дом по проекту главного архитектора Иркутска Ивана Кузнецова в 1897 году специально для известного в то время купца и мецената Михаила Бутина.

Братья Михаил и Николай Бутины родились и жили в Забайкалье. Будучи людьми широких взглядов, старались собирать у себя творческую интеллигенцию, политических ссыльных. Уже в Иркутске Михаил Бутин стал членом нескольких благотворительных организаций, материально поддерживая деятельность Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, выделил деньги на строительство городского театра.

После смерти Михаила Дмитриевича его особняк выкупило военное ведомство. Вплоть до революции 1917 года в нём размещалась резиденция командующего войсками Иркутского военного округа. Последующие года он использовался как жилой дом. Например, здесь жил начальник главного штаба Сибвоенкомата Александр Таубе, первый в России царский генерал, добровольно вставший на сторону революции.

Но счастливая судьба этого дома – его настоящее. В 1978 году, учитывая ценность, которую он представлял как памятник архитектуры и истории Иркутска, горисполком принял решение о реставрации здания и затем передал его Иркутскому отделению Всероссийского театрального общества (ВТО).
Весной 1980 года в отреставрированном особняке открылся Дом актёра, сразу став настоящим творческим клубом театральных деятелей Иркутской области. В эти дни он отмечает своё 35-летие.

Иркутск – город театральный. Пять профессиональных театров и десятки любительских дают, казалось бы, возможность удовлетворить творческие амбиции режиссёрам, актёрам, театральным художникам, музыкантам. Но именно сцена Дома актёра стала той площадкой, где так любит творить театральное братство.

Именно на ней рождались оригинальные идеи, проходили встречи единомышленников – талантливых творческих людей. Желанными гостями становились известные люди изо всех уголков нашей страны. В театральной гостиной и уютном зале побывали знаменитые актёры почти всех московских и петербургских театров, а творческие встречи с ведущими артистами театров иркутских стали своеобразной вехой в жизни тех, кто посвятил свою жизнь сцене. Остались в памяти вечера с участием народных артистов РСФСР Виктора Жибинова, Виктора Егунова, Елены Волошиной, Аркадия Тишина. Здесь ставили свои спектакли режиссёры Вячеслав Кокорин, Сергей Болдырев, Иван Вырыпаев.

Дом актёра бережно хранит эти традиции. И сейчас актёры, режиссёры, писатели, поэты, музыканты – частые гости теперь уже знаменитого Дома актёра. Полный зал собирают театральные фестивали актёрской песни, творческие конкурсы артистов всех театров области, ставшие значимыми событиями в культурной жизни региона. На его сцене сейчас с успехом реализуются такие проекты Иркутского отделения СТД РФ, как «Пять вечеров в Доме актёра», «С Сибирью связанные судьбы», традиционные праздники, посвящённые Международному дню театра, концерты творческих коллективов из разных участков области, встречи с ветеранами сцены.

Особенно большой интерес вызвали спектакли, поставленные на сцене Дома актёра молодыми режиссёрами Анной Дружининой, Еленой Константиновой, Александром Братенковым, Александром Лобыгиным.

Идея поставить спектакль по рассказу Валентина Распутина «Женский разговор» принадлежит Елене Константиновой, актрисе Иркутского театра юного зрителя имени Вампилова. Закончив в 2014 году Хабаровский государственный институт искусств и культуры, она сразу же погрузилась в режиссуру, оставаясь при этом весьма востребованной актрисой, занятой во многих спектаклях сегодняшнего репертуара театра. Рассказ «Женский разговор» Распутина – ровный, интонационно спокойный, где-то даже статичный – вдруг обрёл оригинальную форму ностальгического воспоминания без нажима и нарочитой назидательности.

Кто-то из драматургов сказал: «Жизнь театра часто складывается из неожиданных совпадений, но в случайных встречах и взаимных пересечениях можно увидеть необходимую закономерность. И приходит это чаще всего тогда, когда внутренние импульсы творческих идей настроены на одну волну, устремлены в единое русло».

Может быть, поэтому так долго живёт на сцене Дома актёра спектакль «Перекрёсток», заставляя зрителей вновь и вновь переживать историю, случившуюся много лет назад. Вряд ли найдутся среди любителей театра люди, которые бы не видели «Варшавскую мелодию» по пьесе Леонида Зорина на сцене или телевизионном экране. Год рождения этой пьесы – 1967-й. Оглушительный успех, который сопутствовал спектаклю на разных сценах страны, порой казался загадкой.

Когда со дня написания пьесы прошло 30 лет, драматург неожиданно пишет продолжение – «Послевкусие» («Варшавская мелодия – 97»). Чтобы снова вывести на сцену героев знаменитой когда-то пьесы, нужна была определённая смелость и уверенность, что зрителя увлекут взаимоотношения героев, случайно встретившихся через 30 лет. Однако спектакли, поставленные по пьесам Леонида Зорина, живут и сегодня. В стране изменилась социальная и общественная ситуация, а «Варшавская мелодия» по-прежнему в репертуаре многих театров страны.

Вот и иркутский режиссёр Александр Лобыгин отважился поставить на сцене Иркутского Дома актёра спектакль «Перекрёсток» по пьесам Леонида Зорина, органично соединив «Варшавскую мелодию» и «Послевкусие» в одно драматургическое действо. Сценографическое и музыкальное решение спектакля помогли зрителю погрузится в проблемы, казалось бы, давно сошедшие на нет, в атмосферу любви, над которой не властно время.

Настоящим открытием стало участие в спектакле народного артиста РСФСР, солиста Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского Владимира Яковлева. Для него, по его собственным словам, роль Виктора оказалась знаковой и стала одной из любимых в череде его театральных работ. Поэтому так убедителен и искренен его герой, так органично существует в ситуации, отведённой ему драматургом и режиссёром.

Тот факт, что спектакль «Перекрёсток» живёт на сцене Дома актёра более двух лет, говорит о многом. Своеобразным испытанием на прочность стала поездка осенью 2014 года в Польшу.

Ровно год назад в Доме актёра состоялась ещё одна премьера – спектакль по пьесе Валентина Красногорова «Собака». Поставил спектакль и сыграл в нём главную роль актёр Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Александр Братенков. Талантливый и разноплановый актёр, он занят во многих спектаклях аншлагового репертуара театра. В его багаже такие роли, как Ромео в «Ромео и Джульетте», Орфей в «Орфее и Эвридике», Ричард Уилли в «Он, она, окно…», Генри Хиггинс в «Пигмалионе», Леонидик в «Моём бедном Марате», Паныч в «Олесе» и многие другие.
Есть у Александра Братенкова и опыт режиссёрской работы в любительском театре «Цилиндр» на юридическом факультете Иркутского государственного университета, в Иркутском театральном училище.

А вот для своего режиссёрского дебюта на сцене Дома актёра он выбрал пьесу Валентина Красногорова «Собака». Чтобы понять, почему его выбор пал именно это произведение, стоит обратиться к творчеству драматурга. Уже первые его пьесы – «Прелести измены», «Настоящий мужчина», «Кто-то должен уйти» – обратили на себя внимание режиссёров разных театров страны. И прежде всего тем, что в них совсем по-новому отражалась современная жизнь, а искренние, понятные людям разных возрастов диалоги заставляли зрителей вслушиваться в них, соотносить происходящее на сцене со своими ощущениями. Вот и пьеса «Собака» из их числа.

В пьесе два героя, два человека с неустроенными судьбами. Жизнь столкнула их в тот момент, когда каждый из них должен принять решение, от которого зависит их дальнейшее мироощущение. А собака и есть тот стержень, вокруг которого строится действие. (Сразу стоит отметить, что эту роль великолепно сыграла восьмилетняя Олеся Сокольникова). Ритмика спектакля, его настрой держат зал в напряжении до самого финала. И прежде всего потому, что зрителям оказалась близка тема, поднятая в пьесе – тема предательства, жестокости по отношению к тем, кого мы приручили, утраты элементарных человеческих чувств. Актуальность этой темы безусловна и сейчас, когда нарушены все нравственные нормы, когда властвует мир денег, стяжательства, тщеславия.

Обратимся ещё к одному спектаклю, поставленному на сцене Дома актёра, спектаклю, у которого сразу образовался свой внимательный и как-то по-особому заинтересованный зритель. Это «Своя радуга», которую зажгла на сцене актриса Иркутской драмы Анна Дружинина. Молодая актриса придумала и осуществила на сцене настоящую сказку. Красивая, пластичная, обладающая незаурядными вокальными данными, Анна продемонстрировала в своей постановке не только режиссёрскую выдумку, но и незаурядный комедийный талант, чуткое отношение к прекрасному русскому языку.

«Своя радуга» по мотивам сказок архангельского писателя Степана Писахова – это не только моноспектакль с участием одной актрисы, но и целый кладезь мудрости, наполненный любовью к людям, населяющих северный край. Сцена, декорированная рыбацкими сетями, предметами народного быта, колокольчиками, которые представляют какой-то невероятный музыкальный инструмент, сама актриса в симпатичном и даже нелепом наряде, в смешной шапке с задорно торчащими ушами, создают атмосферу, которая завораживает зрителя. И монолог – напевный, с чисто северным говором, которым актриса владеет блестяще. И понимаешь: сказки Писахова оказались созвучны её душе, бережному отношению к русской речи, фольклору.

Четыре спектакля, о которых идёт разговор, лишь малая толика той работы, которую ведёт в последние годы Иркутское отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации. Сегодня рождаются новые проекты. Особый настрой придаёт этой работе 70-летие Великой Победы. Поэтому в планах новый фестиваль актёрской песни, традиционные «Пять вечеров в Доме актёра», встречи с ведущими артистами всех театров Иркутской области, творческие вечера, благотворительные концерты для ветеранов сцены.

Каждый вечер Дом актёра зажигает огни. Он ждёт тех, кто избрал делом своей жизни служение Мельпомене. Он живёт их заботами и радостями. Он частица огромного, волнующего мира театра – скромная, но уже неотделимая частица. Это дом, где согреваются сердца.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры