Музы не молчали
Бытует такое выражение: «Когда грохочут пушки, музы молчат». Но в Великую Отечественную войну в нашей стране музы не молчали:
Чудовищные ноты пишет, Её октав железный гром Мертвец в гробу – и тот услышит! Д. Кедрин
Вместе со своим народом были артисты, музыканты, писатели. Примеров этому тысячи: так, гитлеровцы расстреляли всю труппу артистов-подпольщиков драматического театра в Симферополе, в осаждённом Ленинграде родилась Седьмая «Героическая симфония» Дмитрия Шостаковича, в те «сороковые-роковые» добровольцами ушли воевать сотни и сотни молодых талантливых исполнителей, а сколько было создано концертных бригад! Они знали: «Всё для фронта – всё для победы!»
Коллектив Иркутской музкомедии, созданной в 1941 году, не оставался в стороне от бед народных. Война застала театр на гастролях в Новосибирске, дальше должны были ехать в Омск, но какие уж тут гастроли – вернулись в Иркутск.
Наполовину сократилась труппа театра, ушли на фронт артисты хора, балета, молодые солисты. Правда, ведущим артистам и творческому руководству была предоставлена бронь. Правительство понимало, что в дни войны только театр может заменить людям хлеб, поднять настроение.
Коллектив театра пополнился эвакуированными из Киева артистами ордена Ленина театра оперы и балета имени Шевченко, возглавляемого народным артистом СССР Н. Смоличем. Из Ленинграда по «дороге жизни» из театра музыкальной комедии, который продолжал работать в осаждённом городе, вывезли самых обессиленных артистов, и они также вошли в труппу театра.
Работников театра отправляли на сборы, на сельхозработы, была организована группа самозащиты театра. В первые месяцы войны были созданы концертные бригады, репертуар которых постоянно обновлялся, ответственными были режиссёр и актёр Ф. Блиц, дирижёр Л. Голик. Программы принимал лично директор театра Л. Сагайдачный.
Шефская деятельность театра расширялась, появилась новая форма обслуживания госпиталей «День палат», когда артисты с концертами переходили из одной палаты в другую к лежачим раненым бойцам. Зачастую таких концертов было от 10 до 20 в день.
Поменялся репертуар театра, репетиции шли и днём и ночью. Выпускали по 8–10 премьер в год. Наряду с весёлыми опереттами Кальмана, Штрауса, Легара ставили спектакли советских авторов: «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Ночь в июне» и «На берегу Амура» М. Блантера, «Соловьиный сад»
С. Заславского. Одним из первых театр поставил оперетту «Раскинулось море широкое» о героической битве наших моряков. Уже в 1942 году был создан антифашистский спектакль «Под небом Праги» (композитор А. Заславский, пьеса иркутского драматурга П. Маляревского).
В труппе театра талантливые солисты: К. Жулина, А. Воробьёва, Г. Муринский, Г. Будрин, А. Тэнсон, М. Шнейдерман, Н. Загурский, Г. Гросс, Е. Васильев и др.
В годы войны театр возглавляли режиссёры В. Ленский, Г. Крыжановский, Г. Гросс, дирижёры Е. Синицын, Э. Хинкис.
Интенсивно работали и технические цеха театра, красочные декорации, костюмы радовали зрителей, хотя были изготовлены из фанеры, костюмы шились из мешковины, бальные платья – из марли.
Коллектив театра принимал участие в сборе средств в фонд обороны, за что получил благодарственную телеграмму, подписанную И.В. Сталиным: «Прошу передать сотрудникам Иркутского театра музыкальной комедии, собравшим 202 100 рублей на строительство эскадрильи «Советский артист», мой братский привет и благодарность Красной Армии».
И в День Победы, 9 мая 1945 года, в театре весь день и всю ночь звучала музыка – музыка, которая помогла выстоять и победить!
Традиции, заложенные в те далёкие годы, сохраняются и в наши дни. В музее театра создана экспозиция, посвящённая времени войны, одну из последних премьер – оперетту «Севастопольский вальс» – театр посвятил поколению победителей, а песни весны и Победы радуют зрителей на протяжении многих лет.
И песня пусть продлится в завтра –
Про тот платочек
И вокзал,
Которую безвестный автор
Веленьем сердца написал.
А. Жигулин