издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Электричкам поставили условия

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Спор между ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» и одним из двух его акционеров – правительством Иркутской области – продолжается. Напомним, перевозчик пытается через суд добиться возмещения своих убытков из бюджета региона и одновременно продолжает их генерировать, поскольку цена билетов на электрички для населения не покрывает расходов компании. На прошлой неделе временно исполняющий обязанности губернатора Сергей Ерощенко пообещал БППК возместить недополученные доходы, но при одном условии. Пока перевозчику выполнить его не удаётся.

«Правительство Иркутской области готово в полном объёме выполнить свои обязательства перед Байкальской пассажирской пригородной компанией по возмещению недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам пригородным железнодорожным транспортом» – такое заявление временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко на рабочем совещании приводит пресс-служба губернатора и правительства.

На прошлой неделе в Москве состоялось заседание правительственной комиссии по транспорту под руководством заместителя председателя правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича. О его итогах на рабочем совещании доложил и.о.  первого заместителя председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков. Перед руководством регионов России поставлена задача полностью возместить недополученные доходы по пассажирским перевозкам пригородным железнодорожным транспортом в 2015 году. В бюджете области, при условии выполнения Байкальской ППК в 2015 году 18,6 млн вагоно-километровой работы, предусмотрено 406 млн рублей. Служба по тарифам Иркутской области подтвердила расходы в размере 538 млн рублей.

Тема пригородных перевозок на прошлой неделе звучала и на заседании Иркутского регионального объединения работодателей «Партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей». Заместитель начальника ВСЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Александр Парщиков для начала напомнил аудитории, что из-за разницы между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом электрички убыточны во всём мире. Согласно расчётам БППК, затраты компании превышают сумму субсидий, которые она получает из казны региона. За 2011–2014 годы работы накопилось некомпенсированных расходов на 849 млн рублей. «В 2015 году по Иркутской области ожидается отрицательный финансовый результат в размере 289 миллионов рублей с учётом субсидии в 406 миллионов. Эта субсидия позволит покрыть недополученные от государственного регулирования тарифа доходы на 58%», – сообщил Александр Парщиков. 

БППК предлагает правительству области заключить соглашение о реструктуризации задолженности за 2011–2014 годы. Если этот документ не будет подписан до 1 июля, региону придётся оплачивать не 1% тарифа за пользование инфраструктурой РЖД, как сейчас, а уже 25% (остальное берёт на себя федерация). А это ещё минус 81,6 млн рублей из областной казны. «Стоит, как говорится, задуматься», – сказал Александр Парщиков, добавив, что в случае подписания соглашения регион получит 916,8 млн рублей межбюджетных трансфертов на дорожное хозяйство.

«Мы можем заключить соглашение о погашении задолженности при условии подтверждения экономической обоснованности расходов службой по тарифам», – цитирует пресс-служба Сергея Ерощенко. Однако служба по тарифам и компания уже давно не могут найти общий язык и в настоящее время выясняют отношения в арбитражном суде. Главный предмет судебного разбирательства – ставки аренды подвижного состава, на которые приходится более 70% затрат пригородных пассажирских компаний, говорит начальник отдела железнодорожного транспорта министерства ЖКХ области Ольга Золотарёва: «Рабочая группа службы по тарифам провела мониторинг составляющих ставки аренды подвижного состава. В него включаются расходы компании, которые не отвечают за перевозочную деятельность – то есть средства по коллективным договорам. И это не только в Иркутской области». Сегодня у региона нет оснований, чтобы заложить в бюджет порядка 1 млрд рублей на выплату задолженности. «Мы уже предлагали ФСТ разработать методику, на основании которой эти деньги встали бы в бюджет законно, до сих пор этой методики нет», – констатировала Ольга Золотарёва. На данный момент, считают в региональном министерстве, область выполняет свои обязательства в полном объёме, а требования, которые выдвигают железная дорога и Минтранс, больше напоминают шантаж. С точки зрения железнодорожников это «нормальная рабочая ситуация». 

Напомним, РЖД принадлежит 49,99% акций ОАО «БППК», министерству имущественных отношений Иркутской области – 50,01%. Выходит, и обязанности акционерам также достались практически поровну: регион должен обеспечить пассажиров электричками, а железная дорога – получать плату за свои услуги. 

Проблема организации пригородных перевозок касается не только Иркутской области и требует системного решения. Но пока его нет, региону и компании придётся как-то договариваться. Согласовать объём средств с перевозчиком Сергей Ерощенко поручил Николаю Слободчикову. «Байкальская пассажирская пригородная компания – наше совместное предприятие, задачи мы должны решать сообща», – подчеркнул временно исполняющий обязанности губернатора. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры