издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Перворыба» вышла на сушу

Образы Сибири глазами художников Европы и Азии

Выставка «Образы Сибири» открылась на минувшей неделе в Доме имени Рогаля в Иркутске. На ней представлены самые интересные произведения, созданные на пятом международном фестивале «Перворыба», который с 21 по 30 июня проходил на Малом море и в Иркутске. Он собрал вокруг себя художников, дизайнеров и фотографов из России, Германии, Франции, Южной Кореи – всего 42 человека. На выставке организаторы рассказали о том, как появилась идея фестиваля, что означает его название и какое место «Перворыба» занимает в современном искусстве. А художники раскрыли творческий замысел своих работ.

«Иркутск широко сотрудничает с городами-побратимами в разных областях: экономике, образовании, здравоохранении, спорте и культуре. Обычно сотрудничество происходит на двухсторонней основе, реже – трёхсторонней. Мы считаем, что назрела необходимость объединения всех представителей городов-побратимов и партнёров в мероприятиях, проводимых в Иркутске. Такой акцией может стать ежегодный международный Байкальский фестиваль современного искусства «Перворыба», который позволит представить туристические, рекреационные, деловые и артистические возможности Иркутска, а также ознакомит местных жителей с достижениями наших побратимов в области современного искусства. Это послужит продолжением международного сближения», – уверен президент организационного комитета фестиваля современного искусства «Перворыба», председатель некоммерческого партнёрства «ФранСиб» Александр Фофин. Поскольку в этом году на фестиваль впервые приехали мастера из Южной Кореи, у «Перворыбы» появилась ещё одна цель – сближение европейской и азиатской культур.

Название фестиваля символизирует праздник, который никто до участников и организаторов «Перворыбы» не отмечал. «Мы не задумываемся, какой шаг сделала эволюция 50 миллионов лет назад, когда первая рыба (Перворыба), ведомая неизвестной силой, вышла на сушу. Мы отмечаем менее значимые события: рождение тиранов и мелких вождей. А между тем за последние четыре миллиарда лет жизни нашей планеты выход Перворыбы на сушу – одно из самых величайших событий для человечества. Эволюция Перворыбы знаменательна и для эволюции искусства – биологические трансформации показательны для эстетических и художественных форм, – поясняет Александр Фофин. – При кажущейся простоте повода для организации фестиваля подоплёка понятна для всех и может быть поддержана местными и международными творческими коллективами, поскольку затрагивает экологические, моральные, нравственные, творческие, общечеловеческие аспекты бытия».

Идею поддержали областное правительство и администрация города Иркутска. Некоторые маломорские базы тоже пошли навстречу: существенно снизили цены на проживание и обеспечили питание участников. Организаторы под «современным искусством» понимают совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века: ворк-шоп, перфоманс, инсталляции, хепенинг, лэнд-арт, лент-арт и тд. Слоган фестиваля – «Открой в себе создателя». 

Рисунок Себастьяна Жербье

В рамках фестиваля проходит множество акций, которые позволяют художникам творить в разных направлениях. Каждая акция имеет идейный подтекст и раскрывает цели современного искусства. «Придать мёртвому материалу состояние одухотворённости, продлить его жизнь в иной роли – одна из задач современного искусства»,– отмечает Александр Фофин. Художники поддерживают его и раскрывают своё видение этой задачи. 

«Плоха та машина, которая не мечтает полететь в космос»

Два года назад художник Георгий Инешин на берегу Малого моря создал проект «ЗвеЗдоЗил». «Это несколько ржавых машин, распиленных на части и сваренных в новую конструкцию. Цель проекта – дать новую жизнь старым вещам. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, и плоха та машина, которая не мечтает полететь в космос. Старый, заржавленный «ЗИЛ», который находился на задворках цивилизации, в моём творении получил другую жизнь, обрёл новое стремление и новую философию. В проекте есть и экологическая составляющая – мусор, который ржавел и загрязнял берег Байкала, стал служить искусству», – рассказал Георгий.

Он потомственный художник – его дед был заслуженным мастером хохломской росписи. Георгий Инешин работает в современных направлениях живописи, создаёт арт-объекты. Возможности для реализации своих творческих стремлений он находит во всём. «Я слесарь на производстве. Работаю с металлом, с пластиком, композитными материалами, со стеклом – во всём этом я вижу средства для реализации творческих идей, – делится художник. – В Иркутске есть хорошие возможности для творчества. Я приехал сюда 10 лет назад из Якутии. В Иркутске ко мне на выставку пришёл Александр Фофин и предложил сотрудничество. Он пригласил меня во Францию, где я плодотворно поработал. Сейчас я активно занимаюсь творчеством в Иркутске. Если раньше живопись была моим хобби, то теперь стала серьёзным направлением моего творчества».

Эта «Перворыба» стала четвёртой для Георгия. Он воплотил в жизнь проект «Царь-бубен», который задумал ещё в прошлом году. «Я нарисовал картину, где бубен висит в воздухе, и хотел материализовать свою идею. На «Перворыбе» я нашёл форму для воплощения идеи в рамках акции «Пирамида вечности» – каждый художник в своей пирамиде реализовывал проект, – поясняет художник. – Мой объект призван популяризировать бурятский этнос как яркое проявление жизни Прибайкалья. Одно из этих проявлений – шаманизм. Геометрическая форма, в которую заключена растяжка из баннера с изображением  тотемных животных бурятских родов, должна напоминать о языческом культе богов со своей сложной культурой и многовековой историей, восходящей до времён владычества фараонов. Бурятский народ состоит из четырёх основных племён: эхириты, булагаты, хори и хонгодоры. Самые многочисленные из этих племён – эхириты и булагаты. У племени эхиритов тотемом является пёстрый налим. Тотем булагатов – сивый бык. Именно эти два символа нарисованы с разных сторон растяжки-бубна. Они символически  объединяют в композиции бурятский народ в единое целое».

«Художника не учат – им становятся»

Рисунок Аси Беловой

Идею построить на маломорском берегу «Пирамиды вечности» предложил иркутский художник Анатолий Дмитраков. Всего на фестивале в этом году он представил 13 работ в  абстрагированных формах. «Окна в будущее» – проект, который он осуществлял вместе со своей семьёй. «Я люблю работать с разными материалами: краской, тушью, деревом, металлом, болтами, гайками. Начал заниматься творчеством ещё в третьем классе. Художника не учат – им становятся через жизнь, через боль, через любовь. У меня есть проект «Окна в будущее», который символизирует переход человека от настоящего к будущему. Поскольку мы уже сейчас живём в компьютерной среде, будущее видится мне металлизированной конструкцией. С помощью металлических вещей я попытался передать атмосферу будущей жизни. Металлические окна  – это отверстия, через которые человек пройдёт в новую эпоху, – объясняет Анатолий. – Конструкции, которые я собирал, очень тяжёлые – размером они 1,20х1,20 м. Чтобы переносить их, мне нужны были помощники. Жена Надежда и сын Николай работали вместе со мной над этим проектом».

Жена Анатолия Надежда Савина-Дмитракова – тоже художница. На фестивале она представила два своих полотна: картину «пять золотых рыб» и декоративную работу «Око». Надежда больше считает себя вдохновительницей, чем мастером: «В нашей семье все занимаются художественным творчеством. Две дочери Мария и Надежда – режиссёры в театре, но увлекаются и изобразительной деятельностью. Работая над спектаклем, они изготавливают декорации, костюмы. Сын пока не очень любит заниматься творчеством, но его фотографии, сделанные на фестивале, выставили на «Образах Сибири». А я вдохновительница для мужа – если он задумывает что-то сделать, то берёт меня с собой»

«Сибирь заставила влюбиться»

Рисунок Татьяны Сахалтуевой

Художников, приехавших на «Перворыбу» из Франции, вдохновила сибирская природа, а также радушие хозяев и участников фестиваля. «Сибирь – это новая любовь всей моей жизни, – говорит художник, дизайнер, иллюстратор Себастьян Жербье. – На выставке «Образы Сибири» я представил рисунки акварелью, которые выполнил и на берегу Байкала, и в Иркутске. Также я владею техникой цифрового рисования. Я надеюсь, что нас ещё пригласят на фестиваль. Осталось дождаться официального приглашения, но даты я уже зафиксировал в голове».

На выставке «Образы Сибири» мы не увидим работ французской художницы-мозаистки Вивиан Вольф, но можем посмотреть фоторепортаж, посвящённый работе художницы над своим проектом. Женщина выполнила мозаику в часовне на берегу Байкала. В работе она использовала как материалы, привезённые из Франции, так и те, что были собраны на Малом море. «Я выполняю мозаики различного рода, поэтому постоянно нахожусь в творческом поиске. Меня покорил приём: гостеприимство,  постоянное желание поддержать, доброжелательность со стороны иностранных коллег. Вместе с ними мы собирали гальку на берегу, вместе укладывали некоторые элементы мозаики. Я буду поддерживать связь с этими людьми, несмотря на языковые барьеры, – утверждает Вивиан. – Местная природа вдохновляет. От пейзажей, которые мы наблюдали на Байкале, исходит невероятная мощь».

Открытие выставки в Доме имени Рогаля стало завершающим этапом фестиваля. Художники ещё раз смогли обсудить творческие работы, привезённые с Малого моря. Расстроило мастеров только одно – их корейские коллеги вынуждены были улететь на родину днём раньше.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры